Западный союзник

27 августа 2018, 00:00
ТАСС
Президент Белоруссии Александр Лукашенко намерен в очередной раз оплатить издержки белорусской модели госуправления из бюджета России

В Сочи состоялась встреча президента России Владимира Путина с президентом Белоруссии Александром Лукашенко. Спустя два дня Владимир Путин подписал указы о назначении Чрезвычайным и Полномочным послом России в Белоруссии и спецпредставителем президента по развитию торгово-экономических отношений с этой республикой Михаила Бабича, чью кандидатуру Москва и Минск согласовывали более двух месяцев. Во время рабочей встречи с новым послом Владимир Путин назвал Белоруссию «нашим главным союзником». Совмещение Михаилом Бабичем двух постов наделит его полномочиями рассматривать не только политические вопросы, но и экономические. Возможно, тогда прекратятся публичные антироссийские высказывания или, по крайней мере, немного снизится их эмоциональный накал: Александр Лукашенко регулярно делает их перед решением важных вопросов российско-белорусских отношений. Посещая «Гомсельмаш» — белорусское предприятие, производящее сельхозтехнику, он вновь позволил себе резкие слова: «Россияне ведут себя варварски по отношению к нам, публично об этом говорю. Они от нас требуют чего-то, как будто мы вассалы у них, а в рамках ЕврАзЭС (очевидно, имелся в виду ЕАЭС, пришедший на смену ЕврАзЭС в 2015 году. — “Эксперт”), куда они нас пригласили, они выполнять свои обязательства не хотят. Вот и создают неконкурентную ситуацию». По мнению белорусского президента, конкурент «Гомсельмаша» «Ростсельмаш» субсидируется российским правительством, что нарушает правила ЕАЭС. Он пообещал, что эта тема станет предметом для разговора с президентом РФ.

Обвиняя Россию в субсидировании промышленности, Лукашенко сам субсидирует целые отрасли народного хозяйства: только поддержка белорусского агропромышленного комплекса обходится бюджету республики в среднем в 10 млрд долларов в год, а 90% продукции реализуется в нашей стране. Поскольку экономика Белоруссии не генерирует необходимых Лукашенко средств, просить денег на это приходится и у России. Сталкиваясь с нежеланием Москвы оплачивать «экономические успехи» Белоруссии, он уже четверть века разыгрывает нехитрую комбинацию — шантажирует Россию разрывом братских отношений.

Перейти на самоокупаемость, даже с учетом дешевых российских энергоносителей, Лукашенко не хочет, да и вряд ли сможет: белорусская административно-командная модель экономики — вещь очень затратная в эксплуатации. А смена модели управления на рыночную неизбежно приведет к закрытию неэффективных производств и росту социальной напряженности. А затем и к потере ручной управляемости экономикой, что недопустимо для руководителя, привыкшего давать пространные указания даже по поводу сева зерновых. Неделю назад белорусский президент устроил публичный разнос: обвинил Совет министров в «пофигистическом отношении к поручениям президента». Особенно досталось министрам строительства и промышленности, которые не отремонтировали крышу одного из цехов промышленного предприятия. «Президент поставил публично перед народом железобетонную задачу — решить, и точка. Все надо было бросить сюда, чтобы показать, что президент в стране есть и он управляет страной, если уж на то пошло. А вы занялись саботажем», — заявил Лукашенко и поручил заменить министров, а затем и все правительство. Поводом для гнева стала его инспекционная поездка в Оршанский район, по развитию которого более года назад была принята правительственная программа. В соответствии с планом выделение из бюджетов различных уровней 900 млн рублей (около 450 млн долларов) и приток частных инвестиций либо коммерческих кредитов на аналогичную сумму должны были превратить отстающий и убыточный район в прибыльный и передовой. Предполагалось, что в случае успеха остальные отстающие районы Белоруссии воспользуются опытом этого пилотного проекта и тоже станут передовыми. «Значительно улучшить положение дел в течение года» — так выглядел один из целевых показателей госпрограммы, но, по всей видимости, он не был достигнут. Устроив смену правительства, Александр Лукашенко оговорился, что изменения экономического курса не произойдет, а следовательно, белорусской экономике потребуется прежний объем дотаций. Оплачивать же издержки белорусского госуправления он намерен в очередной раз предложить российскому бюджету, что, возможно, действительно дешевле разрыва «братских отношений».