На митинги вышли как обычные жители 250-тысячного Хемница, так и правые радикалы, съехавшиеся сюда со всей страны. Они нападали на мигрантов на улицах Хемница, в полицию летели камни и бутылки с зажигательной смесью. В ответ та применила водометы и начала задерживать демонстрантов. Происходящее встревожило федеральные власти. Пресс-секретарь правительства ФРГ Стефан Зиберт заявил: «Мы не потерпим преследования людей, выглядящих иначе или имеющих иные этнические корни, а также попытки посеять ненависть на наших улицах». Левые организации провели альтернативный митинг, назвав его антифашистским и причислив таким образом к фашистам всех участников протеста.
Но местные жители всего лишь требуют навести элементарный порядок на улицах своего города. А упреки в нацизме выглядят натянутыми: погибший Даниэль Хиллиг был сыном мигрантов с Кубы и не выглядел как этнический немец. Премьер-министр Саксонии Михаэль Кречмер встретился с местными жителями. «Большинство людей в Хемнице, с которыми я тут общаюсь, жалуются, что к ним относятся несправедливо. Я встречал много людей, говоривших мне: “Не все мы ультраправые экстремисты”. И я хочу вам сказать: я знаю это», — резюмировал он.
Бездействие властей и попытки представить протестующих маргиналами толкают недовольных в распростертые объятия правой партии «Альтернатива для Германии» (АДГ). Партия, ратующая за закрытие внешних границ ЕС, восстановление контроля на границах Германии и немедленную депортацию мигрантов, не получивших убежища в ФРГ, становится единственным выразителем их интересов. Восточная Германия, несмотря на состоявшееся 28 лет назад объединение с Западной, все еще отстает по уровню экономического развития и, как следствие, по уровню доходов населения. Поэтому проблема миграции в восточных районах ФРГ воспринимается острее: здесь считают, что средства, щедро выделяемые федеральным правительством на поддержку мигрантов, могли бы быть потрачены на повышение уровня жизни восточных немцев. Партия АДГ, в 2017 году набравшая 12,6% на федеральных выборах в бундестаг, наибольшее количество голосов набрала в Саксонии: 35%. Антиимигрантскую риторику пытается примерить на себя даже входящий в правительственную коалицию Христианско-социальный союз, о чем свидетельствует недавний бунт председателя ХСС и министра внутренних дел ФРГ Хорста Зеехофера против канцлера Германии Ангелы Меркель. ХСС, не стесняясь, позаимствовал у АДГ большинство тезисов об ограничении бесконтрольной миграции. Однако антиисламизм пока эксклюзивная «фишка» АДГ — его не решаются примерить на себя другие партии. «Ислам не является частью Германии, а в его распространении и в присутствии растущего числа мусульман АДГ усматривает вызов нашему государству», — заявляла партия еще в 2014 году. АДГ требовала прекратить строительство мечетей и запретить ношение паранджи или никаба в общественных местах. После миграционного кризиса 2015 года, многочисленных терактов в Европе и победы на президентских выборах в США Дональда Трампа, исповедующего аналогичные взгляды, такие лозунги перестали казаться уделом маргиналов. Протестующие жители Хемница, обвиненные федеральными властями в экстремизме, а левыми партиями — в фашизме, в следующий раз наверняка проголосуют за ультраправых, поскольку альтернативы у них нет.