«Мы обогащаем потребительскую корзину китайцев»

Вера Краснова
редактор отдела компаний и менеджмента «Монокль»
3 сентября 2018, 00:00

О новой импортной политике Китая «Эксперту» рассказал Ли Цзинюань, полномочный министр, советник по торгово-экономическим вопросам посольства КНР в РФ

ОЛЕГ СЕРДЕЧНИКОВ
Ли Цзинюань: «В последние годы китайские потребители все больше открывают для себя российские продукты»

Правительство КНР недавно объявило курс на расширение импорта, снизило ввозные пошлины на многие товары, в том числе товары народного потребления. Поясните, пожалуйста, цели этой политики.

— В своем вступительном слове на Боаоском азиатском форуме в 2018 году Председатель Си Цзиньпин объявил, что Китай снизит импортные тарифы на некоторые товары. С 1 июля этого года для стран c режимом наибольшего благоприятствования была уменьшена ставка почти на 1500 потребительских товаров, включая одежду и обувь, кухонные и спортивные товары, бытовую технику, продукты водного промысла и пищевые продукты, бытовую химию и косметику и так далее. Конкретную информацию можно найти на официальном сайте правительства Китая. Это снижение тарифов — важная мера в рамках политики снижения налогов, принятой Китаем. Будучи развивающейся страной, Китай, снижая импортные тарифы, с одной стороны, повышает благосостояние своего народа, а с другой — укрепляет и развивает глобальную многостороннюю экономическую систему и вносит свой вклад в развитие мировой экономики. Снижение тарифов важно и с точки зрения все большей открытости Китая, оно демонстрирует тесную интеграцию Китая с мировой экономикой. Политическая и экономическая ситуация в мире сейчас сложная, глобальное экономическое развитие сталкивается с новыми вызовами. Наша цель — придерживаться многосторонности и открытости для внешнего мира. Китай твердо поддерживает глобальную многостороннюю торговую систему и ВТО как ее основу.

— Какие страны являются крупнейшими экспортерами в КНР? Предполагается ли изменение этой структуры?

— Основные источники импорта в Китае — страны ЕС, АСЕАН. Южная Корея, Япония, США и Россия тоже важные торговые партнеры Китая. Китай готов укреплять торговлю с разными странами и регионами мира, импортировать высококачественную продукцию и услуги, правительство страны сократит тарифы, а конкурентоспособные товары и услуги будут, естественно, выделяться среди многочисленных видов продукции и станут объектом интереса потребителей.

Кроме того, в соответствии с инициативой Председателя Си Цзиньпина, обнародованной на саммите международного сотрудничества «Один пояс, один путь» 2017 года, в ноябре в Шанхае состоится первая Китайская международная выставка «Экспо». Это будет выставка, полностью посвященная теме импорта. Ее задача — «покупать по всему миру и продавать всему миру», то есть не только продвигать более качественные товары и услуги на китайский рынок, но и создать международную выставочную площадку, которая предоставит различным странам возможность налаживать сотрудничество.

— Расскажите, пожалуйста, немного подробнее об этой выставке.

— Она пройдет в Шанхае 5–10 ноября, там будут одновременно проводиться три крупных мероприятия. Во-первых, национальная выставка, где страны-участницы продемонстрируют свои достижения в области социально-экономического развития, инвестиционный потенциал и так далее. Во-вторых, корпоративные выставки, где компании со всего мира представят свои лучшие товары и услуги, включая высококачественное оборудование, потребительские товары, автомобили, медицину, продукты питания, услуги в области культуры, искусства, образования, технологий, логистики и так далее. Третье мероприятие — Хунцяоский международный торговый форум, который уделит особое внимание таким вопросам, как «торговля и открытость», «торговля и инновации», «торговля и инвестиции», с упором на стимулирование либерализации торговли и инвестиций, устойчивого развития торговли и инвестиций и строительства открытой мировой экономики. Кроме того, для обеспечения максимального эффекта будет организовано участие полутора миллионов покупателей в ряде мероприятий по содействию торговле.

Уже подтверждено участие в выставке более 2900 предприятий из 130 стран, которые займут 280 тысяч квадратных метров выставочной площади. В дальнейшем импортная «Экспо» будет проходить регулярно, и мы приветствуем внимание к ней российских компаний.

— В 2015–2016 годах российско-китайская торговля переживала спад и депрессию. А как сейчас развиваются торговые отношения между нашими странами?

— Китайско-российская торговля сейчас растет хорошими темпами. По данным таможенной статистики Китая, объем двусторонней торговли в 2017 году достиг 84 миллиарда долларов, увеличившись на 21 процент. Импорт из России в Китай значительно вырос. В 2017 году он составил 41,2 миллиарда долларов, на 27,7 процента больше, чем в 2016 году. За первое полугодие 2018 года двусторонний товарооборот составил 49,2 миллиарда долларов, импорт из России — 26,6 миллиарда, это на 31,6 процента больше по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. Традиционный экспорт российских товаров в Китай неуклонно развивается, значительно выросли объемы поставок сельскохозяйственных продуктов и продуктов питания, а трансграничные платформы электронной торговли играют все более важную роль. Ожидается, что по мере углубления экономического и торгового сотрудничества между двумя странами двусторонняя торговля между Китаем и Россией, включая экспорт России в Китай, принесет более благоприятные результаты.

— Какие меры поддержки российского экспорта в Китай необходимы, на ваш взгляд, помимо снижения таможенных пошлин? Что уже делается в этом направлении?

«Я надеюсь увидеть на китайском рынке изделия ручной работы, сделанные в России, увидеть большое русских балетов, наслаждаться русскими музейными сокровищами на передвижных выставках» 44-02.jpg ОЛЕГ СЕРДЕЧНИКОВ
«Я надеюсь увидеть на китайском рынке изделия ручной работы, сделанные в России, увидеть большое русских балетов, наслаждаться русскими музейными сокровищами на передвижных выставках»
ОЛЕГ СЕРДЕЧНИКОВ

— Мы приветствуем конкурентоспособную российскую продукцию на китайском рынке и обогащаем потребительскую корзину китайцев. К счастью, в последние годы китайские потребители все больше открывают для себя российские продукты. Но можно еще лучше раскрыть потенциал российского несырьевого экспорта в Китай, и первая рекомендация —эффективно использовать импортную «Экспо», Китайско-российскую «Экспо» и другие платформы для рекламирования товаров Made in Russia. Например, в этом году Россия провела чемпионат мира по футболу, открыв окно для китайских потребителей, позволяющее им лучше понять Россию. Сто тысяч китайцев отправились в Россию, чтобы посмотреть игру, и российское пиво хорошо продавалось на китайском рынке. Китайская импортная «Экспо» — важная мера, направленная на открытие Китаем своего рынка. Китайско-российская выставка тоже хорошая платформа для сотрудничества двух стран. Китай приветствует выход российских товаров и услуг на китайский рынок и надеется, что российские компании будут в полной мере использовать эти платформы.

Второе — следует внедрять все возможные методы сотрудничества, в полной мере использовать B2B, B2C и другие формы трансграничной электронной коммерции для продвижения качественных российских продуктов все большему числу китайских потребителей. Сейчас наши правительства активно работают над устранением торговых барьеров и содействием упрощению процедур торговли. Посольство КНР в России также будет мостом между двумя странами, оказывая поддержку и содействие сотрудничеству наших компаний. И это еще одна из важных целей инициативы «Один пояс, один путь». Я считаю, что совместными усилиями мы сможем добиться еще большего прогресса.

До сих пор в КНР из России ввозилось главным образом сырье. А какие ожидания связывают китайские потребители с российскими несырьевыми товарами?

Я считаю, что любой потребитель предпочитает качественные и недорогие товары. Снижение тарифов на некоторые продукты, предпринятое китайским правительством, продиктовано желанием обогатить выбор простых людей и улучшить качество их жизни и уровень счастья. Та российская продукция, которая отличается неповторимыми характеристиками, высоким качеством, сделана с мастерством, несет в себе частицы исторического и культурного наследия, имеет преимущества и незаменима. Мы ожидаем, что за счет продвижения и рекламы она станет знакома большему количеству китайских потребителей.

— Российские предприниматели говорят, что им трудно преодолевать культурные барьеры, проявляющиеся, в частности, в потребительском поведении китайцев. А что говорят китайские бизнесмены по поводу торговли в России — мешает ли им различие культур?

— Экономическая глобализация объединяет все страны. Экономическое и торговое сотрудничество между странами — это взаимное сотрудничество. Существует не только связность производственных мощностей и рынка, но и смешение культуры и ценностей. Мы предлагаем совместную работу по инициативе «Один пояс, один путь» и выступаем за реализацию пяти мер — политическая координация, взаимосвязь инфраструктуры, бесперебойная торговля, свободное передвижение капитала и укрепление связей между народами. Эти пять элементов взаимно усиливают друг друга. Различия в истории, культуре и экономическом развитии стран —нормальное явление. Важно иметь возможность искать общий язык, сохраняя различия, чтобы каждая страна встала на путь зажиточности, могущества и процветания. Я считаю, что разные культуры окажут свое положительное влияние на сотрудничество, делая его более разнообразным. Но чтобы достичь взаимовыгодного баланса, компании должны понимать и уважать культуру и привычки друг друга, быть прилежными в обучении и адаптации друг к другу.

— Какие из российских товаров, которые еще не продаются в Китае, вы лично как покупатель хотели бы там видеть?

— При постоянном углублении двусторонних отношений между Китаем и Россией торгово-экономическое сотрудничество становится все более тесным, а общественные обмены идут полным ходом. Осведомленность китайских потребителей в отношении российских брендов углубляется. Когда президент Путин посетил Китай, он подарил российское мороженое и сауну Председателю Си Цзиньпину, что вызвало большой интерес среди китайцев. Российское мороженое, пиво, шоколад, мед, продукты водного промысла и предметы первой необходимости очень популярны на китайском рынке. Я лично глубоко люблю Россию и русских людей, очень интересуюсь русской культурой и искусством. Я надеюсь увидеть на китайском рынке изделия ручной работы, сделанные в России, увидеть больше русских балетов, опер, народных танцев в китайском театре и больше наслаждаться русскими музейными сокровищами на передвижных выставках. Мы верим, что при неустанных усилиях всех сторон уровень торговли товарами и услугами между Китаем и Россией будет продолжать расти, принося больше пользы обоим нашим народам.