Теперь на автомобилях Nissan можно не только ездить, с ними можно еще и говорить. Сажусь в обновленный кроссовер Nissan X-Trail. Спрашиваю: «Какая погода будет сегодня?» Автомобиль приятным женским голосом отвечает, что погода будет солнечная, дождей не ожидается. Вижу, что заканчивается топливо. «Где ближайшая заправка?». Девушка отвечает, что ближайшая заправка через 500 метров, и прокладывает к ней маршрут. Так в автомобилях Nissan работает недавно встроенная мультимедийная система «Яндекс. Авто», которая существенно расширила возможности водителя. Теперь на большой восьмидюймовый сенсорный экран выводится много удобных сервисов: при помощи фирменного яндексовского голосового помощника «Алиса» можно, не отвлекаясь от дороги, отдавать различные команды, прокладывать маршрут в «Яндекс. Навигаторе» и следить, где находятся камеры контроля скорости, искать информацию в интернете, слушать стриминговые музыкальные сервисы «Яндекс. Музыки» или смотреть на остановках онлайн-телеканалы. Один из ведущих японских автопроизводителей уже несколько лет сотрудничает с «Яндексом», и интеграция этих сервисов в автомобили — один из примеров реализации стратегии Nissan Intelligent Mobility, «Умная мобильность».
Роботы в помощь
Впервые эту стратегию компания представила в марте 2016 года. «Наша концепция Intelligent Mobility — это путь, ведущий потребителей всего мира к более безопасному и экологичному будущему», — сказал тогда на ее презентации президент и исполнительный директор Nissan Карлос Гон. По его словам, новая концепция открывает новую эру мобильности, когда транспортные средства будут роботизированными, экологически безопасными и гармонично интегрированными в жизнь человека.
В основе концепции Nissan Intelligent Mobility лежат три ключевые инновации. Во-первых, это Nissan Intelligent Driving, «умное вождение». По мнению инженеров компании, скоро наступят времена, когда управление автомобилем будет означать полное отсутствие стресса и превратится в чистое удовольствие. Машина сама будет заезжать за вами, самостоятельно передвигаться в условиях интенсивного движения и находить место для парковки, общаясь при этом с другими автомобилями и даже с пешеходами.
Уже сейчас автомобили Nissan оснащены набором полезных роботизированных систем (комплекс этих опций получил название ProPILOT). Например, интеллектуальная система контроля «слепых» зон отслеживает наличие других автомобилей в зонах, плохо видимых в зеркалах, и предупреждает вас об их появлении. Умная система контроля рядности движения автоматически удерживает автомобиль в выбранном ряду. Система контроля движения сзади контролирует ситуацию позади автомобиля и для предотвращения столкновения автоматически включает тормоза. Интеллектуальный круиз-контроль адаптирует автомобиль к интенсивности трафика и помогает выдерживать безопасную дистанцию до других автомобилей. При этом система предупреждения столкновений отслеживает положение двух автомобилей впереди и предупреждает о необходимости притормозить еще до того, как вы увидите, что трафик замедлился. Электроника даже может обеспечить полную остановку, если того требуют дорожные обстоятельства, а затем снова набрать скорость, когда движение потока возобновится. А вот еще очень удобная роботизированная опция: нажав кнопку ProPILOT Park, вы позволите автомобилю самостоятельно выполнять рулевое управление, увеличивать скорость, тормозить и переключать передачи, чтобы автоматически запарковать автомобиль.
Когда же автомобиль станет полностью роботизированным и будет способен сам передвигаться по дорогам, без участия водителя? Представители Nissan отвечают, что эти времена наступят совсем скоро. Компания уже несколько лет успешно тестирует прототипы беспилотных автомобилей на улицах разных городов мира — в частности, такие машины Nissan успешно ездят по дорогам общего пользования в Лондоне.
Энергетическая эффективность
Другая ключевая инновация стратегии Nissan Intelligent Mobility — направление Intelligent Power, «умная энергия». Речь идет о высокой эффективности энергопотребления электромобилей Nissan. Эти технологии в первую очередь успешно реализуются в полностью электрической модели Nissan Leaf. Сейчас это самый популярный электромобиль в мире: его продажи начались в 2010 году и с тех пор достигли 340 тыс. единиц.
Популярность японского электромобиля связана с его высокой технологичностью и уникальными потребительскими характеристиками. В частности, Leaf имеет энергоемкую батарею (с отдачей 40 кВт·ч), которая обеспечивает запас хода от одной зарядки 270 км в городском цикле. Оснащение Nissan Leaf также включает в себя упомянутые выше инновационные системы Nissan ProPILOT, ProPILOT Park, а также систему электронной педали e-Pedal.
Последняя призвана вывести привычный способ управления автомобилем на новый уровень. Достаточно нажать кнопку на центральной консоли, и привычная педаль акселератора превращается в электронную e-Pedal — систему управления с помощью одной педали: при нажатии на нее автомобиль начинает ускорение, а когда нога отпускает педаль, то машина начинает замедлятся (при этом включается режим рекуперации, то есть идет подзарядка батарей). Инженеры Nissan утверждают, что 90% всех действий управления автомобилем водители смогут выполнять с помощью одной-единственной педали. В результате процесс вождения станет более увлекательным и менее утомительным: в условиях интенсивного транспортного потока и городских поездок водителям больше не придется постоянно оперировать педалями тормоза и акселератора.
Социальная интеграция
Наконец, третье важное направление концепции «умной мобильности» — Nissan Intelligent Integration, «умная интеграция», которая подразумевает новую связь между автомобилями и обществом. Руководство Nissan убеждено, что компания, будучи одним из ведущих мировых автопроизводителей, может создать новые преимущества для общества, внести свой вклад в дело очищения атмосферы от вредных веществ и охраны окружающей среды, а также повысить безопасность дорожного движения путем интеграции автомобиля в социальную инфраструктуру — дорожную, информационную, энергетическую.
В частности, Nissan много работает над развитием зарядной инфраструктуры для электромобилей: например, в Европе компания располагает более чем 2300 станций быстрой зарядки, и, по прогнозам, к 2020 году их число увеличится до 5500. Другое интересное направление развития — продвижение идеи подключения машины в общую энергосеть (концепция Vehicle-to-grid, V2G) в разных городах мира. Это позволит подключать электромобили к электросети в часы, когда электроэнергия дешевле, а энергию, имеющуюся в аккумуляторе электромобиля, можно будет использовать не только для вождения, но и для дома, и даже отдавать обратно в сеть.
Примечательно, что идеи энергетической эффективности Nissan реализует не только производя автомобили. В мае этого года компания объявила о начале розничных продаж Nissan Energy Solar — продукта, который представляет собой комплект солнечных батарей, соединенных с энергохранилищем (аккумуляторные батареи системы xStorage Home) и системой управления домашним потреблением электроэнергии. Представители компании заявляют, что благодаря новому решению пользователи смогут оптимизировать процессы выработки энергии, ее хранения и расхода, что позволит им сэкономить в общей сложности до 60% на счетах за электричество и даже больше.
Одновременно специалисты компании начинают решать набирающий актуальность вопрос, что делать с отработанными батареями от электромобилей. В Nissan убеждены, что их можно не утилизировать, а давать им вторую жизнь с помощью новых технологий. В частности, объявлено, что в ближайшее время в Японии (город Намиэ) Nissan откроет первый завод, специализирующийся на восстановлении демонтированных с электромобилей литий-ионных батарей для повторного использования. Новое предприятие будет играть роль глобального центра научно-исследовательских работ и производства в этой области. По планам, переработанные и восстановленные на заводе батареи можно будет опять использовать в электромобилях, а также на других объектах. Например, восстановленные батареи от электромобилей Nissan уже участвуют в освещении ряда японских городов, а в июне 2018-го с использованием этих элементов запущена в эксплуатацию уникальная энергетическая экосистема для освещения стадиона в Амстердаме. Таким образом Nissan демонстрирует, что новая эра мобильности может вносить весомый вклад в устойчивое развитие человечества.