По результатам, обнародованным на последнем Петербургском международном экономическом форуме, Сахалинской области в 2017 году удалось занять 37-е место в стране по инвестиционному климату, в то время как годом ранее она находилась на 79-м месте. Интегральный индекс региона увеличился сразу на 42 пункта, и область переместилась из группы С в группу А, показав лучшую динамику развития по стране.
Как же Сахалину удалось за столь короткий срок совершить такой скачок? Разумеется, значительный вклад в развитие региона традиционно внес нефтегазовый комплекс, однако на этот раз основное ускорение области придало включение новых институтов развития.
На шельфе Сахалина уже реализовано несколько проектов мирового уровня, связанных с добычей углеводородов, построен первый в стране завод по производству сжиженного природного газа (СПГ). И по объему накопленных иностранных инвестиций область многие годы занимает ведущее место в РФ. Перспективы также значительны. Идут предпроектные работы по строительству третьей технологической линии завода СПГ. В июне 2017 года подписано соглашение между Минпромторгом России и «Газпромом» о сотрудничестве в сфере развития и локализации (импортозамещения) подводно-добычных комплексов. По этому направлению планируется поддержать 12 проектов более чем на 3,5 млрд рублей. Речь в первую очередь идет об освоении крупнейшего Киринского газоконденсатного месторождения проекта «Сахалин-3». Газ на соседнем Южно-Киринском месторождении уже добывается именно таким способом, то есть без установки дорогостоящих ледостойких платформ. Словом, в этой сфере развитие идет последовательно, в соответствии с долгосрочными планами нефтегазовых компаний.
Однако растет и доля ненефтегазовых доходов областного бюджета. В 2017 году она увеличилась до 41% (в 2016-м — 28%). В абсолютных цифрах эти доходы превысили уровень 2016 года на 7,3 млрд рублей. Произошло это в том числе за счет роста поступлений налога на прибыль организаций по традиционной системе налогообложения, налога на доходы физических лиц, налога на имущество организаций. Подобная тенденция продолжилась и в первом полугодии 2018-го.
Теперь региональная власть сосредотачивается на развитии ненефтяных отраслей, то есть на диверсификации экономики, о чем и свидетельствуют темпы роста региона в Национальном рейтинге инвестклимата. Становятся заметны первые результаты процессов, которые происходят на островах в результате реализации ряда федеральных и региональных проектов, в числе которых создание территорий опережающего социально-экономического развития, распространение режима Свободного порта Владивосток на другие порты, внедрение уникальных региональных механизмов поддержки инвестиционных проектов, бесплатное предоставление земельных участков в рамках программы «Дальневосточный гектар» и многое другое, что в целом обеспечивает комплексное социально-экономическое развитие региона.
Новые инструменты развития
Если говорить об уникальных региональных инструментах развития, то в первую очередь стоит назвать акционерное общество «Корпорация развития Сахалинской области». Если есть хороший, крупный (свыше 50 млн рублей) проект, то с ним лучше всего обращаться в корпорацию. Ставка финансирования — 0,5% годовых для начинаний в сфере сельского хозяйства и 5% для иных отраслей. Корпорация уже вложила более 23 млрд рублей в проекты агропромышленного комплекса, рыбной и угольной отраслей, в производство сжиженного природного газа.
С целью создания благоприятных условий для ведения малого и среднего бизнеса на островах действуют еще два института развития — Сахалинское агентство по привлечению инвестиций и Фонд развития предпринимательства.
Агентство реализует принцип «одного окна», ведя сопровождение бизнес-проектов. За полтора года своего существования организация приняла свыше 400 заявок инвесторов.
Фонд развития предпринимательства занимается предоставлением инвесторам микрозаймов по льготной процентной ставке и оформлением поручительств по кредитным договорам и аренде. Фонд уже выдал свыше 600 микрозаймов на сумму более 700 млн рублей и порядка 300 поручительств на 1,2 млрд рублей.
Однако этим работа с субъектами малого и среднего предпринимательства не ограничивается. В регионе введены льготы по уплате налогов на имущество и прибыль организаций, предоставляются субсидии, компенсируются затраты на уплату процентных платежей по кредитам и лизинговых платежей, многие другие стимулирующие меры.
Например, область увеличила долю госзакупок у малого бизнеса до 30%, что почти вдвое выше показателя, установленного для российских регионов федеральным законом № 44-ФЗ. По итогам 2017 года общая сумма таких государственных и муниципальных контрактов достигла 4,8 млрд рублей.
«Несомненно, это мощный инструмент поддержки бизнеса и повышения конкуренции на рынке», — отмечает руководитель министерства по регулированию контрактных закупок Сахалинской области Елена Иванова.
Такие меры поддержки дают результат: предприятия малого и среднего бизнеса, которые получили поддержку от Фонда развития предпринимательства или в виде муниципальных субсидий, вернули в 2017 году в сахалинский бюджет налогов на треть больше. А количество работников в таких компаниях выросло на восемь процентов.
В качестве примера можно привести программу «Дальневосточный гектар». С началом действия соответствующего закона за земельными участками в Сахалинской области обратились более 16 тыс. человек. Уже сейчас для них действуют 47 мер региональной поддержки, причем этот перечень может быть расширен.
Пока еще не все новые собственники определились с целевым использованием своей земли, тем не менее за первое полугодие 98 «гектарщикам» выданы гранты на создание личных хозяйств — по сто тысяч рублей. Субсидии на приобретение 91 единицы сельхозтехники в лизинг перечислены почти 60 землевладельцам. Более ста человек получили финансовую поддержку на содержание животных и приобретение кормов для них. Девять граждан воспользовались услугой возмещения затрат на открытие собственного дела (почти четыре миллиона рублей), четверым компенсированы расходы на переподготовку кадров, еще троим — на приобретение технологического оборудования (2,5 млн рублей). Пять человек заключили договоры купли-продажи лесных насаждений.
Кроме того, на обустройство транспортной и энергетической инфраструктуры в местах компактного размещения «дальневосточных гектаров» в трех районах области, где предполагается создать новые населенные пункты, из регионального бюджета в течение трех лет будет выделено около 900 млн рублей.
Сельские перспективы
Еще одним мощнейшим инструментом развития деловой активности стали территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР, ТОР).
Например, ТОР «Южная», созданная в соответствии с постановлением правительства РФ № 201 от 17 марта 2016 года. Ее задача — развитие местного производства продуктов питания (впрочем, здесь стоит говорить не только о работе в рамках ТОР, но и о переменах в сельском хозяйстве региона в целом).
В силу природно-климатических условий Сахалин находится в зоне рискованного земледелия. Поэтому в 1990-е годы, сразу после того как сельскохозяйственная отрасль лишилась господдержки, начался ее развал. В итоге свыше 70% всех продуктов питания, даже тех, которые могли производиться на островах, приходилось завозить, в том числе из-за рубежа, что диктовали особенности логистики. Зачастую ввозимые продукты были насыщены консервантами для длительного хранения и не отличались высоким качеством.
Поэтому создание ТОР именно сельскохозяйственного назначения стало логичным следствием политики региональных властей, направленной на обеспечение островитян свежими и экологически чистыми продуктами местного производства.
И уже можно подводить первые итоги.
Одним из первых резидентов ТОР «Южная» стала компания «Мерси Агро Сахалин», которая уже успешно реализовала строительство второй очереди своего свинокомплекса, доведя поголовье до 62 тысяч. В 2017 году объем производства составил 2362,6 тонны свинины в живом весе. В результате реализации проекта при выходе на проектную мощность годовое производство (с учетом первой очереди на 12 тыс. голов) составит до 6280 тонн свинины в живом весе.
На местный рынок стало поступать столько мяса, что охлажденная свинина за год в среднем подешевела на 120 рублей за килограмм. Сегодня стоимость килограмма мяса на кости составляет около 250 рублей. При этом еще три года назад цена килограмма привозной замороженной свинины превышала 600 рублей.
Еще один резидент ТОР «Южная» — ООО «Грин Агро-Сахалин» — реализует инвестиционный проект животноводческого комплекса на 3,8 тыс. голов. На первую очередь в селе Троицком (здесь будут запущены комплекс на 1900 голов дойного стада и завод по переработке молока) уже завезено первое высокопродуктивное поголовье КРС, в том числе из Дании; появились первые телята. На второй площадке, в селе Березняки, планируется возвести еще один комплекс на 1900 голов дойного стада. Планируется, что в целом после выхода на проектную мощность объем производства составит до 30 тыс. тонн молока в год и до 22 тыс. тонн молочной продукции. Сомнений в том, что проект состоится, нет.
На финишную прямую вышел и проект создания молочно-товарной фермы на тысячу голов основного стада в селе Раздольном Корсаковского района. Он реализуется вне рамок ТОР «Южная», но заслуживает внимания — при возведении взят за основу лучший белорусский опыт.
Исходя из опыта братской республики здесь в первую очередь построили современный агрогородок для специалистов. После выхода на проектную мощность ферма будет давать ежегодно около 7000 тонн молока. Этот проект получил высокую оценку президентов Владимира Путина и Александра Лукашенко как пример взаимодействия наших стран.
Интересно и то, что на землях скотоводческого предприятия сахалинские агрономы разбили первый сад с плодовыми деревьями. В 2017 году высажено 8500 яблонь и груш белорусской селекции.
Птицефабрика «Островная» в Южно-Сахалинске, закончив модернизацию четырех производственных линий яичного направления, намерена произвести в этом году 120 млн яиц, полностью обеспечив потребности жителей области.
Кроме того, в 2016 году птицефабрика впервые предложила островитянам охлажденное мясо бройлеров. До этого более двух десятков лет регион был лишен собственного свежего мяса птицы — оно было полностью завозным и поставлялось в замороженном виде. В этом году здесь произведут более двух тысяч тонн мяса птицы и деликатесной продукции из него. И идет расширение мощностей до десяти тысяч тонн мяса бройлеров в год.
Еще один резидент ТОР «Южная», компания «Совхоз “Тепличный”», в 2017 году завершила строительство крупного овощеводческого комплекса, оснащенного самым современным оборудованием. Теперь в хозяйстве восемь гектаров теплиц. До начала проекта компания производила в год три тысячи тонн овощей закрытого грунта. По итогам 2017 года при действующих трех очередях производство превысило 5300 тонн (из них 3500 тонн — огурцы, 1400 — помидоры). С вводом четвертой очереди производство овощей закрытого грунта увеличится до 6300 тонн в год. Естественно, цены пошли вниз. Весной среднерозничная цена тепличных огурцов составляла 164 рубля за килограмм. Это на 52 рубля меньше, чем в 2016 году, и в два раза меньше, чем в 2014-м. Летом цены, естественно, были еще ниже.
Земля — основа любого сельского хозяйства. Во время кризиса 1990-х мелиорация земель на Сахалине фактически сошла на нет, их плодородие ухудшилось, пашни заросли кустарниками и стали непригодны для использования.
Теперь все возрождается. Только в этом году мелиорация вернет в строй более 400 га пахотных земель; кроме того, за счет проведения противопаводковых мероприятий будет предотвращена потеря еще около 150 га земли.
В последние годы сахалинские сельхозпроизводители получают беспрецедентные меры поддержки из средств областного и федерального бюджетов. В 2017 году на реализацию отраслевой госпрограммы развития сельского хозяйства было выделено 3,5 млрд рублей, в 2018-м — 2,6 млрд, что позволит закрыть все потребности аграриев.
Теперь Сахалинская область лидирует в Дальневосточном федеральном округе по темпам роста выпуска сельскохозяйственной продукции. Причем есть и возможности для дальнейшего роста. Если сейчас регион полностью обеспечен собственным картофелем и яйцом, овощами открытого грунта на 80,1%, то молоком — лишь на 19,3%, мясом — на 15,9%. Но уже совсем немного осталось до ввода в эксплуатацию новых крупных, причем не только по меркам Сахалина, сельхозпроизводств.
К 2020 году жители Сахалинской области будут полностью обеспечены свежими и качественными продуктами местного производства — овощами закрытого грунта, свининой, мясом птицы, молоком. Кроме того, по прогнозу, уже к 2020 году сельхозпредприятия области будут дополнительно производить продукции почти на семь миллиардов рублей. Если раньше эти средства направлялись на закупку привозного продовольствия, то теперь останутся в экономике островов.
В ожидании гостей
Одновременно с «Южной» была образована ТОР «Горный воздух». Она создана для развития принципиально новой отрасли региональной экономики — туризма.
Безусловно, туристы на Сахалин и Курилы приезжали всегда, но этот поток был не слишком велик и, по большому счету, формировался стихийно.
«Сахалинская область — единственный островной регион России, где немало мест, привлекательных для любой категории туристов, — рассказывает заместитель председателя областного правительства Антон Зайцев. — Наш горнолыжный комплекс “Горный воздух” составит конкуренцию любому отечественному зимнему курорту. Множество уникальных природных явлений, ради которых туристы едут за границу, есть и у нас на Сахалине и Курилах».
Это вулканы, горячие источники, морская рыбалка с ее деликатесами, нетронутая природа и многое другое.
Холодное Охотское море обеспечивает острова особым климатом, который весьма благоприятен для зимних видов спорта. Уже сегодня сахалинский горнолыжный курорт называют лучшим на Дальнем Востоке и в Сибири. Здесь самая обширная зона катания, современные подъемники и системы оснежения.
По итогам прошедшего сезона установлено сразу несколько рекордов посещаемости — зимой 2017/18 склоны «Горного воздуха» привлекли свыше 90 тыс. гостей. Впервые в истории в течение одного дня комплекс посетили пять тысяч человек, а в новогодние праздники — свыше 33 тыс. любителей спорта. Это более чем вдвое превышает показатели прошлого года.
Строительство новых спортивных объектов, включая трассы, канатные дороги и многое другое, продолжается.
Помимо этого у подножия гор другими резидентами ТОР создается туристическая инфраструктура — бальнеологический комплекс «Хонока», гостиница с водным комплексом, хостелы экономкласса, гостиничный комплекс с альпийскими шале.
Строительство комплекса «Хонока» получило высокую оценку самого премьер-министра Японии Синдзо Абэ. «В Южно-Сахалинск из Хоккайдо пришла одна из компаний, специализирующихся на спа-процедурах. Уверен, у проекта хорошее будущее — японский бизнес не стал бы участвовать в нем без твердой уверенности, что все осуществимо», — сказал он, выступая в этом году на площадке Петербургского международного экономического форума.
Действительно, российско-японская компания «Хонока Сахалин» намерена использовать лучшие стандарты обслуживания клиентов. На площади 7400 квадратных метров разместятся бассейны, массажные салоны, зоны отдыха, японский сад, детские игровые комнаты и ресторан. Общая сумма частных инвестиций в проект превышает полмиллиарда рублей. Более половины из них — японские деньги. Ожидается, что «Хонока» будет построена уже к концу этого года и станет визитной карточкой всего Дальнего Востока.
Кроме того, к концу года в рамках ТОР «Горный воздух» вступит в строй еще один уникальный объект — самый крупный на Дальнем Востоке водный спортивно-оздоровительный комплекс «Аква Сити». Два спортивных бассейна, в том числе один «олимпийский» пятидесятиметровый, и шесть ванн водно-оздоровительной зоны позволят ежегодно обслуживать более 200 тыс. человек в аквазоне и почти 300 тыс. — в плавательных бассейнах.
«Аква Сити» станет стартовой площадкой для запуска нового массового оздоровительного проекта по обучению сахалинских школьников плаванию. Ежедневно посещать комплекс смогут до 500–600 ребят из Южно-Сахалинска и близлежащих районов. Занятия для них будут бесплатными.
Вступил в строй спортивно-оздоровительный комплекс «Восток», построенный за счет средств сахалинских рыбопромышленников. «Общий объем вложений — два миллиарда рублей, — отметил президент регионального фонда “Родные острова” и основной инвестор проекта Александр Кан. — Окупить затраты не удастся, да мы и не ставили перед собой такой цели. Просто социально ответственный бизнес вкладывает свои средства в проект, ориентированный на людей, которые являются главным капиталом области».
Здесь уже работает детский оздоровительный лагерь, будет базироваться профессиональная баскетбольная команда. А зимой 2019 года комплекс станет одним из объектов первых международных Зимних игр «Дети Азии».
Это тоже мероприятие мирового масштаба. Минувшей зимой на Сахалине уже побывали главы национальных олимпийских комитетов и спортивных ведомств ряда стран — Палестины, Сирии, Таджикистана, Таиланда, Филиппин, Шри-Ланки, Японии, Южной Кореи, Армении, Афганистана и др. Для многих из них зимний спорт — совершенно новая страница истории. И открыта она будет именно на Сахалине.
«Объекты на Сахалине не уступают, а во многом и превосходят уровень спортивных сооружений Южной Кореи и Японии, — сказал, подводя итоги визита, президент международного комитета Игр “Дети Азии” Дмитрий Глушко. — И поэтому национальный олимпийский комитет нацелен на то, чтобы приезжать сюда не один раз, а системно готовить здесь своих спортсменов, обучать тренеров».
Более того, российские олимпийцы и паралимпийцы уже готовились в «Горном воздухе» к стартам в Пхенчхане и намерены системно использовать потенциал острова.
«Нам очень помогло, что заключительный этап перед Олимпиадой в Корее мы провели здесь, на Сахалине. Без этого бы ничего не получилось. Зимой, вплоть до Олимпийских игр в Пекине, мы будем прилетать сюда на заключительный этап подготовки. У вас прекрасно подготовленные трассы, отличные условия для тренировок и замечательные люди», — сказал главный тренер российской паралимпийской горнолыжной команды Александр Назаров.
Для приема нарастающего потока туристов и спортсменов в Южно-Сахалинске строится новый аэровокзальный комплекс. Терминал будет рассчитан на 550 пассажиров внутренних авиалиний в час (с возможностью расширения до 900 пассажиров) и 250 пассажиров международных линий. Работы планируется завершить к концу 2019 года.
Курильские берега
Через полтора года после появления ТОР «Южная» и «Горный воздух», в августе 2017-го, было подписано постановление правительства РФ о создании ТОР «Курилы».
Пока она охватила только один южнокурильский остров — Шикотан, а первым резидентом стал рыбокомбинат «Островной», расположенный в селе Малокурильском.
Это предприятие в советские времена было крупнейшим в стране производителем консервов из сайры, но со временем собственники довели его до банкротства (этот скандал дошел даже до президента страны).
Новые владельцы сразу взялись за дело. Строятся цеха, где будут выпускать мороженую и охлажденную продукцию, консервы. Для консервного производства планируют открыть собственный цех по производству банок. Уже налажено производство рыбьего жира. В Малокурильской бухте строят причальную стенку. Заказаны два новых судна. Планируется создать дочернее предприятие, которое будет заниматься судоремонтом.
В соседнем селе Крабозаводском активно строится еще один рыбоперерабатывающий комплекс.
«Его уникальность в том, что здесь будут использованы самые передовые технологии, — рассказывает заместитель генерального директора компании-инвестора “Гидрострой” Павел Кравченко. — Завод способен перерабатывать 900 тонн продукции в сутки. На Курилах таких мощностей пока нет — есть на Итурупе, но там работают два завода, а здесь будет справляться один».
Здесь планируют запустить новую филейную линию по переработке минтая и трески, а также перенести под новую крышу уже действующий в Крабозаводском консервный завод (под известной торговой маркой «Курильский берег» здесь выпускают консервы из печени трески, минтая и др.). Помимо производственных мощностей комплекс включает в себя столовую, общежитие на 118 мест и гостиницу на 24 человека.
Благодаря двум этим проектам на островах создадут 820 дополнительных рабочих мест и привлекут около десяти миллиардов рублей частных инвестиций.
На соседнем острове Кунашир тоже кипит работа — здесь модернизируется ООО «Южно-Курильский рыбокомбинат». В рамках инвестиционного проекта компания возводит цех по переработке рыбных отходов и свежей рыбы в муку и рыбий жир. Эта продукция используется в производстве кормов для животных и рыб в аквакультуре. В результате реализации проекта будет дополнительно создано 46 новых рабочих мест. Его общая стоимость превышает миллиард рублей. Инициатор вложил в проект 271 млн рублей, остальное инвестировала Корпорация развития Сахалинской области.
Ввод в эксплуатацию всех этих объектов намечен на 2018–2019 годы.
Столь впечатляющая оперативность связана с подходом к Южным Курилам больших скоплений скумбрии и дальневосточной сардины, имеющей торговой название «иваси». Их появление циклично. Например, с 1920-х годов иваси была основным объектом промысла на Дальнем Востоке, однако в 1941 году внезапно исчезла. В 1960-е годы иваси вновь появилась в этих местах, в виде консервов она была очень популярна в СССР, но в 1991 году вновь ушла.
Ученые обратили внимание на появление дальневосточной сардины у берегов России в промышленных объемах через определенные промежутки времени и попытались просчитать эти интервалы. Их прогнозы сбываются.
Уже на 2017 год ихтиологи дали добро на вылов 130 тыс. тонн скумбрии и 60 тыс. тонн сардины иваси. Однако за год сахалинские рыболовы (точнее, суда компании «Курильский рыбак», входящей в холдинг «Гидрострой») добыли чуть более восьми тысяч тонн скумбрии и полутора тысяч тонн иваси. К большим объемам не были готовы ни флот, ни береговая переработка. Их и начали спешно строить.
Чтобы было понятно, о каких объемах в перспективе может идти речь, укажем, что в 1970–1980-е годы иваси занимала второе место в уловах нашего промыслового флота на Дальнем Востоке, этой рыбы добывали до 600 тыс. тонн в год.
Согласно результатам научных исследований этого года, в Охотском море и у Курильских островов находится более 600 тыс. тонн дальневосточной сардины и свыше 1,9 млн тонн скумбрии. В этом году у берегов Южных Курил рекомендованы к вылову 75 тыс. тонн сардины, 160 тыс. тонн скумбрии и 180 тыс. тонн сайры. При этом двадцатилетний цикл только начинается.
Естественно, резкое увеличение объемов рыбопереработки потребует множества специалистов. Как уже было отмечено, будет создано дополнительно 820 рабочих мест только на Шикотане. На самом деле, очевидно, их потребуется больше. Поэтому необходимо развивать здесь современную социальную инфраструктуру.
В ближайшие годы на Кунашире должны появиться 23 новых многоквартирных дома общей площадью 23 тыс. квадратных метров, а на Шикотане — еще 18 домов площадью 18 тыс. «квадратов». Причем жители Курильских островов могут рассчитывать на ипотечный заем под ноль процентов: эти деньги предоставляет еще один региональный институт развития — Сахалинское ипотечное агентство. Часть новостроек, опять-таки через агентство, которое выступает в роли застройщика, будет арендной, но размер арендной платы будет вдвое ниже сложившейся рыночной цены. Кстати, эта практика широко распространена и на Сахалине.
Развитие производств и рост масштабов жилищного строительства требует развития энергосистемы Шикотана. В ближайшее время за счет областного бюджета здесь появятся дополнительные энергомощности: на шесть мегаватт в селе Крабозаводском и на 20–25 мегаватт — в Малокурильском.
Еще одна важнейшая проблема, которую решают региональные власти, — обеспечение надежного транспортного сообщения с Курилами.
Уже известны результаты конкурса на строительство двух новых грузопассажирских судов (сейчас Шикотан, Кунашир и Итуруп обслуживает один теплоход «Игорь Фархутдинов») — их будет строить Невский судостроительно-судоремонтный завод в Шлиссельбурге. На Шикотане началось проектирование взлетно-посадочной полосы, которая обеспечит прямые регулярные авиарейсы из Южно-Сахалинска (сейчас на остров приходится добираться с пересадкой на Кунашире). В областном бюджете уже зарезервированы деньги на приобретение необходимой авиатехники.
И конечно, нельзя не сказать о масштабном проекте прокладки подводной волоконно-оптической линии передачи протяженностью около 850 км по маршруту Южно-Сахалинск — Курильск — Южно-Курильск — Крабозаводское, который реализуется в рамках мероприятий федеральной целевой программы развития Курильских островов на 2016–2025 годы за счет средств федерального бюджета (2,7 млрд рублей) и «Ростелекома» (600 млн рублей). Жители островов уже к 2019 году будут обеспечены качественной электросвязью и скоростным интернетом. Медленный интернет — это основное, на что сейчас жалуются жители обновленных за годы реализации федеральной целевой программы «Курилы» населенных пунктов островов. Пропускная способность волоконно-оптической лини связи составит до 40 гигабит в секунду.
«Мы уже прошли экватор проводимых работ, завершив одну из наиболее сложных операций — прокладку кабеля по дну Охотского моря, — рассказал президент “Ростелекома” Михаил Осеевский. — Сейчас, в течение нескольких месяцев, нам предстоят работы на суше, когда специалисты организации, помимо подключения необходимого технологического оборудования к новой линии связи, займутся плановой заменой старых сетей в Курильске, Южно-Курильске и Крабозаводском».
Ну и еще небольшой штрих: впервые в истории на Шикотане началось строительство асфальтовых дорог.
Порто-франко для угля
Режим Свободного порта Владивосток, то есть порто-франко, действует на территории двух муниципальных образований области — Корсаковского и Углегорского городских округов.
Статус резидента свободного порта Владивосток–Корсаков получили 18 инвесторов. По данным компаний-резидентов, объем инвестиций в их проекты составит порядка 10,6 млрд рублей, до 2022 года планируется создать около 600 новых рабочих мест.
Режим свободного порта Владивосток–Углегорск введен 1 июля 2017 года. Статус резидента этого порта получили четыре инвестора, готовых вложить в экономику района около 6,3 млрд рублей и создать свыше 300 новых рабочих мест.
Работа эта уже началась, и первые итоги впечатляют. Так, резидент свободного порта Владивосток–Углегорск Восточная горнорудная компания (ВГК) инвестировала в свои предприятия — Солнцевский угольный разрез и угольный морской порт Шахтерска — 900 млн рублей. В 2018 году планируется увеличить объем инвестиций более чем вдвое, до 2,25 млрд рублей.
В результате серьезного технического перевооружения добычу угля на Солнцевском разрезе за первое полугодие 2018-го довели до 3,3 млн тонн, увеличив по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 2,4 раза.
В целом же за шесть месяцев текущего года угольными предприятиями Сахалинской области добыто пять миллионов тонн угля, что в полтора раза больше, чем в январе–июне 2017-го.
Морской угольный терминал ВГК в порту Шахтерск — крупнейший в регионе. За 2017 год здесь отгрузили 4,6 млн тонн угля, в этом году показатель планируют довести до восьми миллионов тонн. Только через один этот порт пойдет угля больше, чем добывалось на всем Сахалине во времена СССР.
Кроме того, ВГК реализует еще один очень интересный проект. Если сейчас все возрастающее количество угля перевозится от разреза до порта автотранспортом, что создает огромную нагрузку на местные дороги, то в ближайшем будущем эта проблема будет устранена. Специально созданная «дочка» Восточной горнорудной компании «ВГК Транспортные системы» начинает строительство уникального 28-километрового магистрального конвейера от разреза до порта. Сроки строительства — с 2018 по 2022 год. Уже в этом году новый резидент Свободного порта Владивосток завершит предпроектные работы.
Из масштабных новых проектов стоит также упомянуть Сахалинскую ГРЭС-2, первая очередь которой вступит в строй в этом году и увеличит генерирующую мощность Сахалина практически в полтора раза. Кроме того, проект инициативного бюджетирования «Развитие территорий», в ходе которого путем общеобластного голосования был распределен на общественные нужды один миллиард рублей, был признан лучшим в России представителями Всемирного банка. Они сочли его достойным занесения в книгу, посвященную 30-летнему опыту распространения данной инициативы по всему миру. Перспективы строительства транспортного перехода с Сахалина на материк также становятся все ближе и отчетливее.