«Победа» из конструктора

3 сентября 2018, 00:00
На новом сборочном производстве самолетов Epic Victory в подмосковном Ступине может быть создано до тысячи рабочих мест

Гендиректор S7 Airlines Владимир Объедков представил губернатору Подмосковья Андрею Воробьеву проект создания нового предприятия по выпуску сверхлегких реактивных бизнес-джетов Epic Victory в деревне Торбеево Ступинского района Московской области. Его строительство займет, как ожидается, около трех лет и обойдется примерно в 13 млрд рублей, включая затраты на сертификацию воздушного судна по российским стандартам. Проектная мощность нового завода составит порядка 20 самолетов в год — их планируется собирать из крупных узлов и агрегатов, которые будут поставляться из США. Впрочем, часть компонентов для своих бизнес-джетов S7 намерена приобретать в России. Прежде всего это касается сверхпрочных углепластиков, из которых состоит фюзеляж Epic Victory, его крылья, а также хвостовое оперение. Более того, по некоторым данным, в нашей стране даже может быть создана специальная лаборатория для производства и тестирования композитных материалов.

Epic Victory — уникальная машина с очень сложной судьбой. Еще в начале 2000-х ее разработала американская компания Epic Aircraft, а летом 2007 года этот экспериментальный самолет совершил свой первый полет. На борту Epic Victory может разместиться всего пять человек, включая пилота. Весит машина очень мало — 2720 кг, но при полной загрузке может преодолевать довольно большое расстояние — порядка 2200 км с крейсерской скоростью чуть менее 600 км в час. При этом Epic Victory оснащается всего одним реактивным двигателем. Сначала это была силовая установка Williams FJ33, но впоследствии ее решено было заменить на PW600 компании Pratt & Whitney Canada. Такие технические характеристики позволяли надеяться на хорошие продажи, особенно в США, где развита малая частная авиация и бизнес авиатакси.

Однако наладить массовый выпуск модели Victory так и не удалось. Все дело в весьма специфической производственной модели, которую практиковала Epic Aircraft. Эта компания намеревалась поставлять своим клиентам не готовую машину, а лишь комплект деталей, из которого покупатель должен был сам собрать самолет, задействовав при этом весьма специфическое оборудование. Такая схема позволяла предложить клиентам довольно привлекательную цену — примерно 1,1 млн долларов за машинокомплект.

Но желающих собирать самолеты из конструктора своими силами не нашлось. И уже в 2009 году Epic Aircraft объявила о банкротстве. Ее активы первоначально выкупила китайская авиастроительная корпорация AVIC, которая хоть и выпустила в общей сложности почти полтора десятка самолетов Epic Victory, но кардинально изменить ситуацию не смогла и в марте 2012 года перепродала этот бизнес компании Engineering LLC, подконтрольной совладельцу S7 Group Владиславу Филеву. Этот предприниматель известен своей страстью к малой авиации, его часто можно видеть за штурвалом самолетов Epic Aircraft. Кстати, помимо модели Victory эта компания сейчас завершает сертификацию в США еще одной своей разработки — турбовинтового самолета Epic E1000 для перевозки пяти пассажиров на расстояние до трех тысяч километров. Но если последняя рассчитана в основном на рынок США, то модель Victory ступинской сборки — преимущественно на продажи в СНГ.

Известно, что российские компании и предприниматели владеют в общей сложности примерно пятью сотнями бизнес-джетов. Причем подавляющая часть из них зарегистрирована в офшорных юрисдикциях, а значит, выполнять внутренние перелеты по России на таких воздушных судах нельзя. В то же время появление Epic Victory отечественной сборки открывает перед владельцами офшорных бизнес-джетов возможность приобрести относительно недорогой самолет российского производства в качестве дополнения к своему авиапарку для эксплуатации в нашей стране. По оценкам главы консалтинговой компании Infomost Бориса Рыбака, общий рынок сбыта Epic Victory на нынешнем этапе составляет порядка 300 машин. При этом цена самолета, как ожидается, не превысит трех миллинов долларов, что позволит ему успешно конкурировать с японскими HondaJet и бразильскими Phenom 100. Эти машины стоят 4,8 млн и 3,8 млн долларов соответственно, а их суммарные мировые продажи составляют порядка 60–70 единиц в год.