Приют усталого майнера

Любовь Маврина
3 сентября 2018, 00:00

В Ленинградской области запущен крупнейший в России майнинг-отель. Его создатели надеются, что их мощности будут интересны и добытчикам криптовалют, и государству, и всем остальным — для распределенных облачных вычислений

ЛЮБОВЬ МАВРИНА

Майнинг-отель — это компания, которая сдает в аренду свои мощности и площади для майнинга криптовалют. Клиент может установить на территории отеля собственные майнеры, а может арендовать оборудование компании. Питерская «КриптоЮниверс» построила и запустила в конце лета майнинговый отель, в котором можно получить услуги по хранению и обслуживанию чипированных приборов для добычи биткойна и лайткойна. Внешне эти приборы выглядят как микросхемы с вентилятором, выполнять они могут только один тип операций — собственно вычисления для майнинга. В майнинг-отеле «КриптоЮниверс» стоит постоянный сильный гул трех тысяч работающих «асиков» (ASIC — аббревиатура от англ. application-specific integrated circuit, «интегральная схема специального назначения», специализированный прибор с чипом для майнинга), сравнимый с шумом сильного водопада или самолетной турбины.

Несмотря на то что официально в России отсутствуют понятия как криптовалюты, так и майнинга, «КриптоЮниверс» официально зарегистрирована как компания по оказанию информационных услуг и обслуживанию IT-оборудования и даже получает льготы по инвестдоговору за размещение центра обработки данных (ЦОД) на территории индустриального парка «Левобережный» в Ленинградской области.

Дополнительным доводом для чиновников в пользу строительства майнинг-отеля стало желание «подсесть» на госзаказ: в будущем цифровую экономику и блокчейн-сети государственных органов власти тоже необходимо будет обслуживать.

По данным Российской ассоциации блокчейна и криптовалют (РАКИБ), распределенные вычисления — самый быстрорастущий сегмент информационных технологий. Более того, в РАКИБ надеются, что Россия сможет предоставлять собственные мощности для облачных и распределенных вычислений другим странам. «Это очень выгодно, так как заказчик не только оплачивает аренду мощностей, но и предоставляет свои данные, которые также являются товаром. Россия способна занять как минимум десять процентов мирового рынка вычислений, — полагают в РАКИБ. — Эта цель достижима с помощью распределенных вычислений — майнинга».

 

Квартира не годится

 

Пик частного майнинга пришелся на конец 2017-го и начало 2018 года, когда стоимость биткойна достигала 20 тыс. долларов, а получить его казалось очень простым делом. Майнинг (от англ. mining — добыча) подразумевает постоянное решение криптографических задач для подтверждения транзакций в сети криптовалюты. За это майнеры получают вознаграждение в единицах криптовалюты. Система построена так, что с увеличением количества пользователей, числа совершаемых транзакций и самих монет в обороте возрастает и сложность задач. То есть в момент появления биткойна сложность задач была небольшой и его можно было майнить даже на персональном компьютере. Но сейчас для майнинга биткойна требуется ASIC, одним из главных мировых производителей которого является китайская Bitmain. Алгоритм в чипе позволяет добывать определенные виды криптовалют, например биткойн, лайткойн и другие. При добыче тратится много электроэнергии, а сам ASIC сильно греется, требует охлаждения и вентиляции. Отдельному пользователю, большинство из которых недавно устраивали майнинговые фермы на балконах собственных квартир, трудно выполнить все условия для их бесперебойной работы, тем более если нужно увеличить размеры фермы. Выход — поставить оборудование в промышленном помещении, где есть электросети с большой мощностью, вентиляция и охлаждение. Именно такие условия предлагаются в майнинг-отелях — клиент за определенную фиксированную плату размещает свои ASIC в специально оборудованном помещении. Майнинг-отели есть в Китае и в некоторых российских городах, но «КриптоЮниверс» утверждает, что она пока единственная в России компания полного цикла. «Мы сами закупаем, сами завозим, сами размещаем, сами обслуживаем, — рассказывает сооснователь “КриптоЮниверс” Алексей Королев во время экскурсии по майнинговому отелю. — То, что вы видите на полках, большая часть этого оборудования, — это клиентское оборудование. Клиент может приобрести у нас оборудование, может привезти и установить свое. Каждому клиенту предоставляется доступ в личный кабинет, с помощью которого он отслеживает состояние своего оборудования в режиме реального времени. В любой момент он может нажать на кнопку и вывести заработанное в личный кошелек».

Сам отель расположен в Ленинградской области, на территории индустриального парка «Левобережный». Компания выкупила здание, отреставрировала его, провела коммуникации. Стоимость первоначальных вложений в инфраструктуру составила около 70 млн рублей. Еще 430 млн было потрачено на приобретение оборудования. Сейчас мощности криптоотеля обслуживает около 30 человек, включая охрану и ИТ-специалистов. За время работы компании, а это первый и второй квартал 2018 года, она уже заплатила в бюджет более 20 млн рублей налогов.

Чаще всего к такой схеме майнинга у потенциальных клиентов возникает ряд вопросов. Главный из них: где гарантии, что отель не будет использовать мощности клиентов, чтобы майнить в свою пользу. В «КриптоЮниверс» утверждают, что в этом случае у компании могут возникнуть проблемы: она официально зарегистрирована в Санкт-Петербурге, платит налоги, и сферой ее деятельности является оказание услуг в ИТ-сфере, а доходы от майнинга будет крайне сложно оформить юридически и легализовать. «С нашей точки зрения, речь идет о дата-центре, оказывающем услуги. Сама компания, которая его организовала, не является участником рынка криптовалют. Она предоставляет услуги хранения стоек, обслуживания и поставки электричества, а уже другие юридические или физические лица осуществляют работу с цифровыми активами», — пояснил правовой статус компании Дмитрий Ялов, вице-губернатор Ленинградской области на церемонии открытия предприятия.

 

Прожорливый, как целый город

 

Сейчас на территории криптоотеля размещено более трех тысяч ASIC, которые принадлежат почти тысяче клиентов. Работая в круглосуточном режиме, они потребляют около 15 МВт в час. Это очень много: например, 1 МВт — это максимальное расчетное потребление около 200 квартир. Но даже 15 МВт — это еще не вся расчетная мощность отеля. Проведенные коммуникации позволяют потреблять около 20 Мвт, что сравнимо с потребностями небольшого города. При таких масштабах энергопотребления понятно, что частный майнинг проиграет промышленному. «Когда мы говорим про майнинг, надо понимать, что сегодня у майнинг-отеля пять мегаватт, а завтра будет двадцать пять. И когда у них будет двадцать пять, они сами по себе будут очень крупными игроками и смогут рассчитывать на некий эксклюзив от сбытовиков. Они смогут искать партнеров, которые выведут их на оптовый рынок, где просто другая цена. То есть здесь есть эффект масштаба и все зависит от объемов потребления», — рассказал «Эксперту» Сергей Азизов, управляющий директор Киришской сервисной компании, управляющей индустриальным парком «Левобережный». В парке надеются, что майнерам удастся выйти на расчетную мощность, в этом случае можно будет объединить всех резидентов и получить эксклюзивные тарифы на электроэнергию от сбытовиков для всего парка. «Для нас тариф колеблется от двух с чем-то до пяти рублей за киловатт, в зависимости от региона», — рассказал «Эксперту» Михаил Квасников, управляющий партнер «КриптоЮниверс», сейчас компания планирует открыть такой же майнинг-отель в Иркутске, где энергия дешевле.

Один ASIC потребляет от 0,6 до 2 кВт в зависимости от модели, а значит, в квартире можно установить не больше двух–восьми единиц, с этой точки зрения размещение майнинговых ферм на отдельных специально оборудованных площадках более выгодно и безопасно. «За год на одном ASIC можно заработать 130–140 тысяч рублей», — подсчитал Алексей Королев. А значит, майнить биткойн по-прежнему выгодно. К тому же после падения ажиотажного спроса на “асики” в 2017 году их стоимость значительно сократилась — со 180 тыс. примерно до 50 тыс. рублей за единицу.

 

Не важно, сколько стоит биткойн

 

В компании ожидают устойчивого спроса на услуги криптоотеля, несмотря на высокую волатильность криптовалют и текущий спад на рынке. «Для нас колебания курса не столь важны: за электроэнергию мы платим в рублях, но для наших клиентов это, безусловно, имеет значение —­ их становится меньше. Хотя на длительном отрезке времени все эти взлеты и падения будут сглаживаться, а для нас это долгая история», — рассказал Михаил Квасников. За аренду мощностей клиент платит от 79 до 99 долларов за определенный объем произведенных вычислений (терахеш), в зависимости от срока действия контракта, использованного алгоритма вычислений и криптовалюты. И несмотря на то, что компания оплачивает счета и налоги рублями, оплату услуг она принимает в долларах или биткойнах. «Сеть биткойна существует уже почти десять лет, и периодически майнинг становится то более выгодным, то менее выгодным, но он есть и никуда не девается. Курс справедливый сейчас. Для того чтобы мы начали выключать оборудование, курс и биткойна и лайткойна, которые майнят у нас, должен быть ниже в два раза — вот тогда он для нас станет невыгодным», — подсчитал Алексей Королев.

В компании ожидают, что при выходе отеля на полную мощность вложения окупятся через два с половиной года. Запуск в полную силу планируется произвести за два-три месяца, и, по словам Михаила Квасникова, желающих много. «Наши клиенты — юридические и физические лица. Иностранных инвесторов у нас пока нет. Есть интерес со стороны китайских инвесторов, но их сдерживает отсутствие регулирования, —поясняет управляющий партнер “КриптоЮниверс”. — Основные наши клиенты — физические лица, потому что им проще распоряжаться намайненными криптоактивами — просто переводят на свои кошельки. Юридические лица в основном у нас покупают оборудование».

В компании уверены, что строительство дата-центров — выгодная и перспективная история. Такой отель может стать хорошим центром для создания собственного пула. Сейчас пользователи из России вынуждены присоединяться к иностранным объединениям майнеров, чтобы получать преимущества при добыче и распределении биткойнов.

Но даже если майнинг перестанет существовать и будет заменен другими, более дешевыми и безопасными алгоритмами защиты транзакций в блокчейн-сетях, дата-центр «КриптоЮниверс» сможет обрабатывать и другие операции для других заказчиков, в том числе для государства. По оценкам IDC, в 2016 году общий объем российского рынка облачных услуг, включая публичные и частные облака, достиг 422 млн долларов — на 20 млн больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. IDC прогнозирует, что общий объем рынка, связанный с облачными услугами, благодаря активной поддержке государством программы «Цифровая экономика» к 2021 году достигнет почти 700 млн долларов. «На этом оборудовании можно проводить не только операции с криптовалютой, но и блокчейн-операции. Сейчас реализуется пилотный проект с Внешэкономбанком и Росреестром по регистрации договоров долевого участия в строительстве на основе технологии блокчейн, — рассказал Дмитрий Ялов. — Уже сейчас мы видим выгоду от строительства такого дата-центра: созданы новые рабочие места, платится НДФЛ, плюс растут те налоги, которые платят наши энергетические компании, ведь 20 мегаватт расчетной мощности — это очень много, это небольшой завод».

 

Кириши — Москва