Как быть звездой

Вячеслав Суриков
редактор отдела культура «Монокль»
17 сентября 2018, 00:00

Автор считает, и, видимо, справедливо, что феномен селебрити возник во второй половине XVIII века, на которую приходится один из витков становления массовых медиа: тогда в фокус внимания как раз и попали знаменитости. Одной из них стал Вольтер. Последовательная активность в качестве публициста вынесла его на пьедестал почета. Лилти начинает свое повествование с описания церемонии коронации бюста Вольтера в 1778 году на сцене «Комеди Франсез». На тот момент он был самым знаменитым человеком Европы. Публика жаждала знать все подробности его частной жизни и иметь у себя его изображение. Не обязательно парадный портрет. Вольтер мог предстать перед почитателями едва вставшим с постели, полуодетым. Но подобного рода гравюры пользовались ничуть не меньшим спросом, чем те, на которых он выглядел мудрым старцем, убеленным сединами.

Как и сейчас, триста лет спустя, публика приходила в особенный восторг от тех, кто обладал артистическим дарованием и выступал на сцене: актеров Тальма, Гаррика, Сары Сиддонс, кастратов Фаринелли и Тендуччи, что само собой разумеется для общества спектакля. Если весь мир — театр, а люди в нем — актеры, то естественно, что внимание всех остальных приковано к лучшим из актеров — тем, кто выступает на сцене. Они словно овладели искусством жизни в совершенстве и теперь выступают в качестве образца для подражания. Лилти внимательно прочитал газеты прошлого и описал по ним протекавшие в обществе тех времен процессы, поразительно похожие на те, что происходят в обществе современном, которое переживает новую медийную революцию.

Культ знаменитостей перемещается из традиционных медиа в социальные сети. Механизм его возникновения несколько изменился. Но знаменитости как были, так и остаются главной движущей силой глобального маркетинга.

 

Лилти Антуан. Публичные фигуры: Изобретение знаменитости (17501850) / пер. с франц. П. С. Каштанова. — СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2018. — 496 с. Тираж 200 экз.