Как сделать художнику имя и продать его картины

Вячеслав Суриков
редактор отдела культура «Монокль»
17 сентября 2018, 00:00

В Cosmoscow — единственной ярмарке современного искусства на территории России и СНГ — приняли участие 250 художников со всего мира

Cosmoscow
Читайте Monocle.ru в

Cosmoscow — центральное событие российской арт-индустрии. И если галерея представляет здесь работу художника, то в пределах России это едва ли не вершина коммерческой составляющей его карьеры. Раз в году на протяжении четырех дней в Гостиный двор стекаются российские коллекционеры, которые пристально следят за тем, что происходит в современном искусстве, в ожидании как новых имен, так и новых работ уже признанных арт-сообществом художников. Для галерей участие в выставке — важный элемент собственного продвижения и расширения круга клиентов. Здесь галереи создают себе репутацию и формируют вокруг себя пул коллекционеров.

Специализирующийся на тиражном искусстве проект Shaltai Editions обходится шоурумом, где выставлены образцы работ. Помимо этого он представляет свои работы в Сети. Заявляя о себе как об экспериментальной платформе для художников, Shaltai Editions реализует один проект в год. Каждый из них отличается от предыдущего подборкой художников, которые его создавали. Им предоставляют мастерскую и предлагают сделать нечто такое, чего они до сих пор никогда не делали. Число копий не должно превышать тридцати. По словам представителя проекта Сергея Корягина, Shaltai Editions берет на себя расходы по их изготовлению и организации продаж: «У нас есть свой сайт. Мы продаем работы через портал ArtSee. У нас есть аккаунт в инстаграме, куда мы выкладываем ролики, фиксирующие процесс создания работ. В прошлом году работы Александры Паперно мы возили на Венецианскую биеннале». Каждая из 30 папок, включающих в себя все работы всех художников, стоит 6500 евро. Создатели галереи утверждают, что проект полностью окупает себя. Но прибыль пока минимальна. Рынок для такого рода проектов слишком мал.

В этом году на Cosmoscow были представлены стенды рекордного количества галерей — 70 56-02.jpg Cosmoscow
В этом году на Cosmoscow были представлены стенды рекордного количества галерей — 70
Cosmoscow

Но большая часть галерей работает по традиционной схеме, создавая собственное пространство и опираясь на выставки как на основной механизм продаж работ художника. Заключение контракта с галерей становится первым этапом его выхода на рынок. В этом случае последнее слово, как правило, остается за галереей. По словам Ксении Подойницыной, владелицы галереи «21» и инициатора рейтинга InArt, учитывающего достижения современных художников, при выборе художника есть свои риски: «Для меня важно, чтобы у художника было профессиональное образование, чтобы он владел ремеслом — умел рисовать, чтобы владел теоретической базой, чтобы доказал, что всерьез собирается быть художником. У меня были случаи, когда я делала выставку, а через год художник заявлял, что он уже таковым не является, что он дизайнер, парфюмер, кто угодно. В то время как я вкладывала в него средства, усилия, и их никто никогда не вернет, и меня это нисколько не устраивает. Это риск, который нельзя застраховать. Для меня важна личность художника, его характер. Если меня это не привлекает, я вряд ли смогу с ним работать».

 56-03.jpg Cosmoscow
Cosmoscow

На первых этапах пребывания художника на рынке бренд галереи играет решающую роль в объемах продажах. Ксения Подойницына утверждает, что в этот период от художника требуется оставаться верным избранному пути: «Художник должен решить для себя, что он будет художником, должен понимать, что его успех зависит от его активности. На основе чего и составляется рейтинг InArt, который в первую очередь учитывает активность автора, в том числе участие в выставках, аукционные продажи, наличие каталогов и так далее. Это больше всего влияет на его узнаваемость. Очень важны публикации. Очень важно, что сообщество искусствоведов и профессионалов в индустрии считает его интересным художником, что арт-критики пишут про него статьи. Они, так же как и кураторы, легитимируют то, что он делает, с точки зрения искусства. Если работу художника напечатают на обложке Flash Art или The New York Times выделит его работу на арт-ярмарке Armory Show, да еще и его картинку напечатает, это может изменить его жизнь».

 56-04.jpg Cosmoscow
Cosmoscow

Таллиннская галерея Temnikova & Kasela также ждет от своих художников активности и ответственности. По словам ее владелицы Ольги Темниковой, времена, когда художник полностью дистанцировался от продвижения собственного творчества, давно прошли. Теперь художник и галерист вместе вырабатывают стратегию поведения на рынке. Для Ольги Темниковой тоже важна личность художника: «Мне нравятся все мои художники. Они делают отличное актуальное искусство. Мы никогда не работаем с художниками, которые сделали только свои первые выставки, потому что несем ответственность перед коллекционерами. Мы работаем со стабильными, уже сформировавшимися художниками. В Эстонии мы лидеры рынка, и наша академия производит отличных художников. Мы не представляем всех, кого могли бы, потому что мне хочется уделять достаточно внимания каждому из тех художников, с которыми работаем. Мы не делаем ставку на контракты — это отмирающая система. Если художники захочет уйти от тебя, он уйдет. Мы только договариваемся об условиях заранее: чего можем ожидать друг от друга».

 56-05.jpg Cosmoscow
Cosmoscow

Санкт-петербургская Namegallery привезла на Cosmoscow выпускника Академии художеств имени Ильи Репина Леонида Цхэ. По словам арт-директора галереи Натальи Ершовой, они заметили его на выставке проекта фонда «Про арте» «Школа молодого художника» четыре года назад. До тех пор он выставлялся только на некоммерческих проектах. Им понравилось присущее Леониду Цхэ сочетание классического образования и стремления к смелым творческим поискам: «Мы приехали к нему в мастерскую. Там было достаточно много холстов, которые он написал: зарисовки из жизни города. Потом пригласили его в галерею и наметили его персональную выставку. Мы предложили известному куратору и искусствоведу Станиславу Савицкому познакомиться поближе с Леонидом Цхэ и вместе поработать. Выпустили буклет со статьей Станислава и провели первую выставку. Это была графика и живопись. Мы не стали их разделять, и это смотрелось очень эффектно. Как только мы открыли выставку, к нам пошли предложения от других галерей. Мы показали художника, “вывели его на сцену”, и сразу пошел запрос на его творчество».

 56-06.jpg Cosmoscow
Cosmoscow

Namegallery для Леонида Цхэ стала основной галереей. Она работает с ним как продюсерская компания: продвигает, финансирует проекты, печатает каталоги, ведет переговоры и организует юридическую составляющую его деятельности. Два года назад Namegallery в первый раз привезла работы Леонида Цхэ на Cosmoscow. Тогда им удалось продать все живописные работы художника. На следующий год Namegallery повезла его на Cosmoscow еще раз. Затем, в начале этого года, у него состоялась выставка в Московском музее современного искусства. Графику Леонида Цхэ взяли в коллекцию Русского музея. На третьей для художника выставке Cosmoscow уже на превью удалось продать все его работы. По словам Натальи Ершовой, следующий этап — участие в западной ярмарке и еще одна музейная выставка: «Должна быть программа. Мы делаем этот шаг, затем этот. Нельзя просто делать у себя в галерее выставки и торговать. Нужны музейные выставки, после которых идет повышение цены на работы художника. Но такие выставки требуют дополнительных усилий. Мы предоставляли художнику материал. Снимали ему мастерскую, чтобы он мог работать. Печатали каталог, перевозили работы. Сначала собирали выставку, потом ее разбирали. Для частной галереи это большая статья расходов».

Кто же покупатели работ современных художников? Галеристы отмечают, что появилась новая генерация коллекционеров. Им 30–35 лет. Это не олигархи, но им уже удалось выстроить свой бизнес. Они космополиты и в отличие от старшего поколения ориентированы на современное искусство. Регулярно бывают на европейских и американских выставках и набираются там визуальных впечатлений. Галеристам не нужно им ничего объяснять. У коллекционеров нового поколения натренированный глаз, и они сами могут выбрать объект, достойный попасть в их коллекцию. Основное место концентрации подобного рода покупателей — Москва. Как и следовало ожидать.