Росстат дал первую оценку динамики физического объема ВВП во втором квартале и по итогам полугодия: 1,9 и 1,7% в годовом выражении соответственно. Показатели не поражают воображение и не выбиваются из колеи официального прогноза МЭР на 2019 год (1,8%). Более интригующе выглядит цифра дефлятора ВВП (это усредненный рост цен на все элементы товаров и услуг, производимых в стране). По итогам второго квартала дефлятор составил 10,6% — это в четыре с лишним раза больше, чем темп роста цен в потребительском секторе экономики (2,3% во втором квартале). Таким образом, в экономике образуется своего рода инфляционный навес, который неизбежно будет транслирован на потребительскую сферу. В этом контексте заявление главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной о выходе инфляции в будущем году в сверхтаргетный диапазон 5–5,5% годовых уже не кажется неожиданным.
Картина вкладов различных видов деятельности в динамику ВВП по итогам полугодия также необычна. На фоне продолжающегося спада в строительстве (–1,6% к первому полугодию 2017 года) и практически остановки роста совокупной добавленной стоимости в сельском хозяйстве очень неплохо смотрятся показатели обрабатывающих производств (+2,4%) и транспорта (+2,4%). Удивляет скромный рост в оптовой и розничной торговле (+1,0%). Бумировавшая индустрия гостеприимства (+5,3% валовой добавленной стоимости в первом полугодии) не вызывает вопросов: страна готовилась к проведению ЧМ-2018, а вот фантастический прирост в финансовом секторе (+7,2%), скорее всего, является каким-то бухгалтерским либо статистическим артефактом. На фоне финансового сектора отрасли, пестующие человеческий капитал, демонстрируют крайне скромную динамику: здравоохранение — +1,1%, культура и спорт — 0%, образование — и вовсе –0,4%.
По итогам восьми месяцев федеральный бюджет сведен со значительным профицитом — 1,96 трлн рублей, или 3,1% ВВП, говорится в сообщении Минфина России. Первичный профицит, то есть баланс доходов и расходов без учета затрат на обслуживание госдолга, сложился на уровне 4,0% ВВП. В январе–июле профицит бюджета оценивался Минфином в 1,3833 трлн рублей, или в 2,5% ВВП. Таким образом, за один август профицит увеличился на 578 млрд рублей.
Бюджетное изобилие выглядит вполне предсказуемым на фоне стабильно дорожающей нефти. Средняя цена нефти российской экспортной смеси Urals в январе–августе достигла почти 70 долларов за баррель против 50 долларов за баррель в аналогичном отрезке предыдущего года, прирост — 39%. Динамика рублевой цены нефти, определяющей налоговые поступления от нефтегазовых компаний в бюджет, выросла еще сильнее: на 45%, до 4230 рублей. Дополнительным фактором ее роста стало ослабление рубля.
Объем Фонда национального благосостояния (ФНБ) на 1 сентября 2018 года составил 5,160278 трлн рублей, что эквивалентно 75,795 млрд долларов. ФНБ вырос с начала года на 10 млрд долларов, в том числе около полумиллиарда составили доходы от управления его средствами.
За январь–июль 2018 года балансовая прибыль российского банковского сектора достигла 776,2 млрд рублей. Это лишь немногим меньше чистого финансового результата его работы по итогам всего прошлого года. Такой результат стал следствием резкого, более чем двукратного, сокращения совокупных убытков убыточных банков. Рентабельность активов (ROA) за семь месяцев этого года составила 1,5%, рентабельность капитала (ROE) — 14,9% в годовом выражении, подсчитал Михаил Хромов, заведующий лабораторией финансовых исследований Института экономической политики имени Е. Т. Гайдара, что лучше показателей за весь 2017-й, когда рентабельность активов составила лишь 1,0%, а рентабельность собственных средств — 9,4% в годовом выражении.
Основная положительная тенденция — восстановление прибыльности регулярных банковских операций. Прибыль от них выросла по сравнению с аналогичным периодом 2017 года на 250 млрд рублей, или на 22% в номинальном выражении. Снижение балансовой прибыли сектора, наблюдаемое согласно официальной банковской отчетности, произошло в результате ускорения отчисления банками средств в резервы на возможные потери по ссудам и другим видам активов. По сравнению с аналогичным периодом 2017-го этот показатель увеличился более чем в три раза: со 183 до 582 млрд рублей. «Позитивная тенденция прошлого года, когда резервы практически не росли, в текущем году сменилась их активным ростом, свидетельствующим о сохранении серьезных проблем с качеством банковских активов, — поясняет Михаил Хромов. — Как результат, отношение сформированных резервов к совокупным банковским активам сохраняется в последние месяцы на рекордном уровне — 8,5 процента».
Ведущим фактором увеличения прибыльности регулярных банковских операций во втором квартале нынешнего года стало увеличение чистых процентных доходов банков. Снижение процентных ставок в этот период сильнее сказалось на объеме привлеченных средств, чем на объеме размещенных.