Завершившийся Московский международный автосалон в этом году производил двоякое впечатление: с одной стороны, ряд его участников выложились по полной, но с другой — многие ведущие автокомпании проигнорировали выставку. Этому есть ряд объяснений, связанных с изменением подходов к выставочной деятельности не только в России, но и во всем мире
На Московском международном автосалоне (ММАС-2018), прошедшем в начале сентября, было на что посмотреть: в выставке в этом году приняли участие более десятка известных мировых брендов, которые устроили здесь примечательные не только российские, но и мировые премьеры. Однако, как и два года назад (ММАС проходит раз в два года), многие автомобильные компании проигнорировали выставку, отчего экспозиция оставляла некоторое ощущение незавершенности.
Эпоха интернета
Тон задавали пять крупных автомобильных марок: Renault, KIA, Hyundai, Lada и Volkswagen. С размахом выступили и китайцы в лице Haval, Geely, Lifan, JAC и GAC. Другие же участники российского автомобильного рынка решили на автосалоне не выставляться. И тому есть ряд причин. Во-первых, еще остается осадок от прежнего конфликта автопроизводителей с менеджментом выставочного комплекса «Крокус-Экспо», который, в частности, обвиняли в негибком подходе к вопросу оплаты участия в автосалоне.
Во-вторых, на решение не участвовать в выставке, конечно, повлияла неопределенность российского рынка: для ведущих мировых автопроизводителей он сейчас представляет собой уравнение со многими неизвестными. Сегодня продажи новых машин в России находятся на подъеме (по итогам августа прирост составил 11%, за первые восемь месяцев года — 16%, до 1,14 млн штук) и до конца года общие продажи предположительно вырастут на 10–15%. Однако на ближайшее будущее участники авторынка смотрят с неуверенностью, особенно в связи с продолжающимся ослаблением курса рубля, который неизбежно приведет к подорожанию автомобилей и спаду покупательской активности.
Ну и, в-третьих, сокращение числа участников крупных автошоу — это, увы, общемировой тренд. В последнее время многие глобальные автопроизводители отказываются от признанных мировых автовыставок в Женеве, Франкфурте, Париже, Детройте. Например, в октябре в Парижском автосалоне не будут участвовать Opel, Nissan, Volvo, Mazda, Mitsubishi, Subaru и даже Volkswagen. Многие планируют проигнорировать в январе следующего года и ведущую автомобильную выставку в Детройте. Руководство этих компаний заявляет, что с развитием интернет-коммуникаций традиционная выставочная деятельность изживает себя — дескать, все новики и так можно увидеть через интернет. Вместо этого автомобильные компании все больше предпочитают устраивать свои собственные целевые мероприятия, чтобы познакомить прессу, бизнес и покупателей с новинками. Однако им оппонируют менеджеры марок с традиционными взглядами на выставочную коммуникацию: по их мнению, международные шоу все же хороший инструмент, позволяющий донести до широкой публики нужную информацию о продукции. Так что, хотя число участников уменьшается, международные автомобильные выставки все же продолжают существовать, что относится и к Московскому автосалону.
Премиум из России
Пожалуй, самой громкой новинкой прошедшего автосалона можно назвать демонстрацию серийного автомобиля нового российского премиального бренда Aurus. Впервые на публике этот автомобиль (он представляет собой продолжение проекта «Кортеж») появился на инаугурации президента Владимира Путина 7 мая, и сейчас на выставке любой желающий мог посмотреть на президентский автомобиль и даже посидеть внутри.
При ближайшем рассмотрении машина эта производит вполне благоприятное впечатление — она смотрится внушительно, напоминая что-то среднее между Cadillac и Rolls-Royce. В салоне, особенно на заднем пассажирском сиденье, много места, отделка мягкой натуральной кожей и деревом создает атмосферу избранности и премиальности. При этом в оформлении автомобиля довольно удачно сочетаются современные технологии с консервативным стилем: в частности, большая электронная приборная панель с жидкокристаллическим дисплеем соседствует с аналоговыми часами и вставками из натурального деревянного шпона.
На выставке в презентации машины принял участие министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, который заявил, что старт продаж автомобилей Aurus намечен на начало 2019 года и в первый год планируется продать порядка 50–70 машин. На рынок будет выводиться несколько моделей, названных в честь башен Кремля. На Московском автосалоне представили седан и лимузин «Сенат» позже публике покажут минивен «Арсенал», а также внедорожник «Комендант». Выступавший на презентации генеральный директор компании Aurus Франц Хильгерт (ранее он работал в Daimler) заявил, что внедорожник предполагается подготовить к выпуску в течение ближайших года-двух и именно эта модель позволит новому премиальному российскому автомобильному бренду перейти на индустриальный выпуск. Сейчас Aurus собирают на мощностях НАМИ, где можно ежегодно производить 200–250 автомобилей. Но с 2021 года Aurus уже планируется выпускать на мощностях российской компании Sollers, и объемы производства предположительно будут доведены до пяти тысяч единиц в год.
Важное заявление на выставке было сделано и относительно дистрибуции: на презентации Хильгерт рассказал, что компания заключила соглашения о намерениях с двумя партнерами — дилерскими группами «Авилон» и «Панавто». Официальная цена представленного на выставке лимузина «Сенат» не названа, но ранее представители компании называли ориентир 10 млн рублей. И похоже, даже с такой ценой у автомобиля есть первые покупатели. На презентации Денис Мантуров заверил публику, что предзаказ на лимузин Aurus уже превысил планируемые объемы производства на ближайший год.
Мировая премьера для России
Второй важной новинкой автосалона, тоже в ранге мировой премьеры, можно назвать презентацию новой модели Renault Arkana. Этот стильный, выполненный в несколько футуристическом стиле кроссовер размерного С-класса разработан специалистами французской компании специально для российского рынка, и скоро он будет производиться на столичном предприятии «Автофрамос».
В модельной линейке Renault новый автомобиль займет место между большим внедорожником Koleos и массовым кроссовером Kaptur. Представители Renault заявили, что, возможно, вслед за Россией Arkana поедет и в другие страны. А на российском рынке французский бренд с помощью новой модели будет стремиться завоевать 10% рынка (по итогам восьми месяцев этого года Renault занимает четвертое место и имеет 8,1%). При этом представители Renault сделали на автосалоне примечательное заявление: теперь компания будет делать ставку на продажи в России дорогих машин, в которых больше маржинальности. Получается, что, вероятно, бестселлер марки бюджетный Renault Logan вполне может уйти с рынка или, как в Европе, будет продаваться под маркой Dacia.
АвтоВАЗ: курс на обновление
Внушительный набор премьер представил на своем стенде и ведущий российский автопроизводитель АвтоВАЗ, который в очередной раз продемонстрировал свою решительный настрой на обновление модельного ряда. С производства уже сняты устаревшие модели Lada Kalina, Lada Priora. Теперь самая доступная машина в модельном ряду — Lada Granta, обновленный вариант которой и был представлен на автошоу. У этой модели, официальные продажи которой начались практически одновременно со стартом автосалона, заметно посвежел дизайн (он теперь выполнен в фирменном ладовском стиле Х), появились некоторые технические доработки, а также новые типы кузова — машина теперь предлагается на выбор в кузове седан, хетчбэк, лифтбэк и универсал.
Помимо этого на ММАС были представлены две новые версии седана Lada Vesta — Cross и Sport, а также внедорожный хетчбэк XRay Cross с увеличенным до 215 мм дорожным просветом и рядом интересных решений вроде выбора режимов движения Lada Ride Select, который адаптирует настройки подвески для езды по различным покрытиям. Но центром экспозиции Lada стал броский концепт Lada 4 × 4 Vision, который демонстрирует, как будет выглядеть старая добрая вазовская «Нива». «Новая “Нива” не появится раньше 2022 года, цель этого концепта — продемонстрировать наше видение будущего этой модели, — рассказал “Эксперту” президент АвтоВАЗа Ив Каракатзанис. — До 2026 года мы планируем осуществить полное обновление нашего модельного ряда, представив на рынке восемь новых моделей и девять фейслифтов».
Корейско-китайское наступление
Весьма активно на автосалоне вели себя и корейские бренды Kia и Hyundai. Первая, в частности, устроила на выставке премьеру нового седана Cerato третьего поколения, обновленного кроссовера Sportage, а также универсала Kia Ceed SW третьего поколения, который получил багажное отделение объемом 625 л — почти на 100 л больше, чем у предшественника.
Hyundai, в свою очередь, сделал упор на презентации своих обновленных кроссверов, которые в России агрессивно наращивают долю рынка. В частности, на выставке были представлены рестайлинговый Tucson и Santa Fe четвертого поколения, производство которого на днях началось на заводе «Автотор» в Калининграде. При этом именно новая Santa Fe должна стать знаковой для всего бренда Hyundai. По словам управляющего директора «Хендэ Мотор СНГ» Алексея Калицева, радиаторная решетка нового Santa Fe будет впоследствии воспроизводиться на других моделях Hyundai и станет символом бренда. Кроме того, автомобиль будет выпускаться в вариантах с пяти- и семиместным салоном, при этом представители корейской компании прогнозируют, что до 60% продаж новой машины будет продаваться в семиместной комплектации. «Мы считаем, что это автомобиль для семей с большим количеством детей, они станут нашими клиентами», — заявил в своем выступлении на автошоу г-н Калицев.
Как и в прошлый раз, на автосалоне в Москве весьма активно вели себя китайцы. В частности, убедительную экспозицию на своем стенде выставил бренд Haval (компания Great Wall), который в рамках ММАС устроил мировую премьеру кроссовера F7. Эта машина примечательна тем, что ее серийную сборку должны наладить в следующем году на новом предприятии компании в Тульской области. «Мощность возводимого нами в Тульской области завода — 80 тысяч автомобилей в год на первом этапе и 150 тысяч в дальнейшем, — рассказал «Эксперту» Стивен Ван, директор по развитию международного бизнеса Great Wall Motor. — В России мы планируем производить кроссовер Haval H7 и внедорожник H9. Сейчас мы ведем переговоры с рядом российских поставщиков комплектующих, чтобы в будущем повышать уровень локализации автомобилей, производимых в России».
Беспилотное будущее
Еще одной отличительной чертой нынешнего столичного автосалона стала широкая демонстрация новых технологий. В частности, специальный раздел выставки «Мобилистика» был посвящен технологиям будущего в автомобилестроении. Здесь можно было познакомиться с электромобилями или умными автобусными остановками, подзаряжающимися от солнечной энергии. Как никогда много разговоров на выставке было и о беспилотных автомобилях, прототипы которых в этом году представили сразу несколько российских автопроизводителей. Так, группа ГАЗ продемонстрировала сразу два прототипа беспилотных автомобилей. Они, в частности, оборудованы четырьмя парами стереокамер, которые имитируют человеческое зрение и позволяют машине самостоятельно ориентироваться на дороге. Пока о серийном выпуске таких машин речи не идет, они проходят испытание на полигоне компании в Нижегородской области.
Примечательный прототип беспилотного автомобиля был представлен на стенде института НАМИ, который совместно с КамАЗом разрабатывает автономную модель «Шатл». Ее первая версия была представлена на столичном автосалоне два года назад, а в этом году публике предложили посмотреть на версию «Шатл 2.0», которая имеет уже пятый, высший, уровень автономности, обладает техническим зрением с углом обзора 360 градусов и оснащена собираемым в России электродвигателем. По словам представителей НАМИ, «Шатл 2.0» уже готов к мелкосерийному производству, все дело теперь в нормативном регулировании — в России беспилотники пока не имеют права выезжать на дороги общего пользования.
Свой беспилотник показал и «Яндекс». Недавно компания подписала договор о сотрудничестве с Татарстаном, и теперь машину в беспилотном режиме предлагается использовать в качестве такси в технопарке «Иннополис». В дни выставки беспилотник «Яндекс» вполне успешно без человека за рулем (в салоне при этом обязательно находился инженер компании) возил желающих вокруг комплекса «Крокус-Экспо». Правда, посетители выставки, которые узнавали, что поблизости ездит беспилотник, старались побыстрее переходить дорогу, лишний раз оглядываясь по сторонам. Однако, при всей фантастичности идей о беспилотных машинах, в целом перспективы их появления на российских дорогах участники и посетители выставки оценивали позитивно. Как рассказал «Эксперту» Вадим Плотников, технический директор группы компаний AsstrA, широкое внедрение такой опции в автомобиле, как автоматическое обнаружение препятствий, может снизить число ДТП на российских дорогах на 20–30%. Конечно, перед выходом на дороги беспилотники должны зарекомендовать себя в сложных испытаниях, но уже сейчас российские компании демонстрируют свои возможности разрабатывать системы в этой области не хуже ведущих мировых автопроизводителей.