В Россию идет Alibaba

17 сентября 2018, 00:00

Крупнейшую сделку в истории отечественной интернет-торговли заключают китайский гигант Alibaba с «Мегафоном», Mail.Ru Group и Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ). В рамках Восточного экономического форума было объявлено, что эти компании создадут совместное предприятие под названием AliExpress Russia. Его владельцем с долей 48% станет Alibaba Group, а 52% достанутся российским компаниям («Мегафон» получит 24%, Mail.Ru Group — 15%, РФПИ — 13%). Стоимость сделки обещает стать крупнейшей в истории отечественного интернета. Согласно предварительным условиям соглашения, Alibaba получит от «Мегафона» 10% Mail.Ru Group (рыночная стоимость этого пакета составляет более 500 млн долларов) в обмен на 24% в новой компании AliExpress Russia, — таким образом, новое СП может оцениваться примерно в два миллиарда долларов.

За последние 4 года объемы рынка e-commerce в России удвоились. После создания альянса с Alibaba рынок получит новый импульс за счет потока дешевого китайского шерпотреба 03-01.jpg
За последние 4 года объемы рынка e-commerce в России удвоились. После создания альянса с Alibaba рынок получит новый импульс за счет потока дешевого китайского шерпотреба

Новый столь сильный игрок может серьезно стимулировать дальнейшее развитие российского рынка интернет-торговли, который в последние годы бурно растет. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), за последние четыре года его объем в России удвоился (по итогам 2017 года показатели e-commerce в России преодолели отметку один триллион рублей, что на 13% больше, чем в 2016-м; в позапрошлом же году онлайн-продажи в РФ выросли на 21%, см. график).

При этом потенциал онлайн-торговли в России огромен — ее доля весьма мала по сравнению с развитыми странами. На сегодняшний день она составляет всего три процента всей торговли, в то время как, например, в Великобритании этот показатель достиг уже 18%. Понимая эту тенденцию, многие крупные компании пытаются застолбить место на российском рынке электронной коммерции. Так, в августе прошлого года Сбербанк и «Яндекс» объявили о создании «российского Amazon» с объемом инвестиций 30 млрд рублей.

Впрочем, в ужесточающейся конкурентной борьбе именно Alibaba имеет больше шансов на успех в России, так как порядка 90% всех трансграничных посылок (в штучном выражении) в российской e-commerce сейчас приходится на Китай. Каким образом новое СП с Alibaba будет развивать свой бизнес, пока не объявлено. Вероятно, развитие получат логистическая инфраструктура и оригинальные сервисы, позволяющие доставлять по России посылки быстро и удобно.

«Alibaba давно хотела прийти в Россию, но переговоры не были успешными. Возможно, роль сыграло то, что Алишер Усманов давно знаком с Alibaba и хорошо на ней заработал. Инвесторы поверили, что Mail.Ru сможет построить с китайским ритейлером успешный проект. Однако пока непонятно, как Mail.Ru и “Мегафон” смогут окупить свои вложения. Чтобы вернуть названные инвестиции в СП быстрее, чем за пять лет, потребуется как минимум удвоить оборот», — говорит Георгий Ващенко, начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом финанс».

Впрочем, вопрос, насколько усилившийся поток товаров из Китая будет хорош для российской экономики и местных производителей, вызывает дискуссии. «Условия для работы AliExpress в России уже сейчас можно назвать идеальными: китайцы не платят НДС, большая часть посылок при ввозе в РФ не облагается пошлиной, товары не нужно сертифицировать. А теперь получается, что китайской платформе предлагают еще и деньги, ускорение доставки и другие условия, которые помогут ей сильнее закрепиться на российском рынке. Российским производителям станет просто невозможно конкурировать с китайскими, — предупреждает Артем Соколов, президент АКИТ. — Если взять, например, одежду и обувь, то треть ассортимента на отечественных площадках представлена товарами российского производства. В то же время сейчас 36 процентов объема трансграничной торговли между Россией и Китаем приходится именно на одежду, обувь и другую продукцию легкой промышленности, которая проходит без налогов. О какой тогда господдержке отечественных производителей может идти речь, если российский суверенный инвестиционный фонд поддерживает экономику другого государства?»