Четвертый Восточный экономический форум (ВЭФ), прошедший во Владивостоке на минувшей неделе, продемонстрировал единение незападного мира в противостоянии американской агрессивной политике, как бы говоря всем: «Собака лает — караван идет». Несмотря на титанические усилия по экономической изоляции России, форум собрал рекордное количество топовых предпринимателей, лидеров стран, политиков и экспертов со всей Азии, а также знаковые технологические компании из Европы. Подписано соглашений на невероятную сумму — 3,2 трлн рублей, или около 45 млрд долларов по нынешнему курсу, что сделало ВЭФ абсолютным лидером среди российских экономических конгресс-площадок и одним из крупнейших деловых мероприятий в мире.
Рекордный форум
Все люди, участвующие в ВЭФ с самого начала проведения этого форума (первый был в 2015 году), обречены на две ежегодные эмоции. Во-первых, это самый красивый и самый тусовочный (в деловом смысле этого слова) форум в стране. Здесь сделано буквально все для вдохновения по части бизнес-коммуникаций. Во-вторых, это удивление масштабами популярности и влиятельности совсем молодой площадки. Каждый раз количество участников не просто вырастает, а практически удваивается, а количество и инвестиционная емкость заключенных сделок растет почти в геометрической прогрессии. И третье — удивительная атмосфера душевности, простоты и открытости людей в общении и в целом, несмотря на коммерческие цели мероприятия, ощущение доминирования духовного мира над материальным.
В рамках программы форума состоялось 125 деловых мероприятий, посвященных актуальным темам региональной и международной повестки, в том числе панельные сессии, деловые завтраки и круглые столы, теледебаты. В нем приняли участие 6002 делегата и 1357 представителей СМИ из 60 иностранных государств. Самые многочисленные делегации (официальные лица и представители бизнеса) были из КНР (1096 человек), Японии (570), Южной Кореи (335). Особую геополитическую значимость обеспечила представительная делегация из Северной Кореи и ее насыщенные переговоры с представителями Южной Кореи. Бизнес проявил не меньший интерес — в форуме участвовали 340 глав крупных иностранных компаний. Ажиотаж был настолько велик, что организаторам пришлось ограничивать поток и вежливо отказывать некоторым желающим, понимая, что кампус Дальневосточного федерального университета, на площадке которого проводится мероприятие, не резиновый. Впервые на ВЭФ присутствовали главы двух крупнейших нефтяных компаний Китая, занимающих третье и четвертое места в международном рейтинге компаний Fortune Global 500: председатель Sinopec Дай Хоулян и президент CNPC Ван Илинь. Практически весь глобальный бизнес из Азии съехался в эти три дня в маленький Владивосток. Перечислю лишь начало списка: председатель COFCO Corporation Цзюнь Люй; главный исполнительный директор Lotte Corporation Ким Чжун Хван; президент Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering Юнь Сунь Лип; президент Korea Gas Corporation Чон Сын Иль, директор Singapore Oil and Energy Pte. Брайен Чанг; президент Japan Oil, Gas and Metals National Corporation Тэцухиро Хосоно, президент Mazda Motor Corporation Масамити Когаи, председатель совета директоров Mitsui Масами Иидзима.
Ключевым событием стало пленарное заседание «Дальний Восток: расширяя границы возможностей» с участием президента Владимира Путина, председателя КНР Си Цзиньпина, президента Монголии Халтмаагийна Баттулги, премьер-министра Японии Синдзо Абэ, премьер-министра Республики Корея Ли Нак Ёна, в котором лидеры демонстрировали настрой на сотрудничество.
Си Цзиньпин тоже отметил заметный рост активности форума: «Учрежденный по инициативе президента Путина Восточный экономический форум уже успешно проводился трижды, стал важной площадкой для объединения умов и обсуждения ключевых вопросов сотрудничества. И в этот раз в работе форума участвует беспрецедентное количество гостей и друзей из разных стран». А Халтмаагийн Баттулга заявил: «Ежегодный Восточный экономический форум становится важной переговорной площадкой для определения дальнейшего направления развития сотрудничества для стран АТР. Из года в год повышается уровень участников и расширяются границы форума». Ли Нак Ён, в свою очередь, отметил: «Ведущие лидеры стран Северо-Восточной Азии собрались на этой площадке, чтобы объединить усилия и идеи для развития Дальнего Востока и обеспечения мира и процветания в регионе. Это имеет большое значение».
В геополитическом аспекте особенно примечательно активное участие в ВЭФ японской делегации и компаний этой страны: в стремлении инвестировать в Россию на форуме подписаны сотни соглашений на миллиарды долларов. И это при том, что американцы предприняли огромные усилия, чтобы убедить японскую элиту не участвовать в ВЭФ. Синдзо Абэ, как будто назло своим заокеанским друзьям, вел себя как друг российского президента. На пленарном заседании он отметил: «Японо-российские отношения сейчас переживают период продвижения вперед с беспрецедентным ускорением. И план двустороннего сотрудничества, о котором мы договорились с президентом Путиным, уже включает в себя более ста пятидесяти проектов. Более половины из них уже реализуются или находятся на этапе, когда они будут вот-вот реализовываться».
На ВЭФ приехало рекордное количество министров других стран — Вьетнама, Индии, КНДР, КНР, Монголии, Японии. Владивосток посетили главы МИД 11 государств — Бруней-Даруссалам, Канада, Китай, Мексика, Молдавия, Монголия, Республика Корея, Сальвадор, Филиппины, Франция, Япония.
Инвестиционный интерес оказался беспрецедентным. Было подписано 220 только публичных соглашений на сумму 3,108 трлн рублей. И заявлено еще 28 инвестиционных проектов на сумму 1,16 трлн рублей. Каждый регион Дальнего Востока уехал с ВЭФ с миллиардными контрактами. Например, губернатор Чукотки Роман Копин подписал с KAZ Minerals PLC и ГДК «Баимская» контракт о реализации инвестиционного проекта по освоению месторождений Баимской рудной зоны на 360 млрд рублей. А глава Сахалинской области Олег Кожемяко получил сразу несколько международных инвесторов из сектора фармацевтики и биотехнологий. В интервью «Эксперту» он отметил, что особенный интерес к региону проявляют японские и корейские инвесторы. Первые — по причине географической близости, вторые исторически связаны с островом и имеют большую диаспору. На душевный разговор с губернатором для обсуждения деталей партнерства в сахалинском павильоне выстроилась целая очередь из директоров компаний.
Зайдя в сахалинский павильон на набережной и увидев эту живую очередь серьезных дядек в галстуках, я решил отложить интервью с главой островного региона на вечер и, выходя на улицу, чуть не сшиб какого-то господина, который оказался главой корпорации Siemens в России и СНГ Александром Либеровым. Он во время прогулки в красивейшем дендропарке ВЭФ поделился своими впечатлениями от форума и отметил, что Дальний Восток, несмотря на малонаселенность, очень важный макрорегион для сбыта компании: «Мы начинаем не с нуля, у нас около двухсот человек в этом регионе. Причем штаб-квартира “Сименс Финанс” по финансовому бизнесу, находится во Владивостоке. Очень необычная локация. То есть мы из Владивостока управляем всей страной. Сейчас мы коммерческих контрактов не подписывали, пока просто рамочные соглашения — договорились с Хабаровским краем, с Приморским краем, с Сахалином и планируем еще с Кузбассом».
«Мы на ВЭФ начали переговоры с министром промышленности Индии и крупнейшими корпорациями о создании фармацевтического инновационного кластера на Сахалине, — рассказал вице-губернатор Сахалинской области по экономике Алексей Белик. — Те компоненты, которые присутствуют в водно-биологических ресурсах в акватории нашего моря, позволяют создавать уникальные фармпрепараты, не имеющие аналогов в мире по составу».
Еще одним интересным проектом Сахалина стал уникальный для России по скорости и интеллектуальной автоматизации производства и второй в мире по мощности завод по рыбопереработке на острове Шикотан. Завод позволяет сохранить продукцию идеально свежей. Инвестиции в размере 6,5 млрд рублей полностью частные. Настоящим прорывом стал также проект по производству эхолокационного оборудования для кораблей.
Солидный инвестиционный улов и у Приморского края. Подписаны соглашения о создании агробиоэкономического кластера в ТОР «Надеждинская» и «Михайловский» (объем инвестиций 18,7 млрд рублей и более 500 рабочих мест), завода по производству литых сердечников для кабелей линий электропередачи «Токио ролл» (инвестиции — 7,8 млрд рублей), птицеводческого комплекса по выращиванию индейки на 12,2 млрд рублей, который создаст 450 рабочих мест. И плюс к этому соглашения в области медицины, сельского хозяйства, марикультуры, лесной промышленности, сталепрокатного машиностроения — в сумме 54 соглашения на 38 млрд. рублей.
В интервью «Эксперту» губернатор Приморского края Андрей Тарасенко отметил, что регион делает ставку на развитие территории как глобального транзитного узла для товарных потоков между Азией и Европой: «В транзитном секторе у нас огромный рост. Сегодня это уже 120 миллионов тонн. А было шестьдесят. А если дорогу и тоннели сделают — будет еще сотка. Тоннели — это в районе Байкала. Есть проект строительства дороги в Китай. У них груз идет где-то порядка 1800 километров, чтобы зайти в порт. А путь через Зарубино (железнодорожная станция в Приморском крае. — “Эксперт”) дает удобное короткое плечо, которое мы хотим использовать рационально и смело. Надо будет порт построить, доработать дорогу».
На нынешнем ВЭФ заключались сделки и совсем не восточные, а всероссийского масштаба. Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), Alibaba Group, «Мегафон» и Mail.Ru Group заключили соглашение о стратегическом партнерстве, в рамках которого будет создана первая в России система интеграции интернет-платформ социальной коммерции. А «Роснефть» и Beijing Gas Group Company подписали соглашение о строительстве и эксплуатации в России сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). РФПИ, японская Marubeni Corporation и инфраструктурная корпорация АЕОН подписали соглашение о создании химического кластера в Волгограде.
Синздо Абэ на форуме отметил, что в России появился экспорт не только сырьевых, но и высокотехнологичных товаров, и привел в пример сахалинскую компанию Karvi как успешный проект российского бизнеса на территории Японии. Проверили: действительно, оконные системы Karvi расходятся в Японии как горячие пирожки, а из строительных концернов из японских префектур уже выстраивается очередь на производство окон с поворотно-откидным механизмом, которых в Японии вообще нет, и усиленным по особой технологии каркасом. В первый год поставили японцам на 9 млн рублей, в прошлом году уже на 40 млн, а в этом благодаря контрактам, заключенным на форуме, планируется перейти сттомиллионный рубеж, рассказывает директор компании Владимир Карагулаков.
Контрактный мираж
К сожалению, практика, в том числе ВЭФ, показывает, что намерения, торжественно обнародованные на форумах, и реальные дела зачастую расходятся, а некоторые проекты заявляются для пиара, и им не суждено быть реализованными. По нашим прикидкам, таких примерно треть. А половина оставшихся (которые стали реальностью) демонстрируют совсем не те темпы, что заявлены, или снижают объем инвестиций. С этим соглашаются и некоторые чиновники. Например, вице-губернатор Приморского края Константин Богданенко на брифинге объявил о тысяче инвестиционных проектов, реализуемых в регионе, но в приватной беседе в кулуарах форума признался: «Если быть точным, их 876. Но, вы знаете, это смотря что считать. За последние годы на ВЭФ подписывалось такое количество проектов с такими суммами, что если хотя бы половина была вложена реально, то мы бы уже в золоте купались. Мы, конечно, надеемся, что это будут реальные проекты. Спрос огромный. Нужно всего пять миллионов рублей, а становясь резидентом свободного порта (Свободный порт Владивосток с режимом порто-франко. — “Эксперт”), получаешь право на участки земли вне конкурса. Законодательство в области свободного порта должно эволюционировать. Сегодня отказать в статусе резидента, даже если ты знаешь, что это плохой инвестор, ты не имеешь права. И это становится сейчас проблемой. Все это понимают, но инструмента пока не найдено. Есть идея прекратить выдачу земельных участков на внеконкурсной основе. Надо дать возможность наблюдательному совету принимать решение на основе анализа бизнес-плана. Сейчас он является лишь дополнительным сопроводительным документом».