МЭР: опережение мировой экономики откладывается

1 октября 2018, 00:00

«Закончили также работу над шестилетним прогнозом, который предполагает выход к 2020–2021 году на темпы роста выше трех процентов», — заявил глава Минэкономразвития России Максим Орешкин на встрече с Владимиром Путиным в прошлый вторник. В кратком докладе президенту г-н Орешкин явно не собирался делать акцент на крайне консервативный прогноз социально-экономического развития на ближайшую шестилетку, внесенный неделей ранее на рассмотрение кабинета. Процитированная фраза последовала за бравурным перечислением свидетельств успешного развития российской экономики в текущем году. Даже всплеск инфляции в последние месяцы не вызывает у Орешкина тревоги: «По итогам августа инфляция поднялась, сейчас около трех процентов, но у нас целевой ориентир — четыре процента, поэтому здесь динамика положительная». Министр умолчал о том, что Банк России одновременно с недавним повышением ключевой ставки сместил диапазон официального прогноза (но не таргета!) инфляции на будущий год к 5–5,5%, а сам прогноз МЭР содержит цифру ускорения инфляции в первом квартале 2019 года до 5%.

Начиная с 2013 года темпы роста экономики России проваливаются ниже среднемировых. Восстановление обратного соотношения МЭР прогнозирует за горизонтом 2020 года 05-01.jpg
Начиная с 2013 года темпы роста экономики России проваливаются ниже среднемировых. Восстановление обратного соотношения МЭР прогнозирует за горизонтом 2020 года

К сожалению, пресс-служба главы государства не сочла возможным открыть на официальном сайте президента продолжение беседы. Нам остается лишь констатировать, что достижение зафиксированной в майском указе президента национальной цели «вхождения страны в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечения темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4%» откладывается за пределы 2020 года. А в будущем году, судя по прогнозу МЭР, нас ждет ощутимое замедление роста — с 1,8%, согласно предварительной оценке, по итогам 2018-го, до 1,3%.

Впрочем, ведомство Максима Орешкина не теряет надежды выполнить путинский указ. Задачу поможет решить ожидаемое министерством торможение мировой экономики. «Несмотря на то что еще в начале года у МВФ были очень радужные прогнозы по мировой экономике, я думаю, мы сейчас опять вступаем в такую продолжительную волну негативных пересмотров всех прогнозов. И вот ближайший прогноз от МВФ, который выйдет в октябре, будет носить более негативный характер, чем тот, что мы видели весной», — сказал министр в интервью РИА «Новости» в ходе Восточного экономического форума. Действительно, в последние дни уже успели пересмотреть в сторону понижения прогнозную динамику глобальной экономики сразу два авторитетных института. ОЭСР снизил оценку прироста мирового ВВП в 2019 году до 3,7% с 3,9%, фиксировавшихся ранее. С 4,0% и тоже до 3,7% снизила прогноз ВТО.

Забавно, что даже в ретроспективной динамике у разных провайдеров различаются оценки глобального роста. Скажем, самые консервативные (а значит, формально выгодные для нас) оценки глобальной динамики дает Всемирный банк (см. график), однако даже опережение мировой экономики, рост которой посчитан в метрике ВБ, остается пока для России нереальной задачей. Становится все более очевидным, что ее действительное, а не бухгалтерское решение требует серьезной реорганизации экономической политики.

Вместо выхода на пенсию догоняем Германию

Правительство одобрило прогноз социально-экономического развития России до 2024 года и рассмотрело основные направления своей работы на этот период. По словам премьер-министра Дмитрия Медведева, главными целями для правительства будут стабильное развитие с низкой инфляцией и растущими доходами граждан, создание современной инфраструктуры, высокотехнологичных производств, ускоренное внедрение инноваций и цифровых технологий.

Министр экономического развития Максим Орешкин, представляя кабинету министров прогноз, отметил, что впервые этот документ охватывает не три года, а сразу шесть лет. Прогноз учитывает реализацию плана повышения инвестиционной активности, а именно национальные проекты на восемь триллионов рублей бюджетных средств. В прогноз также вписали рост продолжительности жизни до 78 лет и цифровизацию экономики, которая, как уверяет МЭР, позволит добиться бóльших темпов роста производительности труда

«В предстоящие годы мы ожидаем умеренного ухудшения внешних условий: это и постепенное замедление мирового экономического роста ближе к отметке три процента, и плавное снижение нефтяных цен до уровня 54 доллара за баррель к 2024 году. В консервативном сценарии мы предполагаем еще более серьезное ухудшение внешних условий, но, опять же, благодаря выстроенным институтам макроэкономической политики серьезного негативного влияния на экономическую динамику они не окажут», — заявил Максим Орешкин.

Согласно прогнозу МЭР, самый сложный период продлится лишь до середины 2019 года — когда вырастет НДС и замедлится кредитная активность. Потом запустится реализация нацпроектов, и начиная с 2020 года они выведут страну на экономический рост в 2%, а потом и выше 3% (прогноз на 2018–2019 годы по динамике ВВП — 1,8 и 1,3% соответственно). Кстати, по словам премьера, все паспорта национальных проектов по 12 направлениям готовы, как и предложения по финансированию.

Но, разумеется, дело не только в нацпроектах: в МЭР ожидают, что доля инвестиций в ВВП вырастет с нынешних 17–18% до 25% ВВП, производительность труда будет быстро расти (как уже говорилось, за счет цифровизации), а из-за повышения пенсионного возраста вместо сокращения экономически активного населения на два миллиона человек за шесть лет ожидается его прирост и увеличение занятости. Как последнее сочетается с цифровизацией (которая, по логике, должна вести как раз к сокращению рабочих мест), МЭР не поясняет. Неясно также, откуда возьмутся инвестиции в нацпроекты, если кредитная активность будет падать; очевидно, расчет тут на собственные средства компаний.

По прогнозу, ВВП страны будет расти быстрее мирового, что позволит России к 2024 году войти в пятерку самых крупных экономик мира, преодолев отставание от Германии, пообещал Максим Орешкин.