Вместо выхода на пенсию догоняем Германию

1 октября 2018, 00:00

Читайте Monocle.ru в

Правительство одобрило прогноз социально-экономического развития России до 2024 года и рассмотрело основные направления своей работы на этот период. По словам премьер-министра Дмитрия Медведева, главными целями для правительства будут стабильное развитие с низкой инфляцией и растущими доходами граждан, создание современной инфраструктуры, высокотехнологичных производств, ускоренное внедрение инноваций и цифровых технологий.

Прогноз бы правительства да Богу в уши 03-01.jpg ТАСС
Прогноз бы правительства да Богу в уши
ТАСС

Министр экономического развития Максим Орешкин, представляя кабинету министров прогноз, отметил, что впервые этот документ охватывает не три года, а сразу шесть лет. Прогноз учитывает реализацию плана повышения инвестиционной активности, а именно национальные проекты на восемь триллионов рублей бюджетных средств. В прогноз также вписали рост продолжительности жизни до 78 лет и цифровизацию экономики, которая, как уверяет МЭР, позволит добиться бóльших темпов роста производительности труда

«В предстоящие годы мы ожидаем умеренного ухудшения внешних условий: это и постепенное замедление мирового экономического роста ближе к отметке три процента, и плавное снижение нефтяных цен до уровня 54 доллара за баррель к 2024 году. В консервативном сценарии мы предполагаем еще более серьезное ухудшение внешних условий, но, опять же, благодаря выстроенным институтам макроэкономической политики серьезного негативного влияния на экономическую динамику они не окажут», — заявил Максим Орешкин.

Согласно прогнозу МЭР, самый сложный период продлится лишь до середины 2019 года — когда вырастет НДС и замедлится кредитная активность. Потом запустится реализация нацпроектов, и начиная с 2020 года они выведут страну на экономический рост в 2%, а потом и выше 3% (прогноз на 2018–2019 годы по динамике ВВП — 1,8 и 1,3% соответственно). Кстати, по словам премьера, все паспорта национальных проектов по 12 направлениям готовы, как и предложения по финансированию.

Но, разумеется, дело не только в нацпроектах: в МЭР ожидают, что доля инвестиций в ВВП вырастет с нынешних 17–18% до 25% ВВП, производительность труда будет быстро расти (как уже говорилось, за счет цифровизации), а из-за повышения пенсионного возраста вместо сокращения экономически активного населения на два миллиона человек за шесть лет ожидается его прирост и увеличение занятости. Как последнее сочетается с цифровизацией (которая, по логике, должна вести как раз к сокращению рабочих мест), МЭР не поясняет. Неясно также, откуда возьмутся инвестиции в нацпроекты, если кредитная активность будет падать; очевидно, расчет тут на собственные средства компаний.

По прогнозу, ВВП страны будет расти быстрее мирового, что позволит России к 2024 году войти в пятерку самых крупных экономик мира, преодолев отставание от Германии, пообещал Максим Орешкин.