Timeless — еще одна режиссерская работа Феликса Михайлова. Он известен прежде всего как постановщик шоу открытия и закрытия чемпионата мира по футболу — 2018. Кроме того, в его обширном послужном списке режиссура телевизионных программ «Звезды на льду», «Ледниковый период», «Цирк со звездами». «Ленинград Центр» для Михайлова особое пространство. Сцена здесь спроектирована в соответствии с концепцией, придуманной им лично. Режиссер постарался воплотить в ней идеи, опробованные при строительстве лучших мировых площадок. В итоге сцена оснащена 36 подъемно-опускными устройствами, позволяющими под каждую постановку менять конфигурацию пола. Она, например, позволяет создать эффект моментального появления артиста на глазах у зрителей. Театральный художник Павел Каплевич специально для этой сцены разработал занавес с 3D-эффектом из «пророщенных» тканей. Даже потолок над зрительным залом, и тот воздействует на зрителя: кинетическая люстра из тысячи шаров, способных менять скорость движения и цвет, когда это необходимо, превращается в пульсирующее облако. Площадка играет столь важную роль в создании шоу, что их перемещение на какую-то другую сцену почти невозможно. Если аналоги и существуют, то они все созданы под какое-то одно представление.
Состав постоянной труппы «Ленинград Центра» достигает шестидесяти человек. Для того чтобы найти каждого из них, Михайлов проехал всю страну от Владивостока до Калининграда. Он лично отсмотрел не только самые разные творческие коллективы, но и всех тех, кто был увлечен танцами, цирком, театром, гимнастикой, спортивной акробатикой. Он искал людей с потенциалом, который, возможно, даже не был проявлен до конца в том, что они показывали. Режиссер так поясняет этот необычный критерий отбора: «Человек танцует, но у него есть еще и актерская органика, которая позволяет использовать его и как драматического артиста». Принятого в труппу артиста ждет тщательная «огранка» таланта через серию уроков и мастер-классов. Он обучается работать во всех жанрах: театральном, музыкальном, танцевальном, цирковом. Через все тренинги и мастер-классы проходят даже те, кто работает с куклами. Задача артиста — раскрыться по максимуму, во всех своих ипостасях. Он должен постоянно двигаться в своем развитии. Тогда как общепринятая практика работы артистов над собой подразумевает развитие какой-то одной стороны его таланта.
Если возникает идея ввести в шоу эстетику того или иного вида танца, то на тренинг артистов приглашаются лучшие специалисты. Такие, например, как Дмитрий Васин и Сагдиана Хамзина, первые чемпионы мира по аргентинскому танго из России, — в Timeless у них есть свой номер. На протяжении последних двух лет они не менее одного-двух раз в месяц занимаются с труппой «Ленинград Центра». Большинство артистов труппы никогда до этого танго не танцевали. Если кто-либо из артистов, входящих в состав труппы, владеет каким-либо видом танца на высоком уровне, это значит, что рано или поздно на этот уровень выйдут и все остальные артисты. Здесь действует принцип взаимного обучения: «Умеешь сам — научи другого». Все занимаются вокалом, вне зависимости от того, будут они петь в шоу или нет. Эти занятия развивают у артистов не только слух и чувство ритма, но и умение понимать интонационные оттенки музыки, под которую они исполняют свой номер.
Свою задачу как режиссера Михайлов видит в том, чтобы показать самые сильные стороны артистов: «Вы приходите и не понимаете, почему здесь человек танцует, здесь он поет, а здесь еще играет на музыкальном инструменте. Это происходит потому, что он это умеет. Но если он играет на рояле, я не буду просить его играть на трубе. Поэтому зритель все время видит сильные стороны артистов. Это команда, которая не только состоит из звезд, но она еще и сыграна. Зритель не воспринимает каждого из них как отдельного солиста. По замыслу режиссера, на сцене из них должен возникнуть очень плотный сплав. Каждый из них может быть и солистом, и стоять позади всех как артист кордебалета. Тогда зритель видит, что уровень людей в каждой точке сценического пространства очень высокий». Это и в самом деле производит неизгладимое впечатление, соответствуя каким-то сокровенным зрительским ожиданиям.
То, что сейчас носит название шоу, раньше обозначалось как музыкальное ревю, которые когда-то показывали в мюзик-холлах. В рамках этого сценического действа на заданную тему на сцене могло появиться все что угодно. Никаких жанровых ограничений не предусматривалось. Главное требование к номеру — эффектность. Свои первые программы на сцене «Ленинград Центра» Феликс Михайлов ставил именно по этому принципу. Затем жанр получил свое развитие: от номеров, сцепленных логической цепочкой, к целостному действию, объединенному общей концепцией и сюжетной линией, которую ведет главный герой. Первоначальным импульсом для появления шоу может стать какая-то случайная фантазия, которая запускает всю последующую цепочку образов, и все звенья могут быть связаны друг с другом какой-то очень тонкой неочевидной ассоциацией. Так шоу «Фавориты луны» возникло из идеи, что полнолуние может необычным образом влиять на эмоциональное состояние людей. Из нее один за другим вышли все эпизоды шоу.
При создании Timeless Феликс Михайлов пошел аналогичным путем: «Название шоу сразу говорит о том, что мы не привязываемся ни к конкретному пространству, ни конкретному времени. Мы находимся вне времени и поэтому можем рассказывать свои истории, выраженные совершенно разными способами: цирковой пластикой, хореографией, вокальными номерами. Когда нам снится сон, все, что в нем происходит, не подчиняется никакой логике, но сон нам снится про что-то. Это то, что позволяет нам отличаться от других и говорит о том, что это придуманный нами жанр: сны на заданную тему, которые снятся наяву. Мы хотим, чтобы наш зритель погрузился в этот сон вместе с нами, поддался тому визуальному ряду, который мы ему показываем». Визуальный ряд шоу, еще одно его несомненное достоинство, — предмет долгих поисков режиссера. В этом случае источником вдохновения выступают как классические живописные полотна, так и работы фотографов для глянцевых журналов. Timeless воссоздает сознание современного человека, который живет в социальных сетях. Бесконечно перелистывая свою ленту новостей, он оказывается то в одном пространстве, то в другом. Эти переходы могут происходить очень резко. Но сознание современного человека уже к ним адаптировалось. Более того, оно нуждается в таких переходах.
В России нет ни одного учебного заведения, где обучали бы профессии постановщика шоу, — этим и обусловлена редкость такого рода специалистов в отечественном шоу-бизнесе. Есть оставшаяся еще с советских времен специальность постановщика массовых мероприятий, но все те, кто работает в жанре шоу, как правило, приобрели навыки его постановки уже в процессе работы над проектами. Феликс Михайлов получил актерское и режиссерское образование. С телевизионными каналами начал работать в начале 2000-х. В «Ленинград Центре» он смог воплотить все то, что ему не удавалось сделать на протяжении телевизионной карьеры в силу разных причин, в первую очередь специфики форматов, в котором работают каналы. Если же Михайлова приглашали для постановки шоу какого-то исполнителя, то он не мог выйти за рамки его творчества.
Музыка — еще одна важная составляющая шоу. Ее пишут штатные композиторы. Критерий отбора авторов в творческую команду, как хореографов, так и композиторов, — их творчество должно удивлять и пробуждать эмоции. Они становятся сотворцами шоу. Многие найденные решения возникают из их возможностей. В шоу звучат широко известные хиты, но при этом авторы музыки придумывают вариант их исполнения, который был бы не похож на предыдущие версии этой песни. Еще на самых начальных этапах создания шоу композиторы ищут инструменты, которые доминировали бы в его музыкальной палитре. В «Фаворитах луны» таким инструментом стал саксофон. В «Прекрасной М» основные партии принадлежат аккордеону и роялю. Рояль на протяжении всего спектакля стоит в центре зала, и композитор играет на нем написанную им музыку. В Timeless основную музыкальную линию ведут гитары, акустическая и электрическая, а также труба.
Первое сравнение, которое напрашивается после увиденного на сцене «Ленинград Центра», — канадский Цирк дю Солей. Он был первым, кто радикальным образом реформировал цирковые шоу, сделав их зрелищными, радикально преобразив музыкальный ряд и привнеся в них драматургическое начало. Феликс Михайлов признает, что внимательно следил за тем, что делают канадцы, и пропитался эстетикой Цирка дю Солей. Все лучшее, что было в нем, а также у других заметных игроков в индустрии развлечений, таких как Цирк Элуаз, он постарался перенять и добавить в формулу своих шоу на сцене «Ленинград Центра». Он внимательно смотрит за всем, что происходит в кино, театре, шоу бизнесе, и учится у тех, кого считает талантливее себя. Черпая вдохновение в самых разнообразных источниках, Михайлов создает собственные варианты и воплощает их в своих постановках. Все шоу, которые идут на сцене «Ленинград Центра», постоянно дорабатываются. Спустя всего два года после постановки того или иного танцевального номера его хореография может быть оценена как устаревшая и сделана заново. Одновременно пишется новая музыка, которая может еще лучше подчеркнуть идею, изначально заложенную в шоу.
В России так и не возникло индустрии шоу-бизнеса. Большое шоу, которое можно показать на московской площадке, такой как спорткомплекс «Олимпийский», нельзя отправить в гастроли по всей стране. У прокатчиков возникнет та же проблема, что и у «Ленинград Центра», но только в масштабах России: в ней не так много сцен, на которых можно представить шоу именно в том виде, в каком оно было изначально задумано. Срок жизни шоу даже самой большой звезды, даже в Москве или Санкт-Петербурге — не больше недели. Этого срока достаточно, чтобы шоу посмотрели все желающие. Поэтому в России не возникает ярких примеров долгоиграющих и благодаря этому коммерчески оправданных проектов. «Ленинград Центр» решает для себя проблему качества, опираясь на собственные силы: каждое шоу должно быть хоть немного, но лучше предыдущего. Она основана на тех самых принципах постоянного внутреннего роста артистов и творческой команды труппы. Если кому-то удается раскрыть себя с новой стороны, это сразу влияет на всех, стимулируя их выходить на новый этап творческого развития.
Если говорить о прорыве в мировом шоу-бизнесе, о той территории, которая уже «захвачена» русскими артистами, то это в первую очередь ледовые шоу, которые делает Илья Авербух или Евгений Плющенко. Их эстетика выработалась во многом благодаря телевизионным проектам, к созданию которых самое непосредственное отношение как раз имел Феликс Михайлов: «Это русский жанр. Мы создали лучшую в мире школу фигурного катания. У нас огромный запас талантов в этой области. Это уже не спорт, это искусство. То, как сделаны эти шоу и музыкально, и визуально, — это мировой уровень. Они показывают эти шоу по всей стране и выезжают с ними за границу. В этом случае по масштабам мы как раз можем конкурировать с Цирком дю Солей. “Дю Солей” сделал программу на льду, но она не имеет такого колоссального успеха, как другие его программы. Они не открыли тайну льда».
Успех ледовых шоу и то, что происходит на сцене «Ленинград Центра», — отличный повод позитивно оценивать достижения отечественного шоу-бизнеса. В России умеют создавать большие шоу, которые могут рассчитывать на популярность не только у себя на родине, но и у зарубежных зрителей, что является не просто поводом для национальной гордости, а важным экономическим условием их существования. Еще один повод для оптимизма — тот факт, что в Цирке дю Солей работают артисты и постановщики номеров из России. И самое главное: в России есть опыт создания шоу, которые уже видел весь мир: это церемонии открытия и закрытия Олимпиады и чемпионата мира по футболу. Ведь тогда все получилось.