Премьер-министр Армении Никол Пашинян объявил о намерении уйти в отставку и призвал граждан выйти на улицу. Однако это не означает, что пришедший к власти на волне уличных протестов премьер ее теряет. Напротив, он пытается ее получить. Поводом к обострению ситуации стало принятие парламентом Армении закона, осложняющего проведение досрочных выборов. Единственный законный способ добиться проведения внеочередных парламентских выборов — отставка премьера и неспособность парламента в течение двух недель утвердить кандидатуру нового. Депутаты, большинство из которых представляют бывшую правящую Республиканскую партию, и примкнувшие к ним союзные Пашиняну «Дашнакцутюн» и «Процветающая Армения» решили, что можно не уходить в отставку и дольше. Поводом для этого может стать неявка премьера на заседание законодательного органа, отсутствие кворума или другие препятствия в нелегкой работе народных избранников.
Никол Пашинян, который считает, что конкретно эти депутаты не представляют интересы армянского народа, вывел людей под стены парламента и уволил членов своей команды, выдвинутых партиями «Дашнакцутюн» и «Процветающая Армения». Действия парламентариев Пашинян назвал заговором и попыткой контрреволюции, а также обратился с призывом к президенту Армении Армену Саркисяну не подписывать законопроект. Намек получился очень прозрачным: парламентарии либо соглашаются на досрочные выборы и уходят по-хорошему, либо продолжают держаться за свои кресла и тогда рискуют тем, что улица вынесет их из здания парламента; возможно, ногами вперед.
Об уровне народной поддержки Никола Пашиняна красноречиво свидетельствуют выборы, прошедшие в конце сентября в городской совет Еревана — Совет старейшин, по результатам которых выбирается мэр столицы. Избирательный блок «Мой шаг», возглавляемый Айком Марутяном, которого поддержал Никол Пашинян, получил более 81% голосов, а Республиканская партия предпочла не участвовать в выборах, дабы не знать, каков уровень ее популярности без поддержки административного ресурса. Поскольку в столице проживает более трети населения Армении, результаты общенациональных выборов вряд ли будут сильно отличаться от столичных. В таких условиях бывшая правящая партия не рискует идти на открытую конфронтацию с новыми властями. Парламент Армении в случае отставки Никола Пашиняна мог бы избрать новым премьером кого угодно и не идти на досрочные выборы, но это наверняка приведет к народным волнениям. Выбор был сделан в пользу тихого саботажа — просто тянуть время, не позволяя выборам состояться. Возможно, парламентарии надеялись, что за последние полгода протестный дух немного выветрился из избирателей и Пашиняну уже не удастся вывести массу людей по такому «незначительному» поводу, как желание остаться в теплых креслах.
Никол Пашинян кроме народной поддержки обладает еще и силовым ресурсом: армия, полиция и спецслужбы находятся в его подчинении. По его приказу силовики вполне могли бы организовать «досрочные выборы», причем эта акция нашла бы поддержку в обществе, раздраженном действиями прежней власти. Но Пашинян не только стремится к досрочным выборам, итоги которых развяжут ему руки в реформировании республики. Он пытается сохранить мирный процесс передачи власти и не хочет разрушать демократические институты, даже если, как в случае с парламентом, они защищают сугубо личные интересы. Как раз в эти дни четверть века назад в России силовым путем разрешился кризис противостояния исполнительной и законодательной ветвей власти — по парламенту стреляли танки. Тогда, двадцать пять лет назад, для любой демократической и прогрессивной общественности было очевидно, что в Белом доме засели реваншисты, мешающие легкому прыжку в светлое будущее. Но сегодня, когда бушевавшие в прошлом страсти улеглись, ясно: танки, стрелявшие в «неправильных» депутатов, все-таки попали в российский парламент. В Армении мирное разрешение конфликта между премьером и парламентом станет гарантией сохранения демократических институтов в будущем. Досрочные выборы призваны наполнить форму содержанием — привести в парламент депутатов, отражающих настроения общества. Давление Пашиняна на парламентариев в конечном счете апеллирует к воле народа: в случае отставки премьера и досрочных парламентских выборов избирателю, а не тем, у кого в руках силовые ресурсы, предстоит решать, кому вернуться во власть.