Трамп vs Трюдо

8 октября 2018, 00:00
ТАСС
Канада уступила Трампу совсем немного (справа премьер-министр Канады Джастин Трюдо)

В Североамериканское соглашение о свободной торговле (NAFTA), объединяющее США, Мексику и Канаду, которое президент США Дональд Трамп охарактеризовал как одно из худших торговых соглашений, внесены изменения. В конце августа Трамп объявил о достижении согласия относительно нового договора о торговле между США и Мексикой. Таким образом, в NAFTA на прежних условиях остались лишь США и Канада, которая наряду с Китаем является постоянным объектом критики со стороны Дональда Трампа. Несмотря на слова о зоне свободной торговли, Канада взимает заградительные пошлины с ряда американских товаров. Любимый пример Трампа — 300-процентные пошлины на американские молоко и молочные продукты. Предыдущие американские администрации смотрели сквозь пальцы на такого рода исключения в свободной торговле, но новый президент клятвенно пообещал покончить с любой дискриминацией американских товаров.

Назвав соглашение с Мексикой выдающимся, Трамп заявил: «Мы посмотрим, станет ли Канада частью соглашения» — и объявил о фактическом прекращении действия предыдущего NAFTA. «Нет политической необходимости сохранить Канаду в новом NAFTA. Если мы не заключим справедливое для США соглашение спустя десятилетия совершавшихся против нас нарушений, Канада будет исключена. Конгресс не должен вмешиваться в эти переговоры, иначе я просто полностью прекращу действие NAFTA, и нам будет намного лучше», — написал в твиттере президент США.

Премьер-министр Канады Джастин Трюдо, оказавшийся в затруднительном положении (три четверти канадского экспорта приходится на США), все же пытался говорить с США с позиции силы: «Очевидно, что мы имеем определенные красные линии, на которые канадцы не согласятся. Мы должны оставить механизм разрешения споров, прописанный в 19-й статье Североамериканского соглашения о свободной торговле, поскольку это будет гарантировать исполнение правил, а мы знаем, что имеем дело с президентом, который не всегда соблюдает правила». Эта статья предусматривала право компаний обжаловать через арбитраж введение пошлин на их продукцию.

В заключенном между США и Канадой соглашении о торговле сохранился старый механизм разрешения торговых споров, на чем настаивала Оттава, но оставлены и введенные Трампом пошлины на канадские сталь и алюминий. В канадской «молочной защите» Вашингтону удалось пробить символическую брешь: квоты, позволяющие освоить 3,5% рынка северного соседа, в денежном выражении составили скромные полмиллиарда долларов. Канада, в свою очередь, добилась квоты на поставку в США 2,6 млн легковых автомобилей, которая понадобится, если Трамп выполнит угрозу о введении 25-процентной пошлины на все импортные автомобили.

Преданные гласности договоренности выглядят весьма скромно по сравнению с ожиданиями, порожденными многомесячными взаимными угрозами противоборствующих сторон. Джастин Трюдо сказал, что это хороший для Канады день. А Дональд Трамп и вовсе заявил, что новое соглашение USMCА (США, Мексика, Канада) — это «историческая сделка». Она устраняет торговые барьеры и открывает новые рынки для фермеров и производителей из США, а заключившие это соглашение страны объединяет в конкуренции с остальным миром.

Несмотря на пафос трамповского заявления, оно как нельзя лучше объясняет, почему президент США обошелся малой кровью в торговой войне с Канадой. Обострившееся противостояние с Китаем, конфликт с Турцией, предстоящая торговая блокада Ирана, политические и экономические трения с ЕС и противостояние с Россией (которого Трамп пытался избежать всеми силами) противопоставляют США всему миру. Если бы к числу обиженных присоединились еще Мексика и Канада и (не дай бог) все эти страны выработали бы общую позицию в противостоянии с США, то Вашингтон оказался бы в изоляции, следовательно, необходимо ценить оставшихся союзников. Кроме того, в преддверии выборов в Конгресс Трамп нуждается в медийном успехе, а уступки со стороны Мексики и Канады, пусть и небольшие, — это прекрасный повод отчитаться об успехах и заявить о верности взятого курса.