Человек будущего

Вячеслав Суриков
редактор отдела культура «Монокль»
15 октября 2018, 00:00

Олег Тиньков подробно описывает опыт создания банка, у которого есть офис, но нет отделений, куда клиенты могли бы приходить, чтобы получать банковские услуги. Он задумал создать его еще в 2006-м, как только продал свой пивной бизнес и получил за него 60 млн долларов. Тиньков начинает свою историю с рассказа об одном из самых болезненных кризисов его банковского бизнеса — он наступил всего лишь через две недели после выхода Тинькофф Банка на IPO. В Bloomberg появилась заметка о перспективах принятия Государственной думой законопроекта, одна из формулировок которого намекала на необходимость выдавать кредиты не где-нибудь, а в офисе. В результате IPO, бывшее в онлайн-секторе вторым по объему после «Яндекса», стало одним из самых неудачных: курс акций обвалился на 46%.

Тиньков сумел это пережить — и пошел дальше. В прошлом году прибыль его банка по МСФО составила 17 млрд рублей. Он с уверенностью глядит в будущее, утверждая, что настоящую силу банк обретет в начале 2020-х, когда его клиенты, сейчас еще молодые люди, станут реальной экономической силой. Прогноз Тинькова на 2022 год по долям рынка кредитных карт выглядит так: «Шестьдесят процентов — у Сбербанка, 18–20 процентов — у нас, 15 процентов — Альфа-банк и ВТБ и пять процентов — все остальные».

Книга и призвана объяснить, почему расклад может оказаться именно таким. Тиньков применил инновационный метод в одной из самых консервативных сфер финансовой деятельности и смог выжить. Не обошлось без экстравагантных жестов: когда Оливер Хьюз, президент Тинькофф Банка, представлял планы его развития, Тиньков предложил ему подписать их кровью, что тот и сделал. В свою команду он намеренно набирал людей без опыта работы в банковской сфере, и это сработало. Результат работы финансовой машины, созданной с нуля, налицо.

 

Тиньков Олег. Революция. Как построить крупнейший онлайн-банк в мире. — М.: Эксмо, 2018. — 320 с. Тираж 11 500 экз.