МКС может стать необитаемой

15 октября 2018, 00:00

ТАСС
Система аварийного спасения экипажа на «Союзе - ФГ» оказалась надежной: Алексей Овчинин и Ник Хейг не пострадали
Читайте Monocle.ru в

Авария ракеты «Союз-ФГ» с пилотируемым космическим кораблем «Союз МС-10» может иметь крайне негативные последствия для эксплуатации МКС, а то и вовсе привести к временной консервации этой станции. Так, руководитель миссии МКС в агентстве NASA Кенни Тодд заявил, что если к январю 2019-го Россия не будет готова к запуску «Союза» с новым экипажем, то станцию придется оставить необитаемой. А нынешний экипаж МКС в составе россиянина Сергея Прокопьева, американки Серены Ауньон и немца Александра Герста вернуть на Землю на корабле «Союз МС-09», в котором была обнаружена микротрещина, ставшая причиной утечки воздуха. Правда, этот дефект находился не в спускаемом аппарате, а в бытовом отсеке пилотируемого корабля и был устранен. А значит, возвращению космонавтов он не угрожает.

Иное дело ситуация с самой МКС. Станция еще никогда не оставалась без экипажа. «МКС не рассчитана на автономную работу. И поскольку это будет происходить впервые, может возникнуть множество разного рода сложностей», — говорит научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев. Именно поэтому важно, чтобы комиссия «Роскосмоса», расследующая аварийный запуск «Союза-ФГ» как можно быстрее выявила причины аварии и приняла меры для их устранения. А до тех пор все пилотируемые полеты решено приостановить.

Напомним, запуск корабля «Союз МС-10» с российским космонавтом Алексеем Овчининым и американским астронавтом Ником Хейгом состоялся 11 октября со стартовой площадки № 1 космодрома Байконур в 11:40 по московскому времени. Но на 117-й секунде полета возникла нештатная ситуация. При отделении одного из четырех боковых блоков первой ступени от центрального блока второй ступени ракеты-носителя аварийно отключились двигатели. «Это может быть связано как с отказом в работе пиротехнического замка, так и с механическим повреждением его крепления», — сообщил источник в российской ракетно-космической отрасли. Вторая ступень «Союза-ФГ» потеряла пространственную ориентацию, поэтому мгновенно сработал аварийный маяк, установленный в головной части ракеты. И уже через 12 секунд экипаж активировал систему экстренного спасения: корабль разделился на отсеки и выпустил парашют. Спускаемый аппарат успешно приземлился в 25 километрах от аэродрома Джезказган в Казахстане. Спуск проходил по крутой баллистической траектории, из-за чего космонавты испытали заметные перегрузки, порядка 7 g. Но на состоянии их здоровья это, судя по всему, не отразилось. «Две минуты сорок пять секунд. Быстро мы прилетели», — пошутил Алексей Овчинин.

Нынешняя авария ракеты, используемой в нашей пилотируемой программе, — третья за последние 43 года. Так, весной 1975-го похожее происшествие случилось с экипажем корабля «Союз-18-1» в составе Василия Лазарева и Олега Макарова, летевшего к станции «Салют-4». Но на 261-й секунде полета произошел сбой: ступень отделилась, но ракета потеряла ориентацию. В итоге сработала автоматическая система отделения возвращаемого аппарата, который приземлился в горах Алтая. А осенью 1983 года на стартовой площадке Байконура менее чем за две минуты до запуска ракеты «Союз-У» с кораблем «Союз Т-10» загорелся один из элементов в системе подачи топлива. Экипаж корабля в составе Владимира Титова и Александра Стрекалова стал невольным испытателем системы аварийного спасения (САС) на старте. «Через четыре секунды мы попросту бы сгорели, — вспоминал потом Владимир Титов. — Но сработала САС: наш спускаемый аппарат отбросило километра на четыре в сторону от стартовой площадки. Перегрузки испытали на пределе человеческих возможностей, порядка 16 g, но приземлились успешно».

Вот и на этот раз система аварийного спасения сработала выше всяких похвал. Глава Европейского космического агентства (ЕКА) Йохан-Дитрих Вернер, заявил, что «безопасное возвращение экипажа подтверждает чрезвычайную надежность транспортной системы “Союз” и ее критическую значимость для всего партнерства по программе МКС». А Кенни Тодд сообщил, что в NASA гордятся сотрудничеством с «Роскосмосом» и партнерство с ним будет продолжено. Впрочем, его характер в любом случае изменится. Уже в следующем году Россия может потерять монополию на доставку людей в космос. Напомним, что NASA намерено испытать два новых американских пилотируемых корабля: Dragon 2 компании SpaceX и Starliner корпорации Boeing. Первый полетит в беспилотном режиме в январе 2019 года, а в пилотируемом — в августе. А второй отправится в космос без экипажа в марте, а с астронавтами — в сентябре. Безусловно, этим кораблям еще предстоит доказать свою эффективность. Но рано или поздно это произойдет, можно не сомневаться. Использование этих кораблей лишит нашу страну порядка 300 млн долларов доходов, которые NASA и ЕКА ежегодно платят нам за доставку своих астронавтов на МКС. Более того, Dragon 2 и Starliner, а также еще один пилотируемый корабль, Orion, американцы используют и для пилотируемых полетов к окололунной станции: ее строительство начнется в 2023 году. И как только эта станция будет создана, NASA почти наверняка откажется от финансирования МКС. Казалось бы, в этой ситуации у «Роскосмоса» только один выход: переориентировать ракеты «Союз-ФГ» на коммерческие запуски спутников, в том числе для иностранных заказчиков. Но на этом рынке наши ракеты проигрывают американским носителям. Если еще пять лет назад Россия контролировала около 42% мирового рынка запусков, то в нынешнем году наша доля упала до 12%. И все из-за многочисленных аварий российских ракет-носителей и резко возросших страховых платежей. В результате, если SpaceX продает запуски на своей ракете Falcon 9 по 62 млн долларов, то мы — по 70–80 млн долларов.