В начале этого года Государственная жилищная инспекция (ГЖИ) Московской области за довольно короткий промежуток времени перевела в лицензию управляющей компании «Добрый город» порядка двухсот многоквартирных домов, собственники которых, как следовало из представленных в ГЖИ протоколов, выбрали эту организацию в качестве управляющей компании на общих собраниях.
Для жителей стало полной неожиданностью известие о том, что у них теперь новая УК. На сайтах ГЖИ и «Доброго города» они нашли протоколы о проведении собраний, которых в реальности не было, и якобы свои подписи.
Так, Евгения Дадыкина, председатель совета дома по адресу Пожарского, 6 обнаружила свою подпись как инициатора собрания на протоколе, вывешенном на сайте компании «Добрый город»: «Там стояла якобы моя подпись как инициатора собрания и подпись умершей полгода назад бабушки, она значилась секретарем». По словам Оксаны Агеевой, председателя совета дома по адресу Совхозная, 4А, была подделана подпись члена ее семьи.
Во многих случаях в роли секретарей и председателей общих собраний собственников (ОСС) значились жильцы несуществующих квартир, инвалиды, не покидающие своего жилья, а одно из собраний якобы провел инициативный не по годам двенадцатилетний подросток.
Жители стали обращаться с жалобами в ГЖИ, городскую администрацию Химок и в суды. По вопросу о подделке протоколов с января по сентябрь 2018 года в Химкинском суде было удовлетворено более трех десятков исков о признании незаконными протоколов ОСС (участники которых якобы выбрали «Добрый город»). Всего Химкинский городской суд рассматривает более 65 гражданских дел по оспариванию протоколов общих собраний.
Суды тянутся до сих пор. Дело в том, что уйти от нежеланной управляющей компании нелегко — «Добрый город» подает апелляции на решения суда первой инстанции о признании протоколов недействительными, и процесс затягивается на месяцы.
В итоге в городе возникла ситуация, когда жители десятков домов не считают, что их управляющая компания была выбрана правомерно, и часть из них отказывается оплачивать выставленные «Добрым городом» счета за коммунальные услуги. «Город погрузился в неплатежи, — говорит один из активистов. — Жители считают, что если их перевели, как крупный рогатый скот, от одной управляющей компании к другой, то они будут судиться». Сами жители «захваченных» домов пишут: «С 1 февраля, как мы перешли под управление “Доброго города”, не платим по их счетам, а их претензии оспариваем в суде. Деньги честно откладываем, не тратим. За все, что возможно, платим напрямую поставщикам услуг».
Жители перешедших в лицензию «Доброго города» домов обращались в администрацию президента РФ и к губернатору Московской области Андрею Воробьеву, писали в правоохранительные органы, прокуратуру и Следственный комитет. Дело в том, что подделка протокола — уголовное преступление, так как согласно Жилищному кодексу протокол является официальным документом и его подделка подпадает под 327-ю статью УК. Кстати, официальным документом протокол ОСС стал считаться сравнительно недавно — с конца 2015 года.
Химчанам удалось добиться того, что Управлением МВД по городскому округу Химки было возбуждено уголовное дело, в материалах которого указано, что неустановленные лица, действуя в интересах ООО «Добрый город», совершили подделку официального документа, а именно протоколов общего собрания собственников помещений целого ряда домов. Что дальше? По мнению Зульфии Атахановой, руководителя отделения Ассоциации председателей советов многоквартирных домов Московской области по городскому округу Химки, лиц, совершивших эти противоправные действия, никто не установит и устанавливать не собирается. Представители «Доброго города» заявляют СМИ, что они собрание не инициировали, уже подписанные протоколы им принесли «подрядчики».
Ситуация усугубляется тем, что у «Доброго города» в феврале–августе 2018 года сформировалась задолженность перед «ТСК Мосэнерго» за фактически потребленные тепловую энергию и горячую воду на сумму свыше 293 млн рублей. В связи с этим «ТСК Мосэнерго» объявила, что с 1 октября переходит на прямые договоры с жителями домов, которые обслуживает «Добрый город». На запрос «Эксперта» в «ТСК Мосэнерго» сообщили, что денежные средства за поставленные ресурсы были собраны с жителей платежным агентом — компанией «МосОблЕИРЦ» и отправлены компании «Добрый город», которая не стала перечислять эти деньги «ТСК Мосэнерго». Это, кстати, выявляет еще одну проблему в ЖКХ Московской области: «МосОблЕИРЦ», созданный в регионе как раз для того, чтобы отстранить управляющие организации от денежных потоков и не допустить образования задолженности перед поставщиками ресурсов, не выполняет поставленную задачу. Зато является дополнительным посредником в цепочке платежей, который также берет свой процент за проведение финансовых операций, что в итоге увеличивает плату за коммунальные услуги.
Для жителей города новость о переходе на прямые договоры с поставщиком тепла и горячей воды тоже стала неожиданностью — они говорят, что никто никаких собраний собственников с этим вопросом в повестке дня не проводил.
Как рассказали в «Эксперту» в «ТСК Мосэнерго», протоколы собраний с этим решением им были предоставлены УК «Добрый город».
Кто должен проверять?
Ситуация в Химках не является чем-то исключительным. По словам Дмитрия Гордеева, ведущего юрисконсульта направления «Городское хозяйство» Института экономики города, практика фальсификации результатов общих собраний собственников получила в последнее время довольно широкое распространение. Чаще всего подделывают как раз результаты собраний по выбору управляющей компании или утверждению условий договора управления многоквартирным домом.
Активисты рассказывают о подобных случаях в Орехово-Зуево, Щелково и Балашихе.
«Ситуацию следует признать типичной, так как практически все крупные УК в той или иной степени аффилированы с местной властью. Сама нынешняя система связывает эти структуры общими задачами и интересами», — считает Сергей Белолипецкий, преподаватель Института отраслевого менеджмента РАНХиГС.
На встречах с жителями представители администрации Химок неоднократно высказывали свою позицию по этому конфликту: мол, выбор управляющей компании — это дело собственников многоквартирного дома, администрация не вправе вмешиваться. Просьба «Эксперта» прокомментировать ситуацию осталась без ответа. Отмолчалась и Государственная жилищная инспекция Московской области.
Жильцам, чьи подписи были подделаны и которые в поисках справедливости обращались в ГЖИ, там отвечали, что формально комплекты документов, предоставленные «Добрым городом», оформлены верно, а проверка подлинности подписей и проверка на предмет подделки протоколов и решений общих собраний собственников не входит в компетенцию Госжилинспекции. Если же жители не согласны с тем, что ГЖИ внесла их дома в лицензию «Доброго города», они вольны обращаться в суд и правоохранительные органы. «Это формальный подход, — говорит один из химкинских активистов. — Если в ГЖИ пришло сразу двести протоколов о проведенных одновременно в домах собраниях по одинаковой схеме, на каждом из которых присутствовало по два человека, — легко понять, что такое возможно лишь в теории, а не в реальности».
Эксперты оценивают занятую ГЖИ позицию как неоднозначную. «В Химках налицо организованная кампания по переделу рынка конкретного муниципалитета, — говорит Дмитрий Гордеев. — Государственная жилищная инспекция должна была все это выявить, отреагировав на такой явный сигнал, как тридцать протоколов, которые были отменены судом первой инстанции. Это много».
По всем случаям нарушений, на которые ссылаются граждане, ГЖИ могла и была обязана провести проверку, утверждает Гордеев. В статье 20 Жилищного кодекса РФ есть положения, которые позволяют ГЖИ проводить экспертизу протоколов с привлечением сторонних экспертов и выявлять подделки. Наконец, инспекция правомочна направлять в уполномоченные органы материалы о нарушениях, которые могут стать основанием для возбуждения уголовных дел. Но ГЖИ (и не только по Московской области) этого практически не делает.
И хотя ГЖИ Московской области не ответила на запрос «Эксперта», представитель одной из региональных инспекций оправдал бездействие коллег тем, что у них попросту может не быть средств на проведение такого рода экспертиз.
Эта ситуация может быть отрегулирована путем изменения законодательства, считает Дмитрий Гордеев. Он направил в Госдуму свои предложения о внесении изменений в статью 20 Жилищного кодекса, которые исключали бы для органов государственного жилищного надзора возможность отказа от внеплановых проверок правомерности решений, принятых общими собраниями собственников.
ГЖИ не должна бездействовать, убежден Гордеев. Она обязана хотя бы передавать материалы в суд, если уж не может признавать решения собраний недействительными: «Если все 85 жилинспекций в стране будут действовать таким образом, то протоколы перестанут подделывать. Потому что людей будут вызывать на допросы, проверять, и они десять раз подумают, прежде чем участвовать в чем-то подобном».
В некоторых случаях ГЖИ Московской области демонстрирует повышенную активность — жители некоторых домов, которыми управляет «Добрый город», провели перевыборы управляющей компании, но ГЖИ отказывается переводить дома в лицензию новой УК. По словам собственников, начинаются формальные придирки. «Там, где собственники реально проводят собрания и выбирают новую УК, ГЖИ находит формальные основания и не включает в реестр новую управляющую организацию. Это политика двойных стандартов. Они опубликовали у себя на сайте отчет о том, что выиграли в Арбитражном суде иски о признании незаконными отказов о внесении изменений в реестр — по всем тем случаям, где люди реально проголосовали за новую управляющую компанию», — утверждает Зульфия Атаханова. По ее словам, в ходе одного из судебных разбирательств было подано ходатайство, чтобы суд истребовал у жилищной инспекции пакет документов о включении «Доброго города» в реестр: заявление о внесении, доверенность лица, которое предоставило протоколы собраний, бюллетени, регистрационные листы. «В ответ на судебный запрос ГЖИ прислала десять бумажек — протоколы, регистрационный лист, уведомление об общем собрании. И о какой можно говорить законности?» — говорит Зульфия Атаханова.
По мнению Константина Крохина, председателя Союза жилищных организаций Москвы, члена комитета ЖКХ Торгово-промышленной палаты, очевидно, что ГЖИ Московской области покрывает интересы конкретной управляющей организации, связанной с администрацией Химок. «Это известный бизнес, — объясняет он. — Люди из администрации сами создают компании и “ставят” их на дома, а обращение в ГЖИ ничего не дает. Я приведу пример Красногорского района. Туда пришел новый глава и объявил войну управляющей компании, которая задолжала двести миллионов рублей тепловикам. Было выявлено хищение, вследствие которого деньги ушли в офшоры. И против этой компании они не смогли возбудить уголовное дело — ни ОВД Подмосковья, ни прокуратура, ни Следственный комитет ничего не делали. Так что проблема сегодня не в законах — есть же статья о фальсификации доказательств в случае с поддельными протоколами, а в их исполнении».
После введения лицензирования УК, когда рынок, как считает Константин Крохин, «зачистили» от независимых компаний, остались лишь те, кто связан с чиновниками. Чтобы навести здесь порядок, предполагает он, придется посадить половину глав районных администраций, но готова ли власть к такому сценарию? «Несмотря на лицензирование и якобы контроль жилищной инспекции, все равно появляются недобросовестные компании, которые накапливают долги перед ресурсниками, выводят деньги и банкротятся», — говорит он.
Речь идет об огромных деньгах — стоимость управления жилым фондом в Московской области почти в полтора раза выше, чем в Москве, и доходит до 45 рублей за квадратный метр», — добавляет Константин Крохин.
По мнению Олега Иванова, председателя совета НП «ЖКХ Контроль Московской области», позиция органов местного самоуправления Химок, в соответствии с которой вопрос о спорных протоколах — дело исключительно собственников квартир, весьма двойственна. Согласно закону № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация газо-, тепло- и водоснабжения населения. «Поэтому определенные полномочия у муниципальных властей есть. И если факты о подделке протоколов общего собрания собственников достоверны, то местные власти должны были отреагировать, а не “уходить в подполье”. Фактически бездействие городской администрации компрометирует всю власть целиком, в том числе на региональном уровне», — утверждает Олег Иванов.
Кроме того, существует муниципальный жилищный контроль, напоминает Дмитрий Гордеев, и, согласно Жилищному кодексу, власти должны следить за соблюдением всех норм законодательства в отношении муниципального жилищного фонда. Они не могут проверять управляющие организации, но должны проверять нарушения норм ЖК и должностными лицами, и нанимателями. А среди попавших в управление «Доброго города» домов есть и муниципальные квартиры, но город бездействует.
А тем временем в Химках появилась новая управляющая компания «РЭУ №7 Химки», в управление которой переведены 15 домов. Жители Химок утверждают, что компания использует ту же схему подделки протоколов ОСС, что и «Добрый город». Уже есть один иск о признании недействительным решения общего собрания собственников о переходе под лицензию этой организации. Но это, судя по всему, никого не останавливает.