На Украине фактически объявлена религиозная война. Конфликт вокруг предоставления Украинской православной церкви (УПЦ) автокефалии, то есть статуса поместной церкви, тлевший давно, но вошедший в финальную стадию лишь в последние месяцы, разрешился не в пользу верующих, да еще и в самой скандальной форме. Синод Константинопольской церкви на заседании в Стамбуле 11 октября принял ряд решений, направленных на немедленный и жесткий перехват власти у РПЦ на территории Украины Вселенским патриархатом.
Константинополь отменил действие собственного томоса (указа) 1686 года о воссоединении Киевской митрополии с Московским патриархатом, признав трехсотлетний период нахождения УПЦ в составе РПЦ результатом «незаконной аннексии» последней. После чего объявил о возвращении своей ставропигии (прямого управления) над Киевом. Кроме того, Синод в Стамбуле вернул в каноническое состояние, иначе говоря, признал членами Церкви, двух раскольников, возглавляющих неканонические (то есть не признанные ни одной из поместных церквей) христианские общины на территории Украины: Михаила Денисенко (Филарета), «патриарха» УПЦ Киевского патриархата (УПЦ КП), и Николая Малетича (Макария), главу так называемой Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ). Первый, бывший иерарх РПЦ, за раскольническую деятельность был лишен епископского сана и предан анафеме Священным синодом в 1997 году. Второй вообще мирянин, сам себя провозгласивший митрополитом.
С точки зрения церковного права решения Синода в Стамбуле не просто попирают все писаные и неписаные нормы, но выглядят, по выражению некоторых наблюдателей, сюрреалистическими. Мало того что
Константинополь, агрессивно вторгаясь на каноническую территорию РПЦ, нарушает базовый принцип межправославного единства, основывающегося на полной независимости поместных церквей, и таким образом провоцирует раскол в мировом православии, сопоставимый по масштабу разве что с расколом христианства на Восточное и Западное в 1054 году. Принимая в лоно церкви нераскаявшихся раскольников, патриарх Константинопольский Варфоломей и Вселенский патриархат, согласно каноническим правилам, сами становятся раскольниками. Так, глава информационно-просветительского отдела УПЦ архиепископ Климент предложил наложить анафему уже на самого патриарха Варфоломея. Большинство церковных аналитиков утверждают, что патриарх Варфоломей подписал себе приговор.
Но пока суть да дело, 12 тысяч приходов УПЦ поставлены перед трагическим выбором: добровольно подчиниться патриарху-раскольнику Варфоломею, что для истинно верующих означает их собственное автоматическое отпадение от Церкви, или встать на защиту приходов, а это приведет к массовому кровопролитию. О масштабах надвигающейся катастрофы можно судить хотя бы по заявленному Филаретом (Денисенко) плану переподчинить себе в ближайшее время не меньше половины нынешних приходов УПЦ, а в итоге оставить ей «один храм» в Киеве. Что уж говорить о возможной перспективе патриаршества того же Денисенко, на чьей совести помимо церковного раскола и захватов храмов приходов Московского патриархата призывы к братоубийственной войне на Донбассе.
Впрочем, автокефалия УПЦ, о которой так много говорилось и которой так ждали раскольники, не объявлена. В Киеве уже выражают беспокойство, а Филарет (Денисенко), восстановленный Синодом в Стамбуле в сане всего лишь митрополита, на всякий случай предупредил общественность, что он «был и остается патриархом». То есть Константинополь, похоже, ведет игру вовсе не в интересах Киева, а в своих собственных. Игру чисто политическую. И на этом, политическом, поле логика патриарха Варфоломея выглядит по-византийски безупречной: руками раскольников, опекаемых киевскими властями, «зачистить» украинскую территорию от приходов РПЦ, а потом в роли миротворца прибрать к рукам оставшиеся в живых приходы и спустить на тормозах вопрос об автокефалии. Таким образом, Вселенский патриархат одним махом становится из «маленькой, но гордой» церквушки, насчитывающей сотни тысяч прихожан, — многомиллионной церковью, отвечающей в полной мере своему названию.
К сожалению, у РПЦ нет политических рычагов, чтобы противостоять узурпатору. По крайней мере до тех пор, пока киевские власти не раскусят планы Константинополя и будут загребать жар в его интересах. Известно, что сейчас Киев готовит закон о признании УПЦ иностранным агентом на территории Украины, что полностью развяжет руки раскольникам — захватчикам храмов. Первыми на очереди для захвата намечены Киево-Печерская и Почаевская лавры — колыбели русского православия.