Состоялся первый визит в Москву нового председателя совета министров Италии Джузеппе Конте, в ходе которого прошли переговоры с президентом России Владимиром Путиным. В своей речи на совместной пресс-конференции премьер-министр затронул тему антироссийских санкций, подчеркнув, что не видит альтернативы выполнению Минских соглашений. «Этот кризис поставил под вопрос основы отношений между Евросоюзом и Россией. Если не разрешить этот кризис, мы рискуем потерять багаж доверия, сотрудничества и правил, которые выработаны за двадцать пять лет диалога», — заявил Джузеппе Конте и заверил в полной поддержке «нормандской четверки» и ОБСЕ, где председательствует Италия. Но, отвечая на прямой вопрос итальянского журналиста о возможности наложения вето на автоматическое продление экономических санкций против России со стороны ЕС, премьер дал уклончивый ответ: «Мы хотели бы не принимать решение сейчас. Мы будем его принимать в должное время».
«Должное время» для итальянского правительства наступит, когда окончательно выяснятся отношения между Римом и Брюсселем. Пока что новый итальянский кабинет министров, сформированный из евроскептиков, не спешит рвать связи с ЕС, справедливо полагая, что может получить от него средства на реализацию предвыборных обещаний. Помимо планов снизить налоги и увеличить социальные расходы правительство Италии получило «тяжелое наследие» предшественников: госдолг в 2,3 трлн евро, что составляет 132% ВВП страны и является худшим после Греции показателем в ЕС. Рецепт выздоровления, присланный из Брюсселя, предельно прост: сокращение расходов, — но он явно не устраивает итальянское правительство. Движения «Лига Севера» и «Пять звезд», сформировавшие кабинет министров, дали понять, что если их требования не будут удовлетворены, то они не исключают выхода из политического и монетарного союза. Но еврочиновники, уже имевшие опыт аналогичного шантажа со стороны Греции, сохранили твердость. Италия пока прекратила разговоры о разрыве с ЕС и евро и даже не рискнула нарушить бюджетное правило ЕС, согласно которому дефицит бюджета не должен превышать трех процентов ВВП. В бюджет Италии был заложен дефицит на уровне 2,4% ВВП, но Европейская комиссия назвала это «беспрецедентным нарушением» бюджетных правил ЕС и приняла решение отклонить проект бюджета, потребовав представить новый проект для согласования с Брюсселем. Но Еврокомиссия лукавит: прецедентов такого дефицита хоть отбавляй. Дефицит бюджета Испании в 2014–2015 годах превышал 5% ВВП. Проект бюджета Франции на 2019 год предусматривает дефицит в 2,8% ВВП, но Парижу Брюссель претензий не предъявляет. Формально причиной является меньший уровень госдолга, который во Франции и Испании равен «всего лишь» годовому ВВП. Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер заявил, что Италии угрожает финансовый кризис, если итальянское правительство «нарушит ограничения бюджетного дефицита и объема госдолга».
Кроме черствого и явно издевательского отношения к своим насущным проблемам со стороны еврочиновников, Италия столкнулась еще с одной экономической проблемой — на фоне противостояния с ЕС резко выросли проценты по итальянским гособлигациям. Доходность по десятилетним облигациям сегодня составляет 3,43%, хотя год назад было всего 1,95% годовых. По сравнению с некоторыми европейскими счастливчиками, берущими деньги не просто бесплатно, но даже и под отрицательный процент, это много. Но если сравнивать с американским долговым рынком, до сих пор считающимся надежным, это сопоставимые величины: доходность десятилетних гособлигаций США составляет 3,08%. Однако это не помешало Джузеппе Конте одернуть еврочиновников, предложив им возместить Италии ущерб за негативную реакцию рынков, которая последовала после их комментариев.
В итальянское правительство входят не только прагматики вроде премьера Джузеппе Конте, но и пассионарные лидеры вроде министра внутренних дел и заместителя премьер-министра Италии Маттео Сальвини. Упорство ЕС лишь подтверждает его правоту — Сальвини один из наиболее ярких евроскептиков и противников антироссийских санкций. По сообщениям итальянской прессы, перед визитом Джузеппе Конте в Москву Сальвини посоветовал итальянскому премьеру попросить российские власти начать покупку гособлигаций Италии.
Вопрос о вероятности таких вложений российских резервов был задан на совместной пресс-конференции российского и итальянского лидеров. Владимир Путин заявил, что «экономика Италии имеет хорошие базовые основания, мы доверяем тому, что делает в целом правительство Италии». Российский президент подчеркнул, что финансовые резервы нашей страны растут, возможны разные варианты вложения этих средств, и нет политических ограничений.
Сегодня Россия активно избавляется от вложений в американский госдолг. Кроме опасности лишиться резервов, если американцы заморозят их под каким-то предлогом, было довольно странным финансировать страну, проводящую антироссийскую политику. Возможное вложение в итальянский госдолг развяжет руки сторонникам сближения с Россией в правительстве Италии.
Италия же возглавит европейские элиты, недовольные развитием мировой геополитики и не желающие терять деньги, отказываясь от выгодных проектов и записываясь в покупатели американских углеводородов. Она надеется нарастить экспорт в Россию хотя бы до прежних значений: это касается продукции не только сельского хозяйства и пищевой промышленности, но и инфраструктуры (итальянцы готовы участвовать во второй очереди проекта «Ямал СПГ»), химии и нефтехимии — об этом заявил на экономическом форуме в Вероне глава итальянского агентства по поддержке экспорта SACE Алессандро Дечо.