Ключевая ставка ЦБ стабильна, но рыночные ставки быстро растут

29 октября 2018, 00:00

И прямые, и портфельные инвестиции в Россию снижаются 55% внешнеторговых расчетов РФ идет в долларах

Читайте Monocle.ru в

Совет директоров Банка России 26 октября 2018 года принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 7,50% годовых. На этот раз консенсус-прогноз аналитиков оказался верным. В то же время в мотивировочной части своего решения регулятор подчеркнул, что проинфляционные риски остаются на повышенном уровне, особенно на краткосрочном горизонте.

По прогнозу Банка России, темпы прироста потребительских цен составят 3,8–4,2% к концу 2018 года. Под действием разовых факторов годовая инфляция временно ускорится, достигнув максимума в первом полугодии 2019-го, и составит 5,0–5,5% на конец будущего года. Квартальные темпы прироста потребительских цен в годовом выражении замедлятся до 4% уже во втором полугодии 2019-го. По оценке ЦБ, годовая инфляция вернется к 4% в первой половине 2020 года, когда эффекты произошедшего ослабления рубля и повышения НДС будут исчерпаны.

Кроме того, регулятор отметил сохраняющуюся «неопределенность относительно дальнейшего развития внешних условий», видимо, имея в виду риск введения очередных санкций США против РФ после выборов в американский Конгресс.

Несмотря на неповышение ключевой ставки, рыночные ставки, очевидно, продолжат рост. Стартовал рост ипотечных ставок: на минувшей неделе маркетмейкер ипотечного рынка Сбербанк серьезно поднял ставки. Во второй декаде октября референтная ставка по депозитам физлиц превысила 7% годовых, быстро повышают ставки госбанки, в частности, отчитался о рекордном (в процентном отношении) приросте частных депозитов в сентябре Почта-банк. В октябре он предложил новый годовой депозит, по которому поднял ставку до 7,5%.

В июле–сентябре традиционно наблюдается сезонное сокращение сальдо счета текущих операций, однако, согласно опубликованной Банком России предварительной оценке платежного баланса, в третьем квартале оно достигло 26,4 млрд долларов. Это существенно больше по сравнению как с предыдущим кварталом (19,1 млрд долларов), так и с третьим кварталом 2017-го (тогда сальдо составило отрицательную величину — минус 3,2 млрд долларов).

При этом сальдо баланса торговли товарами за девять месяцев года превысило 136 млрд долларов, что в 1,7 раза превышает прошлогодний уровень. Такая динамика внешнеторгового сальдо обусловлена быстром ростом стоимости экспорта (причем росли и физические объемы поставок, и цены на основные товары нашего экспорта) при некотором снижении импорта — из-за ослабления рубля и слабого внутреннего спроса.

Увеличение профицита счета текущих операций сопровождалось ростом дефицита финансового счета, который в третьем квартале 2018 года достиг 21,3 млрд долларов (по сравнению с профицитом в размере 10,5 млрд долларов в третьем квартале 2017-го). Чистый отток капитала частного сектора составил в третьем квартале 2018 года 10,4 млрд долларов.

Продолжается сокращение инвестиций нерезидентов в российскую экономику. Так, за минувший квартал падение прямых иностранных инвестиций составило 6 млрд долларов, сокращение объемов ссуд и займов — 3,2 млрд долларов, снижение прочих обязательств — 1,3 млрд долларов, портфельных инвестиций — 0,4 млрд долларов. Иностранные активы частного сектора сократились на 0,6 млрд долларов.

Свежие данные Банка России о валютной структуре расчетов за поставки товаров и оказание услуг по внешнеторговым договорам позволяют судить о реальном масштабе и резервах продолжения процесса дедолларизации международных расчетов нашей страны. Надо сказать, что, несмотря на сохраняющееся лидерство доллара США во внешнеторговых расчетах, доминирующим оно остается во входящих потоках, то есть в поступающих платежах за экспорт: 68,2% по итогам прошлого года, при этом практически равные доли приходятся на евро и рубль — 15,6 и 14,3% соответственно. И это неудивительно, учитывая значительную (порядка 70%) долю топливного экспорта в наших зарубежных поставках, контракты по которому традиционно номинируются в американской валюте.

Однако и здесь за прошедшие четыре года произошли заметные подвижки: доля долларовых платежей сократилась на 11 с лишним п. п., доли евро и рубля выросли, соответственно, на 6,5 и 4,1 п. п.

Резервы дедолларизации экспортных поставок остаются. В частности, пожалуй, только дефицитом политической воли можно объяснить сохраняющиеся значительные доли нерублевых поступлений за наши поставки партнерам по Евразийскому экономическому союзу. За экспортные отгрузки в Белоруссию Россия до сих пор получает четверть объема причитающихся платежей не в рублях, а по поставкам в Казахстан — треть.

Что же касается российских платежей за импортные поставки, то тут ни о каком серьезном доминировании доллара США вообще речи не идет. Мы оплачиваем в американской валюте всего 36,3% импорта, 30,7% приходится на рубль и 30,1% — на евро. Причем, как и случае экспорта, доля доллара постепенно снижается, а рубля и евро — растет.

В целом по итогам 2017 года американский доллар использовался в качестве средства платежа для 55% российской внешней торговли товарами и услугами. Доли рубля и евро примерно равны — чуть более 21% расчетов каждая. Использование прочих валют в расчетах незначимо (около 2%).

Наибольшие резервы дедолларизации платежей за импортные поставки, как нам кажется, сохраняются в торговле России с крупными странами БРИКС. Так, за китайские товары и услуги мы до сих пор на три четверти расплачиваемся в долларах, доли рублей и евро незначительны (менее 5% каждая), еще около 16% приходится на расчеты в юанях. Индийские поставки мы на две трети оплачиваем в долларах США, около 22% приходится на рубли, 7% в евро, 5% — в рупиях.