В IT-словаре Гартнера «цифровизация» определяется как использование цифровых технологий для изменения бизнес-модели и получения возможностей для создания добавленной стоимости и получения доходов; это процесс движения к цифровому бизнесу. А цифровизация государства большинством исследователей противопоставляется автоматизации, которая была значимым трендом последние десятилетия. Система электронного документооборота для органов власти полезное изобретение, но это лишь автоматизация. В такой системе, по сути, происходит обмен электронными образами традиционных документов. Цифровая платформа обеспечения градостроительной деятельности, которая позволяет принимать юридически значимые решения без направления запросов между органами власти и тем самым сокращает трудозатраты, сроки и исключает ошибки, — это цифровизация.
Отрасли экономики различаются между собой по степени влияния цифровых технологий на суть бизнеса. В ряде отраслей: торговле, рекламе, транспорте, гостиничных услугах — цифровые технологии полностью изменили бизнес-ландшафт. Крупнейшие компании в этих отраслях полностью цифровые и уже не владеют физическими активами (Uber, Airbnb, Amazon, Facebook). На другом полюсе находятся компании, суть бизнеса которых невозможна без создания материального продукта, например нефтегазовые и металлургические, но цифровые технологии могут существенно повысить эффективность их существующих бизнес-процессов. По моей оценке, государственное управление в настоящий момент находится среди отраслей, которые испытывают существенное влияние цифровых технологий, но в ближайшие несколько лет преждевременно было бы говорить о революционных изменениях в способах госуправления в связи с появлением новых технологий. Основная причина — инерционность политических и управленческих систем, недостаточная зрелость кадров. Ситуация здесь во многом будет напоминать внедрение электромобилей, когда ограничением для распространения является неготовность потребителей, а не технологий.
Как выглядит сегодня картина если не с цифровизацией, то хотя бы с информатизацией госуправления среднего российского региона? Ленинградская область — характерный пример. Государственными услугами в электронном виде в прошлом году пользовалось 57% ее населения. К широкополосному доступу в интернет подключено 100% школ и больниц региона. Общая площадь покрытия широкополосным интернетом — 83%, на этой территории проживает более 95% жителей региона.
Внутри правительства внедрена система электронного документооборота, деятельность МФЦ региона также ведется на электронной платформе, медицинские учреждения области интегрированы с федеральной медицинской информационной системой, а каждый орган власти стремится к автоматизации своей деятельности.
Но несмотря на постоянный рост числа государственных полномочий и функций, исполняемых в регионе с использованием информационных систем, 61% из них — автоматизированные, 27% — информационно-справочные и лишь 12% — информационно-аналитические.
Фундамент в регионе создан, но давайте ответим на вопрос: зачем субъекту федерации инвестировать в цифровые технологии и нести дополнительные риски? На какие вызовы, стоящие перед регионом, невозможно ответить без цифровизации? Для Ленинградской области эти вызовы ясны:
— необходимость точно понимать и учитывать позицию людей при принятии решений. Население сегодня хочет участвовать в принятии самых разных управленческих решений — от благоустройства сквера до развития системы здравоохранения и социального обслуживания;
— конкуренция за качество и оперативность предоставления государственных услуг с крупнейшими интернет-корпорациями. Уже сформирован общественный запрос на быстрые (в один клик) и интуитивно понятные госуслуги;
— соперничество между регионами и странами за создание и привлечение высокотехнологичных компаний. «Питательная почва» для создания многих таких компаний — открытые данные органов власти, которые они могли бы коммерциализировать;
— необходимость оптимизации системы управления, перехода к более компактной структуре госорганов;
— важность выполнения своих фискальных функций при сжатии налоговой базы и экстерриториальности значимых налогоплательщиков в цифровую эпоху;
— риски, связанные с принятием решений на основании системы информации и статистики, созданной в индустриальную эпоху, которая перестает фиксировать значимые процессы, возникающие в цифровую эпоху.
Для того чтобы ответить на эти вызовы, мы определили для себя следующие приоритеты.
Краудсорсинг — новая философия. Все документы стратегического планирования регионального и муниципального уровня в Ленинградской области будут разрабатываться с использованием краудсорсинговых платформ, а при формировании государственных программ и адресной инвестиционной программы будет введено требование учитывать позицию граждан по расположению и функциональному наполнению объектов.
Государственные услуги региона и муниципалитетов для граждан должны перестроиться и упроститься. Первое: у гражданина должна появиться одна цифровая подпись, которая позволит получать большую часть государственных услуг, не выходя из дома. Второе: «прослойка» в виде государственных служащих, формально фиксирующих решения, которые могут быть приняты в автоматическом режиме, должна уйти в прошлое. Третье: наиболее востребованные государственные услуги должны предоставляться в проактивном режиме и по «жизненной ситуации». Четвертое: кратно должны сократиться число этапов и сроки предоставления услуг.
В Ленобласти часть этих принципов были воплощены в жизнь при реинжиниринге предоставления услуг в социальной сфере. Как результат, трудозатраты и сроки сократились до 70%. Сегодня вместе с бизнес-школой «Сколково» мы прорабатываем более масштабный проект изменения государственных услуг и функций, в частности при предоставлении господдержки бизнесу.
Ленинградская область, как и другие развивающиеся субъекты РФ, крайне заинтересована в сохранении своей инвестиционной привлекательности. Поднявшись в прошлом году на 12-е место инвестрейтинга АСИ, мы поняли, что для дальнейшего продвижения нам недостаточно стандартных мер поддержки и сопровождения бизнеса.
Мы должны добиться того, чтобы государственные данные превратились в цифровые активы, востребованные бизнесом. Этим процессом надо управлять и инкубировать компании, которые могли бы использовать государственные данные. Необходимо добиться, чтобы региональные органы власти предоставили бизнесу доступ к максимальному объему данных в машиночитаемом виде, организовывать регулярные мозговые штурмы (хакатоны) для разработчиков программного обеспечения на основе этих данных, финансировать за государственный счет пилотные проекты создания приложений на основе данных, менять правовую среду и обеспечивать обезличенный доступ к персональным данным для разработчиков сторонних приложений. Ряд решений уже был реализован в рамках идеологии «открытого правительства», но мы, скорее, еще в начале пути.
Ленинградская область — одна из самых компактных по численности государственных служащих на душу населения. Дальнейшее сокращение расходов на государственное управление возможно только при условии цифровизации ряда государственных функций и реформы процессов госуправления. А это возможно лишь за счет исключения чиновника из процесса принятия решений и перехода к логике «государства как платформы». Мы рассчитываем уже в 2019 году сформировать единую цифровую среду для взаимодействия органов власти и принятия ими решений на базе информационной системы «Фонд пространственных данных».
На картографическую подложку фонда уже нанесено более 200 тысяч объектов, сгруппированных по 250 тематическим слоям. Система также интегрирована с десятком федеральных площадок, что дополнительно верифицирует данные.
Дальнейший шаг в развитии региональной информационной системы —переход к «большим данным». Сегодня для принятия таких ключевых решений по развитию региона, как строительство автодорожной инфраструктуры, нам необходимо проводить серьезные и дорогостоящие исследования транспортных потоков. Тем не менее в новой цифровой реальности необходимыми данными в режиме онлайн обладают, например, сотовые компании, службы, отслеживающие нарушения ПДД. И создание систем поддержки принятия решений на основе этих данных — задача, которую регион планирует решать в ближайшее время.