Иммерсивные технологии начинают активно использовать не только разработчики игр, но и компании в разных отраслях, от ритейла до промышленности. Пока речь в основном идет о включении VR и AR-элементов в образовательные программы с целью повысить эффективность обучения.
Тон задает западный бизнес — например, ритейлер Walmart закупил в этом году у компании Oculus 17 тысяч VR-гарнитур для обучения сотрудников (один из самых крупных экспериментов в этой области). Но и наш не отстает. Корпоративные университеты РЖД и Сбербанка активно внедряют программы с использованием виртуальной и дополненной реальности. ВТБ, Mail.ru Group и ряд других компаний находятся в шаге от начала применения обучающих программ.
Сбербанк создал Лабораторию виртуальной реальности и работает по трем направлениям: проводит виртуальные лекции, создает обучающие видеоролики по технологии 360° (панорамное видео для очков виртуальной реальности), использует VR-тренажеры — например, для отработки навыков публичных выступлений. Подобные тренажеры популярны и у других компаний. В данном случае это имитационная среда, в которой моделируется аудитория с анимированными персонажами в зале и искусственно создаются раздражающие факторы — мигание лампы, кашель в зале, смех. С помощью специального аппарата регистрируется уровень тревоги по показателям кожно-гальванической реакции человека. Цель — постепенно снизить тревожность у спикеров, которые должны выступать перед аудиторией, настроенной критически, настороженно или равнодушно.
По словам Кирилла Стеценко, руководителя направления VR/AR корпоративного университета Сбербанка, обучение в такой форме проходят порядка 35 тысяч менеджеров банка. По результатам внутреннего исследования Сбербанка, при использовании VR/AR-инструментов эффективность обучения в среднем повышается на 20%.
При корпоративном университете РЖД открыта лаборатория цифровых технологий, где сотрудники могут получить новый опыт на тренажерах виртуальной реальности: например, топ-менеджмент компании виртуально «сбросили» с небоскреба, кто-то смог «посидеть» в кресле инвалида. Видимо, это позволяет испытать незабываемые эмоции, которые можно конвертировать во что-то полезное.
По словам руководителя корпоративной академии G-Energy Academy компании «Газпромнефть — смазочные материалы» Инны Митиной, использование иммерсивных инструментов критически важно для создания единых корпоративных стандартов в рамках отработки различных сценариев взаимодействия в конечных точках предоставления услуг и продаж, а также для отработки механики реагирования в кризисных ситуациях с целью полного исключения травматизма на производстве.
У обучающих VR/AR-программ есть преимущества. Во-первых, к ним можно возвращаться в любой момент без привлечения дополнительных человеческих ресурсов — тренеров, экспертов и т. д. Для воспроизведения проекта достаточно специального оборудования и ПО.
В пример Инна Митина приводит программу обучения приемке автомобиля в СТО, реализованную в компании. Ее использование позволяет сократить расходы на обучение почти в два раза при значительном повышении эфективности. За пять лет проведения ежемесячных тренингов с участием тренеров-людей расходы составили бы 9,75 млн рублей. А расходы на ту же программу тренингов с применением иммерсивных инструментов — 4,2 млн рублей.
Внедрению VR/AR-проектов способствует появление нового оборудования. Это уже не относительно древние и недорогие очки дополненной реальности, а новые версии шлемов виртуальной и дополненной реальности и даже более сложный интерфейс для взаимодействия с виртуальной реальностью — костюмы с обратной тактильной связью, позволяющие «осязать» цифровую среду.
Такой умный костюм российским компаниям в рамках пилотных проектов поставляет стартап Teslasuit — международный проект с белорусскими корнями, мелкосерийным заводом в Бресте, штаб-квартирой в Лондоне и представительством во Франции. Скоро откроется офис в Калифорнии.
Костюмеры из Белоруссии
Стартап, в котором работает почти сотня человек (из них 60 специалистов R&D), начинался несколько лет назад как инициатива 19-летнего разработчика Сергея Хурса, который мечтал создать костюм, способный полностью погрузить человека в компьютерную игру. В 2016 году в проект пришли первые частные инвестиции.
«Нам повезло, что все наши десять фаундеров — из разных сфер, кто-то из чистой науки, кто-то из медицины, а я, например, работал в области технологий и маркетинга», — рассказывает Дмитрий Михальчук, сооснователь Teslasuit, старший вице-президент по развитию бизнеса.
Внешне вполне элегантный костюм Teslasuit содержит в себе целый компьютер: внутри зашиты электронные платы собственной разработки (основное ноу-хау проекта), процессор, оперативная память. Костюмная «ткань» заставляет человека ощущать в реальности то, что происходит в цифровом мире: например, можно почувствовать прикосновение или удар. Как объясняют разработчики, программное обеспечение, которое поставляется с костюмом, позволяет проектировать ощущения: встроенные в костюм электроды могут стимулировать нервную систему.
Костюм Teslasuit включает в себя несколько систем: захвата движения, электростимуляции мышц и нервной системы, передачи тепла. В него встроены датчики биометрии и датчики для считывания ЭКГ, которые снимают показания в движении. Кроме того, в Teslasuit реализована система измерения гальванического сопротивления кожи, благодаря которой можно получать данные об уровне стресса и сфокусированности человека, — например, можно понять, насколько внимательно человек слушал лекцию, в какие моменты и на какое время отвлекался. Это позволяет вести качественную статистическую базу о прохождении тренингов. А в некоторых случаях даже определять, насколько человек соответствует своей специальности.
Teslasuit начинала сотрудничать с разработчиками игр, интегрируя костюм в их продукты, однако стартап пришел к выводу, что они не готовы платить за такое сложное оборудование. Не готов к этому и в целом потребительский рынок — родители не будут пока покупать детям столь дорогие «игрушки».
Наибольший интерес к продукту белорусов ожидаемо проявили представители порноиндустрии. «Они пришли к нам еще до первых корпоративных клиентов и продолжают ходить, как коты вокруг банки со сметаной, — говорит г-н Михальчук. — Но для нас имеет значение репутация, мы не можем ассоциировать с ними свой продукт». По информации Дмитрия Михальчука, на эту «индустрию», одну из старейших в сети, пока приходится пока не более одного процента контента в VR/AR.
Стартап благоразумно выбрал корпоративный рынок, где, как оказалось, технологии Teslasuit могут открыть новые возможности.
Как рассказывает Дмитрий Михальчук, в первую очередь костюм может найти применение в иммерсивном тестировании продуктов и интерфейсов, прототипы которых сначала строятся в виртуальной реальности, а затем проводится живая симуляция, когда человек набирает опыт работы с ними.
Второе приоритетное направление для Teslasuit — сфера охраны безопасности труда: костюм можно применять для тренировки сотрудников, обучения их действиям в нештатных ситуациях. «Хороший кейс мы делаем сейчас с компанией, которая работает в сфере добычи полезных ископаемых, — говорит г-н Михальчук. — При эксплуатации бурильных установок возникает множество случаев, когда работник может потерять палец. А мы умеем симулировать эти рабочие операции в виртуальной реальности. Костюм выдает диапазон реакций — от приятных до неприятных, и мозг запоминает, каких движений во время работы делать не нужно».
Несмотря на то что продукт Teslasuit еще дорабатывается — создается программное обеспечение, которое затем позволит интегрировать его с внешними системами, стартап уже ведет несколько пилотных проектов в России, например с компаниями Modum Lab (разработчик бизнес-продуктов на основе иммерсивных технологий для VR/AR-устройств) и «Газпромнефть — смазочные материалы». По словам Дмитрия Михальчука, для корпоративных клиентов стоимость костюма с сопровождением составляет порядка 15 тысяч долларов.
Совместно с Modum Lab белорусский стартап реализовал кейс для компании «Газпромнефть — смазочные материалы» по обучению сотрудников работе на нефтеналивной эстакаде. Всё происходит как в компьютерной игре: обучающийся, облаченный в костюм с обратной связью, видит, как его аватар передвигается по экрану, где воссоздана обстановка нефтеналивной эстакады. Тренер, который может находиться в другом городе или стране, передает ему инструкции, как действовать. В определенный момент происходит разлив нефтепродуктов и их возгорание — значит, нужно быстро покинуть платформу.
Что может испытать обучающийся? Он видит и чувствует ограждения и понимает, что нужно быть аккуратным, чтобы не упасть за платформу. В момент, когда он вставляет трубу в цистерну, на руку подается обратная связь от костюма, и становится понятно, какое нужно прикладывать усилие. «Находиться на платформе в момент взрыва очень неприятно, — говорит Дмитрий Михальчук. — Причем ситуация смоделирована таким образом, что происходит несколько микровзрывов и каждая новая волна горения отражается на всем теле человека в зависимости от того, где он расположен относительно центра возгорания».
К концу следующего года Teslasuit должна представить новую премиум-версию костюма с усовершенствованными системами захвата движения и биометрии.
Пока компания не зарабатывает, зато, по словам Дмитрия Михальчука, много вкладывает в разработку сразу нескольких продуктов. «Мы не называем наших инвесторов и конкретных сумм, но могу сказать, что мы очень хорошо профинансированы», — говорит Михальчук. Через четыре-пять лет костюмы Teslasuit планируется выпустить на широкий потребительский рынок, но до этого стартап хочет разработать продукты для профессионального спорта и медицины, а также закрепиться в растущем корпоративном секторе (за счет заказов от компаний проект должен выйти на точку безубыточности уже в 2019 году).
Рынок технологий виртуальности — один из самых быстрорастущих. По прогнозам консалтинговой компании IDC (International Data Corporation), продажи AR- и VR-устройств до 2022 года будут расти со среднегодовым темпом 52,5%. Goldman Sachs прогнозирует, что весь рынок технологий виртуальной и дополненной реальности уже в 2020 году составит более 13 млрд долларов, а к 2025-му — более 25 миллиардов.