Страховой рынок, традиционно считавшийся скучным, вот уже несколько лет привлекает внимание граждан России. Две главные причины — инвестиционное страхование жизни (ИСЖ) и ОСАГО. Если первое, в условиях низких ставок по депозитам и активных продаж этого продукта банками, является источником роста всего страхового рынка, то второе — источником головной боли, как для граждан, так и для самих страховых компаний.
ИСЖ остается в лидерах
В этом году ситуация развивается в том же ключе: продажи ИСЖ все еще растут, а от либерализации рынка ОСАГО ожидают неоднозначных результатов. Директор по страховым и инвестиционным рейтингам «Эксперт РА» Ольга Скуратова рассказывает, что по итогам первого полугодия объем страхового рынка вырос на 13,3% по сравнению с первым полугодием 2017-го и достиг 732 млрд рублей. В абсолютном выражении рынок прибавил 86 млрд рублей. При этом темпы прироста взносов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года ускорились: тогда рынок продемонстрировал рост на уровне 9,5%. «Жизнь» остается основным драйвером; без учета страхования жизни страховой рынок в абсолютном выражении вырос на 21,3 млрд рублей по сравнению с первым полугодием 2017-го.
«Основной вклад в рост рынка non-life-страхования внесли страхование от несчастных случаев и болезней (плюс 15 миллиардов рублей) за счет роста рынка потребительского кредитования, ДМС (плюс шесть миллиардов рублей) за счет ежегодной инфляции стоимости медицинских услуг, развития коробочных продуктов и распространения программ страхования от критических заболеваний», — разъясняет г-жа Скуратова. Среди лидеров падения оказались государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц и страхование гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору.
Главным же драйвером рынка, как и ожидалось, остается инвестиционное страхование жизни. По данным ЦБ, премии страховщиков по ИСЖ за шесть месяцев 2018 года выросли на 65% по отношению к 2017-му и достигли 138 млрд рублей. При этом большинство (более 90%) договоров ИСЖ заключалось при посредничестве кредитных организаций — агентов страховщиков. «Страхование жизни обеспечивает 75 процентов абсолютного прироста рынка (плюс 64,5 миллиарда рублей по итогам первого полугодия), — добавляет Ольга Скуратова. — ИСЖ продолжает расти опережающими темпами благодаря активному сотрудничеству банков и страховых компаний, а также невысоким ставкам по депозитам». По оценкам «Эксперт РА», объем ИСЖ по итогам первого полугодия составил 136 млрд рублей и в абсолютном выражении сегмент прибавил 47,6 млрд рублей по сравнению с первым полугодием 2017-го.
В страховой компании «Капитал Лайф Страхование жизни» ребрендинг произошел в сентябре 2018 года, поэтому в таблицах за первое полугодие компания присутствует под прежним названием «РГС Жизнь») также отмечают, что хорошие результаты, продемонстрированные рынком страхования жизни в этом году, стали возможны во многом за счет роста ИСЖ, которое продолжает развиваться быстрее других сегментов рынка. Однако бурный рост — это еще не всё, особенно на фоне жалоб клиентов на доходность по ИСЖ. Рынку пора переходить от количества к качеству. «Для сохранения и увеличения текущих темпов развития представители отрасли должны заботиться не только о повышении количественных показателей, но и о дальнейшем формировании качественного продуктового предложения в страховании жизни. В первую очередь это программы классического накопительного страхования жизни, медицинские программы и рисковое страхование, предусматривающее дополнительные сервисные опции и расширения», — уверены в «Капитал Лайф Страхование жизни».
Новое регулирование защитит клиента
Банк России со своей стороны решил озаботиться совершенствованием регулирования ИСЖ. Главное, что вызвало обеспокоенность мегарегулятора, — методы продаж полисов ИСЖ. В 2018 году доля жалоб потребителей в отношении ИСЖ среди всех поступивших обращений в Банк России выросла более чем в два раза. Мониторинг показал, что при продаже агенты недостаточно информируют потребителей об особенностях и рисках этого вида страхования.
Как оказалось, при заключении договора клиента часто убеждают, что «покупка ИСЖ принесет значительно большую прибыль, чем открытие банковского вклада. Однако это не соответствует действительности: по данным Банка России, средняя доходность по завершившимся трехлетним договорам ИСЖ составила 3,3% годовых, по пятилетним — 2,4% годовых», — разъясняется в сообщении ЦБ.
Для исправления ситуации регулятор планирует обязать агентов полностью раскрывать информацию об особенностях договоров ИСЖ и связанных с ними рисках. А сам ЦБ будет проводить мониторинг подготовки и совершения сделок по покупке ИСЖ, чтобы выяснить, выполняют ли агенты его требования. Кроме того, рассматривается возможность на уровне законодательства запретить продажу ИСЖ агентами.
На самом деле ситуация уже в ближайшем будущем может привести к серьезным проблемам, так как полисы ИСЖ из сегмента премиум постепенно распространяются и на широкую розницу. «Снижается минимальный порог для входа, и особенную значимость приобретают риски мисселинга (неправильного информирования клиентов во время продажи. — “Эксперт”), — рассказывает Ольга Скуратова. — В процессе продаж полисов вопросы достаточного и полного информирования клиента обо всех рисках и нюансах ИСЖ, с учетом высокой мотивации сотрудников продающих подразделений, могут отступать на второй план, что и приводит в некоторых случаях к разочарованию клиентов, досрочным расторжениям и жалобам». Принятые ЦБ новые стандарты страхования жизни, которые начнут действовать в 2019 году, по мнению «Эксперт РА», действительно могут позитивно отразиться на практике продаж полисов ИСЖ. С точки зрения корректности и полноты донесения информации ситуация должна стать лучше: информация будет представлена в виде брошюры или памятки и станет более доступной для клиента. Кроме того, после заключения договора страхования компания будет информировать клиента о текущем состоянии договоров ИСЖ, НСЖ и пенсионного страхования через личный кабинет и (или) иные информационные ресурсы.
Сами страховщики жизни также стараются диверсифицировать свои продукты и не сосредоточиваться только на ИСЖ. Они предлагают клиентам максимально широкую линейку программ на все случаи жизни. Так, в продуктовой линейке «Капитал Лайф» есть классические накопительные (НСЖ) и инвестиционные (ИСЖ) программы, программы добровольного медицинского страхования, а также комплексные решения, объединяющие преимущества НСЖ и ИСЖ, и массовые продукты, такие как страхование от несчастного случая. «Мы активно развиваем сервисную составляющую в наших накопительных и инвестиционных программах, а также онлайн-продукты, такие как телемедицинские консультации, страхование для путешественников и другие программы, которые можно приобрести как у наших агентов, так и онлайн на нашем сайте, — рассказывают в “Капитал Лайф”. — Помимо этого мы видим большие перспективы в развитии направления на стыке медицины и страхования в рамках формирования комплексных функциональных программ для клиентов. Мы запустили специальный акселератор медицинских стартапов LIFE.medtech, который аккумулировал самые амбициозные проекты в этом направлении. В следующем году мы ожидаем первых результатов первоначального отбора».
ОСАГО хромает уже не так сильно
А вот с ОСАГО до сих пор все непросто. По данным Банка России, 86% жалоб на субъектов страхового дела за 2017 год связаны с ОСАГО. Правда, в этом году ситуация понемногу нормализуется: как рассказал руководитель службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Михаил Мамута, число жалоб потребителей на ОСАГО в январе–сентябре 2018 года уменьшилось на 36% по сравнению с тремя кварталами 2017-го. При этом г-н Мамута отметил, что у потребителя сформировалась усталость от текущей версии ОСАГО и для повышения удовлетворенности качеством сервиса необходимо как можно скорее провести реформу тарифов.
«Рост убыточности, распространение случаев злоупотребления правом, а также то, за последние три года тарифы не повышались, привели к разбалансировке системы ОСАГО, — рассказывает г-жа Скуратова из “Эксперт РА”. — В первом полугодии 2018 года на этом рынке продолжилась стагнация: положительная динамика числа договоров в первом полугодии 2017 года сменилась отрицательной — минус 5,1 процента по итогам первого полугодия 2018-го. Объем рынка также продолжил сокращаться: минус 1,7 процента к первому полугодию 2017-го».
У экспертов есть сомнения насчет того, чем на самом деле обернется для страховых компаний либерализация тарифов ОСАГО (напомним, она планируется с 2019 года). Так, с 1 сентября 2019-го до 1 сентября 2020-го страховщики смогут устанавливать стоимость полиса ОСАГО на 30% ниже или выше базовых тарифов ЦБ, а с 1 сентября 2020-го — на 40%. Получается, что тарифный коридор ОСАГО расширится. После либерализации тарифов средняя стоимость полиса для владельцев легковых автомобилей вырастет незначительно, заявил первый зампред ЦБ Владимир Чистюхин: по его словам, рост, если он и будет, в среднем не должен превысить, по актуарным оценкам, полутора процентов. До этого ЦБ говорил о возможном повышении на 20%.
Генеральный директор ПАО САК «Энергогарант» Сергей Васильев считает, что, как и во всем мире, либерализация тарифов по ОСАГО приведет к ужесточению конкуренции и падению страховых тарифов, а также комиссий, уплачиваемых страховым посредникам. Однако при этом страховым компаниям может прийтись несладко. «Если реформа ОСАГО окажется несбалансированной, как это сейчас предлагается, например в части ликвидации коэффициентов территории (для крупнейших городов и наиболее убыточных областей он может достигать 2–2,1) и коэффициентов мощности (для наиболее мощных автомобилей этот коэффициент равняется 1,6) и одновременном небольшом расширении тарифного коридора, рынок ОСАГО ждет просто катастрофа, так как падение премии по Москве, например, может быть примерно в два раза, что будет означать фатальную для страховщиков убыточность в этом сегменте бизнеса. Мы надеемся, что разумный подход возобладает и при отмене каких-либо повышающих коэффициентов к базовым тарифам значения тарифного коридора будут соответствующим образом расширяться», — говорит г-н Васильев.
В страховой группе «Согаз» уверены, что значительную часть проблем, которые накопились в ОСАГО, следует решать путем перехода к справедливому индивидуализированному тарифу, устанавливаемому страховщиками в условиях конкурентного рынка, как это происходит в сегментах добровольного страхования. «В существующей тарифной системе автовладельцы с положительной историей вынуждены переплачивать за тех, кто регулярно попадает в ДТП. Либерализация ОСАГО позволит страховщикам устанавливать дифференцированные тарифы, исключить ситуацию, при которой одни сегменты автовладельцев фактически дотируют другие, и вместе с тем более эффективно управлять своим страховым портфелем, — разъясняют позицию компании в пресс-службе “Согаза”. — Мы убеждены, что либерализация ОСАГО может стабилизировать саму систему автострахования, дать возможность устанавливать экономически обоснованные и справедливые тарифы, подстегнуть конкуренцию между страховщиками, усилить борьбу за клиента и решить проблему доступности полисов, от чего в конечном счете выиграет потребитель».
В будущее с надеждой
В целом динамика страхового рынка не вызывает особых опасений. Рост, пусть и за счет ИСЖ, продолжается, даже в сегменте ОСАГО наметились первые положительные изменения, а правильно реализованная либерализация, можно надеяться, исправит ситуацию окончательно. По ожиданиям «Эксперт РА», динамика страхового рынка по итогам 2018 года превзойдет результаты 2017-го. Прирост премий по страхованию жизни по итогам года ожидается на уровне 35–37%. Объем рынка страхования жизни достигнет 450 млрд рублей. Основными драйверами роста в сегменте non-life останутся страхование от несчастных случаев и болезней (темпы прироста — 14–16% за 2018 год), ДМС (4–6%) и страхование имущества граждан (9–11%). Поддержку этим сегментам окажут распространение программ страхования от критических заболеваний, коробочных продуктов, а также инфляция стоимости медицинских услуг. В ОСАГО стагнация продолжится. В страховании автокаско впервые за несколько лет будет наблюдаться небольшая положительная динамика премий — темпы прироста составят 1–3% по итогам 2018 года по сравнению с 2017-м. В страховании имущества юридических лиц ожидается восстановление рынка на 2–4% после падения в 2017 году. «По прогнозу “Эксперт РА”, темпы прироста страхового рынка по итогам 2018 года по сравнению с 2017-м составят 12–13 процентов, объем рынка достигнет 1,44 триллиона рублей. Без учета рынка страхования жизни в 2018 году страховой рынок вырастет на четыре-пять процентов, до 990 миллиардов рублей», — заключает Ольга Скуратова.
В «Капитал Лайф» считают, что текущие темпы роста страхования жизни сохранятся до конца года, а в 2019-м несколько уменьшатся. В целом же темпы роста российского страхования составят до конца 2018 года 10–15%. В то же время в «Капитал Лайф» считают, что в 2019 году страховой рынок не покажет таких высоких темпов роста из-за ожидаемого замедления развития сегмента страхования жизни — основного драйвера российского страхования последних лет.
Сохранения текущей динамики практически по всем видам страхования ждут и в «Энергогаранте»: ДМС будет расти вместе с инфляцией, страхование от несчастного случая и страхование имущества граждан — вместе с ростом ипотеки, а имущества юридических лиц — вместе с ростом кредитования. В нынешнем году достаточно рентабельным остается страхование средств наземного транспорта (каско), страхование от несчастного случая, а также страхование строительно-монтажных рисков, имущества и различных видов ответственности. Страховой рынок в части страхования «нежизни» покажет небольшой рост страховой брутто-премии, примерно на 4–6%. Наибольший прирост покажут страхование от несчастных случаев, страхование имущества граждан и ДМС. «Делать прогноз страхового рынка в отрыве от общего прогноза экономики страны на 2019 год достаточно трудно, но мы оптимисты, поэтому надеемся на сохранение текущих темпов роста рынка страхования “нежизни” примерно на пять процентов в 2019 году», — подытоживает Сергей Васильев.