Шахматы: еще быстрее, еще точнее

Вячеслав Суриков
редактор отдела культура «Монокль»
12 ноября 2018, 00:00

Что представляет собой шахматная игра в компьютерную эру

ТАСС
Девятого ноября 2018 года в Лондоне начался матч на первенство мира среди мужчин между Магнусом Карлсеном и Фабиано Каруана
Читайте Monocle.ru в

В эти дни одновременно проходят мировые первенства среди мужчин и среди женщин. В Лондоне чемпион мира Магнус Карлсен отстаивает свой титул в поединке с Фабиано Каруаной. В Ханты-Мансийске проходит женский чемпионат мира по нокаут-системе, в котором принимает участие действующая чемпионка мира Цзюй Вэньцзюнь. Мужчины разыгрывают первенство мира в классическом формате — 12 партий. Если они не выявят победителя, Карлсен и Каруана будут продолжать выяснять отношения в тай-брейке, когда партии играются с укороченным контролем времени, — именно в этой фазе решился исход предыдущего матча на первенство мира между Магнусом Карлсеном и Сергеем Карякиным. Женщины играют между собой в формате турнира плей-офф по две партии. Если они не определяют победительницу, которая должна выйти в следующий круг, следует партия в быстрые шахматы; если же и она заканчивается вничью, то играется блиц-партия, в которой в случае ничьей победа присуждается черным.

Мужчинам удалось отстоять право на то, чтобы играть матч на первенство мира в классическом формате, когда зрители могут наблюдать «театр двух актеров», на глазах у всего мира вступающих в поединок, который должен выявить сильнейшего. В этом случае играет роль не только высокоточная техника игры, но и психологический фактор: на обоих сфокусировано внимание всего мира (по меньшей мере шахматного). Магнус Карлсен знал имя своего соперника за полгода до начала матча, и у него было время подготовиться самым тщательным образом. Что касается женщин, то короткие поединки между ними рассчитаны на то, чтобы шахматистки демонстрировали в них техническое совершенство. Психологический фактор не исключен и у них, только реализуется он «на повышенных скоростях». Женщины играют в более зрелищном формате. Но не исключено, что первенство мира среди женщин по нокаут-системе проводится в последний раз. Вернуть женское первенство к классической форме уже пообещал новый президент ФИДЕ Аркадий Дворкович.

Из состава участников мужского и женского первенства мира со всей очевидностью следует, что Россия уже не доминирует единолично в мировых шахматах. Конкуренция ужесточается. По итогам завершившейся чуть более месяца назад шахматной олимпиады в Батуми Китай занял первые места, как среди женщин, так и среди мужчин. Впрочем, во втором случае команды Китая, США и России набрали одинаковое количество очков.

Рейтинг среди мужчин возглавляет действующий чемпион мира Магнус Карлсен, следом за ним идет Фабиано Каруана. У женщин номер один — Хоу Ифань. В соревнованиях в Ханты-Мансийске она не участвует, еще два года назад выказав недовольство как раз нокаут-системой, хотя именно в ее рамках китаянка не раз доказывала свое превосходство. Международный гроссмейстер, один из тренеров сборной России Владимир Поткин поясняет: «У китайцев своя система подготовки. У них ведущие шахматисты среди мужчин помогают женщинам прогрессировать в силе игры. Женская школа игры очень сильна, хотя когда наши шахматистки играли с ними матч в последний раз, причем в Китае, то оказались сильнее. Идет соперничество: то мы Китай опережаем, то они нас. Преимущество китаянок пока бросается в глаза благодаря неоднократному завоеванию ими Кубка мира в турнирах по нокаут-системе. Им лучше, чем всем остальным, удается быть хладнокровными в ключевые моменты игры». Автор статей и пособий по теории шахматной игры Дмитрий Олейников дополняет: «Китайцы выдвинулись в девяностые годы, когда поняли, что нужно выходить на мировые рынки не только с товарами, но и с культурным продуктом, и стали делать акцент на шахматы. Страна большая, а чем больше занимающихся шахматами, тем больше вероятность, что среди них появится сильный шахматист. Китайцы очень работоспособные, очень многое взяли у нас — наши шахматисты очень много с ними занимались. Сначала на мировую арену вышли китаянки, затем вслед за ними подтянулись мужчины. В начале двухтысячных у них был такой прорыв, что, казалось, нам их уже не догнать, но все-таки Александре Костенюк удалось стать чемпионкой мира, обыграв китаянку».

На 43-й шахматной олимпиаде, завершившейся месяц назад в Батуми, Китай занял первые места как среди мужчин, так и среди женщин 58-02.jpg ТАСС
На 43-й шахматной олимпиаде, завершившейся месяц назад в Батуми, Китай занял первые места как среди мужчин, так и среди женщин
ТАСС

Фабиано Каруана шахматист того же поколения, что и Карлсен. Он всего на два года младше. Каруана прошел сложное сито отбора и максимально приблизился к Карлсену в рейтинге, уступая всего несколько баллов. Карлсен более опытен, зато Каруана показывает последнее время очень уверенную игру. «Я не исключаю, что в первой половине матча Фабиано постарается захватить инициативу, — комментирует Владимир Поткин. — Но если Магнусу удастся выдержать этот натиск, то во второй половине матча он будет доминировать за счет опыта и умения концентрироваться на протяжении длинных матчей. Да, Фабиано смотрится более уверенно, но все мы знаем, каким потенциалом обладает Магнус Карлсен, способный раскрывать его от одной партии к другой. Оба — шахматисты открытого стиля. Оба очень любят играть и всегда настроены на победу. Возможно, кто-то из игроков увлечется атакой, и тогда другой поймает его на контратаке и таким образом выиграет партию. Удар пропустить может любой из них». Магнус Карлсен первенствует не только в классических шахматах, но и в быстрых, и в блице — с максимально укороченным контролем времени. Ему за считаные секунды удается увидеть сильнейший ход. Каруана славится глубоким проникновением в позицию, хорошим просчитыванием вариантов и умением на протяжении большого отрезка игры делать безошибочные ходы. Дмитрий Олейников обращает внимание на универсальность современных шахматистов, в том числе Карлсена и Каруаны: «В двадцать первом веке уже нет таких игроков, какими были Чигорин и Стейниц, Алехин и Капабланка, Таль и Ботвинник с их очень разными подходами к шахматной игре. Современные шахматисты играют все классы позиций, и там, где нужно атаковать, они будут атаковать, а там, где нужно играть скучный сухой эндшпиль, будут искать скучный сухой эндшпиль»

Сейчас для шахматиста высшего класса на первый план выходит умение отсеять ненужную информацию и принять правильное решение в максимально короткий срок. Как правило, шахматисты осведомлены обо всех наиболее значимых партиях, которые играются в самых важных турнирах. Шахматист должен, подобно музыканту, тренироваться каждый день, чтобы поддерживать себя в форме. Природное чутье, развитая интуиция не отменяют необходимости запоминать гигантские объемы информации. Шахматисту важно привносить в свою игру что-то новое, чтобы быть максимально непредсказуемым для соперников. Шахматист постоянно улучшает свои навыки. Он тщательно изучает слабые места противников и старается с помощью тренера в процессе подготовки их устранить.

Одно из самых заметных нововведений последних десятилетий — более жесткий контроль времени. Негласное правило «Если видишь хороший ход, посмотри, нет ли лучше» трансформировалось в «Если видишь хороший ход, то делай его». Если раньше партию можно было отложить, за ночь просчитать все варианты и на следующий день доигрывать ее максимально подготовленным, то сейчас судьба партии решается в один день. С появлением компьютеров домашний анализ партии стал бессмысленным — очевидно, что с их помощью обе команды найдут одни и те же варианты развития игры. Ушли в прошлое «гроссмейстерские ничьи», когда соперники в партии, не имеющей для них решающего значения, делают пару десятков ходов и после этого пожимают друг другу руки. В некоторых турнирах вводится запрет на ничьи до того, как сделаны как минимум сорок ходов.

Интернет позволил вывести шахматы в виртуальное пространство. Это резко повысило общий уровень игры. Если раньше игрокам, чтобы сыграть партию, нужно было идти в клуб и искать там достойного соперника, что делало шахматы практически недоступными для людей с ограниченными возможностями или тех, кто был географически удален, то теперь шахматы стали по-настоящему массовой игрой. На специализированных серверах играются одновременно десятки тысяч партий, где каждый может найти себе равного по силе соперника. Еще одним безотказным игроком стали компьютерные программы. Теперь даже неискушенный человек может смотреть матч на первенство мира и при помощи компьютера понимать, что происходит на доске.

Дмитрий Олейников утверждает, что компьютеры позволили более тонко оценивать те или иные позиции: «Еще во времена Каспарова большую роль играла дебютная подготовка. Ее роль можно сравнить с той ролью, которую играет подача в теннисе или волейболе, где можно с удачной подачи сразу выбить очко. Точно так же в шахматах можно было, играя белыми фигурами, сразу получить перевес и не дать противнику вырваться. Сейчас выявился целый класс позиций, где все решается в середине игры, и белым не обязательно начинать игру общепринятыми дебютами. Законодатель мод здесь Магнус Карлсен. А началось это с матча Крамника с Каспаровым, когда выяснилось, что черные не должны идти на какие-то принципиальные продолжения, а могут выбрать себе позицию похуже, например в берлинском варианте Испанской партии, но она будет стабильно устойчивой».

Хоу Ифань — четырехкратная чемпионка мира по шахматам, занимающая высшую позицию в мировом рейтинге среди женщин 58-03.jpg ТАСС
Хоу Ифань — четырехкратная чемпионка мира по шахматам, занимающая высшую позицию в мировом рейтинге среди женщин
ТАСС

Благодаря компьютерному анализу появились дебютные системы, дающие не перевес, а игру, богатую вариантами, к которым противник не в состоянии подготовиться заранее. Феноменальная память шахматистов высшего уровня позволяет помнить огромное количество правильных последовательностей ходов. Но есть позиции, в которых у обеих сторон равные шансы на победу, и именно они позволяют шахматистам проявить технические навыки. В этом случае идеальный спарринг-партнер для шахматиста как раз компьютер, который позволяет до малейших нюансов оттачивать умение играть в миттельшпиле — середине игры и эндшпиле — финальной части игры. По словам Дмитрия Олейникова, от шахматиста в миттельшпиле теперь требуется умение разыгрывать разные типы позиций, использовать типовые пешечные конфигурации: «Сейчас очень большую роль играет умение концентрироваться, следить за позицией, за нюансами игры противника, и здесь несомненным мастером является Магнус Карлсен, а из наших шахматистов — Сергей Карякин. Важно не делать слабых ходов, не давать сопернику ими воспользоваться. Очень часто Карлсен переигрывает соперника в очень тонких позициях, где очень долго ничего не ясно. Именно так он обыграл Ананда и стал чемпионом мира. Стоит противнику потерять концентрацию — и в его позиции возникает какая-то трещинка. Все остальное становится делом техники. Причем шахматисты среднего уровня могут думать про эти позиции, что там стоит мертвая ничья, а шахматисты высокого класса знают, как их играть. Техника реализации перевеса резко выросла».

Если судить по судьбам участников матчей на первенство мира как среди мужчин, так и среди женщин, очевидно, что для полноценного развития современного шахматиста необычайно важен ранний старт, причем речь идет даже не о семи-восьми годах, а о четырех-пяти. Ощущение шахмат как «своей» игры приходит только в раннем детстве. Если шахматист обучается игре в шахматы поздно (характерный пример: Михаил Чигорин, упустивший звание чемпиона мира в матче с Вильгельмом Стейницем из-за того, что в решающей партии прозевал мат в два хода), вероятность сбоя резко увеличивается. Если первый советский чемпион мира по шахматам Михаил Ботвинник утверждал, что не следует играть больше шестидесяти серьезных шахматных партий в год, то есть четыре-пять турниров в год, то сейчас профессионалы ежегодно наигрывают несколько сотен партий. Сила шахматиста определяется не только глубиной просчета позиции и умением ее правильно оценить, сколько умением разыгрывать типовые позиции, когда уже понятно, как нужно развивать фигуры, как давить на слабости, как создавать проходную. И чем выше уровень игрока, тем большим количеством типовых позиций он владеет. Игроки высшего уровня знают, когда работают исключения. Гроссмейстер обыгрывает мастера не благодаря тому, что выучил дебюты или глубже просчитывает варианты, а за счет того, что умеет более тонко оценить типовую позицию и разыграть ее нестандартно.

Интернет стал для профессиональных шахматистов и новым источником денежных поступлений. В шахматной среде высокий уровень доходов по-прежнему свойствен только элите, занимающей самые высокие позиции в шахматном рейтинге. Для большинства гроссмейстеров призовые деньги — это только часть их доходов. Они реализуют себя в качестве тренеров, пишут книги, создают обучающие видеокурсы. Но интерес к шахматам столь высок, что видеоблог даже шахматиста уровня кандидата в мастера, анализирующего те или иные позиции, может привлечь внимание публики и принести ему дополнительный доход.

Из того, с чем пришлось расстаться шахматам в компьютерную эру, бросается в глаза утрата широкой медийности. Если когда-то за чемпионатами мира пристально следили и те, кто имел о шахматах очень смутное представление, то теперь эта информация, иногда все-таки попадающая в медийное поле, легко проходит мимо их внимания. Но мир шахмат не единственная сфера, сталкивающаяся с этой проблемой в нашем информационно сегментированном мире.