Идее справедливости в сборнике посвящена целая глава, из которой мы узнаем, что в представлении англичан — современников Робин Гуда справедливое, то, как должно быть, тождественно Божественному. Это, в числе прочего, неписаные правила поведения: учтивость, гостеприимство, верность обещаниям, благодарность, преданность, правдивость. В мире баллад Робин Гуд претворяет в жизнь такой порядок вещей. Для этого ему приходится отвоевывать у государственной машины физическое пространство — «зеленый лес», где он осуществляет свой этический идеал. Он создает государство в государстве: там есть своя армия и даже своя экономика — Робин Гуд взимает налог за возможность беспрепятственно пройти через его лес. Размер налога устанавливает лично, в зависимости от того, кто является плательщиком, и от того, как тот ведет себя в момент выплаты налога: если, к примеру, оказывается нечестен, пытается скрыть, сколько у него денег, то, скорее всего, все они попадут в казну Робина Гуда.
Эта казна своего рода касса взаимопомощи. Мы догадываемся, что он тратит деньги на поддержание собственного отряда лучников, на оружие, на пропитание, но один из самых ярких сюжетов баллад посвящен тому, как Робин Гуд одаривает разорившегося рыцаря средствами, которые позволят тому выкупить родовой замок. Рыцарь в ответ обещает принять Робина Гуда в своем замке, когда тот пожелает. Описания жилища самого Робин Гуда в балладах нет. Жизнь лесного разбойника, каковым его считают шерифы и священнослужители, лишена бытовых подробностей. Возможно, потому, что язык баллад не приспособлен для их описания. Робин Гуд и его ближайшие соратники, например Малютка Джон, возникают ниоткуда и исчезают неизвестно куда. Робин Гуд — по одной из версий, в прошлом граф Хантингтон — с почтением относится к королю. Стоит тому появиться в его лесу, немедленно преклоняет пред ним колено и требует того же от своих лучников. И под покровительством короля даже отправляется в Лондон, живет там некоторое время, но тяга к лесу побеждает — он возвращается в привычные для себя места.
Кадровая политика Робин Гуда — набирать в отряд лучших из лучших. Он лично вступает в схватку с приглянувшимся ему воином, и, когда тот одерживает над ним вверх, приглашает его в свой отряд. Это один из любимых сюжетов сочинителей баллад: Робин Гуд в них раз за разом терпит поражение в бою, но, после того как это признает, симпатии к нему только возрастают. Пусть Робин Гуд уступит в физической силе, зато поражение дает ему повод проявить силу куда более эффектную — силу справедливости. Когда наступает критический момент, к нему спешит на помощь Малютка Джон, чье главное достоинство как раз непомерная физическая сила: в рукопашной схватке он способен противостоять одновременно семи соперникам. Малютка готов восстановить реноме Робин Гуда, но тот останавливает его призывом поберечь силы: кровавое противостояние, по его мнению, окончено. Своей боевой подруге Робин Гуд тоже устраивает нешуточное — с пролитием крови — испытание: мечом, после чего они живут долго и счастливо.
Валентина Сергеева осуществила выдающийся перевод старинных баллад. Они ни в чем не уступают переводам Маршака, долгое время считавшимся образцовыми. Английское народное творчество предстает перед глазами русского читателя во всем своем блеске. Это яркие, очень динамичные повествования, в центре которых находится необычайно привлекательный персонаж. Каждая баллада снабжена мастерски сконструированным сюжетом: интригующая завязка, эффектная кульминация и неожиданная развязка. В этом и заключается основная причина привлекательности этой истории для кинематографистов: в XX веке едва ли не каждое десятилетие Робин Гуд получал экранное воплощение. Но и читать истории о нем не менее занимательно. Увы, нельзя назвать ни одного актера, кому удалось бы идеально воплотить этого героя на экране. Другое дело — пространство воображения: здесь все происходит так, как должно быть.
Робин Гуд / изд. подготовила В. С. Сергеева. — М.: Ладомир: Наука, 2018. — 888 с. Тираж 800 экз.