Перемирие

19 ноября 2018, 00:00

Израиль удержался от осуществления широкомасштабной военной операции в Секторе Газа, которая могла привести к большому числу жертв с обеих сторон, но была заведомо не способна решить застарелый конфликт. Из Сектора Газа в течение суток по близлежащим израильским поселениям выпустили 470 ракет, множество из которых упали в незаселенной местности — из-за того, что произведены кустарным способом. Но несмотря на технологическую отсталость выпущенных ракет, израильской системе противовоздушной обороны «Железный купол» удалось перехватить лишь около ста из них. В результате обстрела один человек погиб и семьдесят были ранены. Столь массированный обстрел со стороны палестинцев стал ответной реакцией на проведение израильскими спецслужбами секретной операции в Секторе Газа, в ходе которой были убиты высокопоставленные командиры ХАМАС. Палестинцы блокировали группу израильских спецназовцев и в перестрелке убили подполковника ЦАХАЛ, а вслед за этим израильтяне вызвали авиацию для прикрытия и эвакуации. Всего в результате операции погибло десять палестинцев.

Бывший министр обороны Израиля Авигдор Либерман начал своей отставкой предвыборную кампанию 08-01.jpg ТАСС
Бывший министр обороны Израиля Авигдор Либерман начал своей отставкой предвыборную кампанию
ТАСС

Израиль в свою очередь не остался в долгу и нанес удар по 150 целям в Секторе Газа, в том числе по правительственным зданиям и штаб-квартире телеканала Al Aqsa. В итоге погибло семь палестинцев и около тридцати получили ранения. ХАМАС пригрозил начать обстрел более густонаселенных израильских городов. И обе стороны предпочли посчитать инцидент исчерпанным. Однако министру обороны Авигдору Либерману этого показалось мало, и он потребовал более решительных мер в отношении ХАМАС. Не найдя поддержки со стороны премьер-министра Биньямина Нетаньяху (тому пришлось срочно покинуть парижские торжества по случаю окончания Первой мировой войны, дабы не допустить очередной арабо-израильской войны), Авигдор Либерман объявил об отставке. Вместе с министром обороны о своей отставке заявила и министр интеграции Софа Ландвер. Оба министра — члены партии «Наш дом Израиль», а Авигдор Либерман к тому же ее лидер и создатель — она опирается на выходцев из бывшего СССР. На последних парламентских выборах «Наш дом Израиль» получил всего шесть мандатов из ста двадцати, и сегодняшняя отставка главы партии — прекрасный повод набрать политические очки. Свой последний рабочий день в качестве министра обороны Либерман провел, встречаясь с жителями приграничных с Сектором Газа поселений. В ходе турне, больше напоминающего предвыборные мероприятия, он заявил о необходимости обеспечить безопасность жителей приграничных районов и заявил, что любое соглашение с террористической организацией является капитуляцией.

Более жесткий ответ, которого требует Авигдор Либерман, это более интенсивные обстрелы и проведение наземной операции в Секторе Газа. В 2014 году Израиль ввел войска на его территорию в рамках операции «Нерушимая скала», целью которой декларировалось предотвращение ракетных обстрелов территории Израиля за счет уничтожения военной инфраструктуры ХАМАС. Перед началом сухопутной операции в течение десяти дней в сутки наносилось по полутора тысяч ракетных ударов по позициям ХАМАС. Но ни массированные обстрелы, ни наземная операция, в ходе которой погибли 67 израильских военнослужащих, не привели к уничтожению ХАМАС. Оккупировать Сектор Газа на постоянной основе, приставив по солдату к каждому палестинцу, значит получить партизанскую войну с постоянными потерями среди военнослужащих. А провести операцию с тотальным уничтожением всех, кто похож на террориста, не позволит мировое сообщество. Попытка представить последний ракетный обстрел событием из ряда вон выходящим также не выдерживает критики. В конце октября этого года с территории Сектора Газа выпустили по Израилю 16 ракет, в ответ был нанесен удар по 80 палестинским объектам. В августе из Сектора Газа были выпущены 70 ракет, и, как обычно, последовал ответный удар Израиля. В последнем обстреле нет ничего экстраординарного, о чем заявил министр регионального развития Израиля Цахи Анегби, назвав результаты атаки ХАМАС незначительными. Нового витка противостояния не хотели обе стороны конфликта — и Израиль, и ХАМАС. Авигдор Либерман тоже оказался в выигрыше: одно дело — отвечать за потери в результате заведомо бесполезной войны, другое — готовиться к выборам в парламент, критикуя нынешний кабинет министров за нерешительность.