Для Castorama Россия неважна

26 ноября 2018, 00:00
ТАСС
Castorama покидает Россию ради Британии

Из России уходит DIY-ритейлер Castorama, принадлежащий британской компании Kingfisher. Это не первый иностранный игрок рынка строительных и отделочных материалов, покидающий в нынешнем году российские пределы. В начале 2018-го от своих активов в России избавилась сеть «К-Раута», принадлежащая финской компании Kesko. Впрочем, с рынка исчезали и отечественные ритейлеры: так, в 2017 году перестали существовать обанкротившиеся сети «Стройдепо» и «Суперстрой», а годом ранее — крупнейшая в Сибири сеть «Домоцентр».

Дело в том, что российский DIY-рынок переживает непростые времена. Так, в 2015 году обороты на нем снизились на 5%, а в 2016-м — на 6%, по данным агентства InfoLine. И незначительный рост 2017 года не компенсировал предыдущего двухгодичного снижения, а учитывая падение реальных доходов населения, вряд ли следует ожидать подъема в ближайшие годы. На таком фоне растет градус конкуренции и происходят изменения в рядах лидеров этого единственного сектора отечественного ритейла, где три первые позиции долго занимали игроки с иностранными корнями. Их продажи стали падать: так, в 2017 году «К-Раута» потеряла 7,6%, OBI — 3%, а Castorama —2%. Существенно вырос, более чем на 20%, только крупнейший из иностранцев французский ритейлер Leroy Merlin, значительно обогнавший других игроков в масштабах проникновения на российский рынок. И впервые за многие годы в тройку лидеров рынка вошел отечественный ритейлер — сеть «Петрович», показавшая сопоставимые с французами темпы прироста.

На самом деле потеря позиций иностранными игроками объяснима: они, за исключением, опять-таки, Leroy Merlin, не рассматривают российский рынок в качестве основного. В этом плане история Castorama напоминает историю немецкой MediaMarkt, розничной сети электроники, продавшей в этом году все свои магазины в России группе «Сафмар», владеющей сетями «М.Видео» и «Эльдорадо». MediaMarkt, как и Castorama, пришла в Россию в 2006 году, когда российская экономика и потребительский спрос находились на подъеме и российский рынок рассматривался как перспективный. А когда экономическая ситуация в России ухудшилась и потребительский спрос начал сокращаться, MediaMarkt не сумела приспособиться к жесткой конкурентной ситуации. И в компании пришли к выводу, что не стоит дальше тратить силы на удержание России. Основной интерес MediaMarkt — в Европе. И для нее важнее сохранять свои позиции там, а не тратить силы и средства на освоение неподатливой России. Соответственно и для владельца Castorama, английской Kingfisher, важнее британский рынок. И, кстати, ради него компания уходит не только из России, но и из Испании и Португалии. Ритейлер нацелен на долгосрочную перспективу и намерен сконцентрироваться на ключевых рынках, где у него уже есть лидерская позиция или существуют перспективы занять ее, сказала гендиректор Kingfisher Вероник Лори, чьи слова приведены в сообщении компании.