Некоторое время назад платежные терминалы стали появляться в самых неожиданных местах — у водителей такси, в шиномонтажах, салонах красоты. Речь идет о регионах — в Москве это давно обычное дело. Но в 2018 году эти терминалы все чаще не работают — проблемы с сетью, еще какие-то обстоятельства… Бизнес, особенно малый, все больше возвращается к наличным.
Тем временем обналичка все дороже и дороже, что неудивительно: ЦБ, ФНС и банки всеми силами зажимают наличный оборот в пользу безнала. И в следующем году, с ростом НДС, стоимость обнала только вырастет. Может показаться, что еще чуть-чуть — и наступит победа: доля наличных в расчетах сократится до скандинавских двух-трех процентов, все потоки станут видны контролирующим органам, бизнес наконец-то полностью заработает вбелую и заплатит все налоги. Однако вместо благостной картины мы рискуем либо получить экономику, распавшуюся на две совершенно отдельные друг от друга части (полностью белый и полностью теневой сектора), либо, что еще более неприятно, полностью сравнять с землей малый и средний бизнес. Не зря стоимость обнала стала резко расти в последние годы, когда усилился рост налоговых сборов и в бюджет стало ежегодно поступать на 10–20% больше налогов (а экономика росла примерно на один процент). Денег изымают все больше — спрос на них увеличивается.
Если бы экономические ведомства могли думать на шаг вперед, они задались бы логичным вопросом. Хорошо, бизнес хочет уводить прибыль из-под налогообложения. Но если даже бизнесменам невыгодно инвестировать собственные деньги в свой же собственный бизнес, а выгоднее вывести их и потратить на потребление либо положить на счет где-то в российском или иностранном банке, то что не так с этим бизнесом и с экономикой? Если здоровая компания эффективно работает — это самое выгодное вложение средств. А вот если она, например, сидит на временных господрядах и в любой момент может их лишиться — тогда действительно надо выводить деньги. Так почему у нас в экономике нет достаточного числа эффективных и здоровых компаний? Вот какой вопрос надо решить, прежде чем переходить к полностью безналичному обороту.
Далее, борьба с обналичкой изначально подавалась как необходимое условие борьбы с оттоком капитала и незаконными доходами. Однако мы видим: хотя безналичные платежи растут, прозрачность бизнеса для ФНС растет и поступления налогов в бюджет тоже растут, отток капитала не уменьшается. То есть зажимание наличных и перетягивание экономики в безналичную сферу не сработало.
Кстати, есть и еще один момент, о котором обычно мало задумываются: наличный оборот оплачивает ЦБ и банки (разумеется, закладывая эти расходы в стоимость банковских услуг). А вот безналичный оборот приносит доход банкам и владельцам больших массивов данных о транзакциях — зато оплачиваем его полностью мы, потребители. Безусловно, таким образом мы платим и за свое удобство, но надо понимать, что безнал — источник заработка для банков прежде всего. Соответственно, его обслуживание заложено и в цену товаров и услуг.
Интересно, что стоимость обнала тоже заложена в эту стоимость, особенно в розничной торговле. А значит, усиливающийся спрос на наличные будет толкать цены для потребителей вверх — вместе с повышенным НДС.
Что же касается банкоматов, то в ближайшее время жители небольших и отдаленных населенных пунктов могут столкнуться с дефицитом наличных, так как банки стараются максимально сократить свои затраты на обслуживание наличного оборота. Как с этим справится торговля, мы увидим совсем скоро.