До сих пор в России несколько раз выставлялись гравюры Эдварда Мунка — последний раз это было в Музее изобразительных искусств имени Пушкина в 1982 году. Мунк был и до сих пор остается для всех, за исключением специалистов и продвинутых любителей живописи, создателем одного произведения. Но зато в популярности картины «Крик» ему могут позавидовать очень и очень многие художники. Эта картина не только была однажды продана за баснословную сумму — 120 миллионов долларов —американскому миллиардеру Леону Блэку (на момент продажи это был рекорд для произведений искусства), но и стала расхожим образом, который одно время было принято в первую очередь ассоциировать с состоянием ужаса. Сейчас это мем, который раз за разом воспроизводится в самых разнообразных форматах. Что лишний раз указывает на гений художника, который часто заключается не столько в мастерстве передачи изображения на холсте или бумаге, а в умении поймать, зафиксировать визуальный образ, который воплотил в себе чаяния (или страхи) миллионов людей вне зависимости от их возраста, национальности, места проживания.
В Россию приедет графический «Крик», выполненный пастелью, аналогичный тому, что приобрел Леон Блэк, — художник создал несколько версий этого сюжета. Помимо «Крика» на выставке будет представлено 65 живописных произведений, 36 графических, а также фотографии, сделанные самим художником, книги из его личной библиотеки и архивные документы из Музея Мунка в Осло — крупнейшего собрания произведений художника. Две работы предоставлены ГМИИ имени Пушкина. Одна из них, полотно «Девушки на мосту», была приобретена известным московским коллекционером Михаилом Морозовым у самого художника. Он купил всего одну работу скорее всего не потому, что относился со скепсисом к творчеству Мунка, а потому, что художник никогда не был расположен продавать свои работы за границу. Исключительно благодаря этому в собрании Музея Мунка сейчас находятся две трети из его примерно 1750 живописных произведений, практически все из почти 850 графических работ, в нескольких версиях каждая, и бóльшая часть из восьми тысяч рисунков.
Мунк всего на десять лет старше Ван Гога. Фактически это художники одного поколения, которые могли своими глазами наблюдать художественную революцию, которую совершили на их глазах импрессионисты, и сумели пойти дальше. Но если Ван Гог развил идеи импрессионистов, то Мунк, скорее, взял за основу их стратегию в изобразительном искусстве: создавать произведения без оглядки на предшественников. Он стал одновременно предтечей экспрессионизма и художником, который достиг вершины этого направления в изобразительном искусстве. Несмотря на разницу в возрасте и месте проживания, параллели в судьбах и творчестве обоих художников бросаются в глаза. Они используют в своем творчестве одни и те же мотивы, оба совершают один и тот же жест — жертвуют частями тела: Ван Гог в припадке безумия отрезает себе ухо, Эдвард Мунк в ссоре с подругой отстреливает себе палец — это произошло в доме, который он купил, как только у него появились первые серьезные деньги (сейчас этот дом — одна из достопримечательностей Норвегии). Но если Ван Гог дожил до тридцати семи, не продав при жизни не одной картины, то Мунк в один прекрасный день отправился в клинику, чтобы вылечиться от алкоголизма, успешно прошел курс лечения и дожил до восьмидесяти лет.
Сохраняя творческую активность едва ли не до последних дней, Мунк создал огромное количество работ. При этом он крайне неохотно с ними расставался. Перед смертью в 1944 году, осознавая значимость своего творчества, Мунк завещал все оставшиеся у него произведения муниципалитету Осло. Спустя двадцать лет после смерти художника и через сто лет после его рождения в 1963 году открылся Музей Мунка, в котором его работы хранятся и экспонируются по сей день. Но в ближайшие годы все изменится. Музей Мунка переедет в другое здание, строящееся в новом районе в центре норвежской столицы на берегу Осло-фьорда. Этот музей почти в пять раз больше нынешнего. Он откроется для публики летом 2020 года. Здание уже возведено, рабочие занимаются его внутренней отделкой. Это будет культурный центр, который сконцентрирует в себе максимальное количество художественных достижений норвежских художников. Но главным мастером, который займет основное место в этом многоэтажном храме изобразительного искусства, все же будет Мунк.
В XIX веке в Норвегии родилось сразу несколько гениев, которые нашли себя в разных видах искусства: Эдвард Григ, Генрик Ибсен и Эдвард Мунк. К ним можно причислить и Густава Вигеланда — одного из самых продуктивных скульпторов своего времени. Вигеланд — ближайший друг Мунка, с которым они не однажды делили и кров, и любовниц. Это не помешало Мунку рассориться с Вигеландом, когда тот получил крупный заказ от муниципалитета, в результате которого возник редчайший объект — парк, в котором стоят скульптуры, выполненные лишь одним художником. С Григом и Ибсеном Мунк и Вигеланд жили в одном городе и ходили в одни и те же кафе. В одном из них даже выгравирована надпись, указывающая, за каким столиком имел привычку сидеть Мунк. Фантастически талантливая четверка — Григ, Ибсен, Мунк и менее известный за пределами Норвегии, но не от этого не менее значимый Вигеланд — трепетно почитаются норвежцами.
У Мунка тоже случались крупные заказы. Один из них —роспись столовой шоколадной фабрики, заказанная одним из местных предпринимателей. Свою работу Мунк оценил в сумму, которая соответствовала нескольким десяткам годовых зарплат работника фабрики. Фабриканта это не остановило, и он согласился на условия Мунка. Художник написал серию картин, на которых изобразил пасторальные сюжеты, которые ни в коем случае не должны были омрачать настроение работниц фабрики. Однако заказчик оказался этим не удовлетворен. Уже после того, как картины были предъявлены ему в законченном виде и даже развешаны в помещении столовой, он то и дело вызывал художника и призывал его дописать ту или иную деталь в какой-нибудь из работ. Поначалу Мунк соглашался и прописывал то, что от него просили, но просьбы не кончались. Первым потерял терпение Мунк. После очередного замечания, которое настигло его уже в процессе правки, он вручил кисточку заказчику и предложил ему исправить картины так, как тот сочтет нужным. Сейчас столовая фабрики, украшенная работами Мунка, — одна из самых ярких достопримечательностей Осло.
Мунка можно отнести к числу сумрачных гениев. В первые годы творчества он страдал алкоголизмом, но, даже избавившись от зависимости, не смог полностью отделаться от психопатических состояний. Смерть, болезнь, разрушительная сила, которая однажды рождается внутри человека, с непреодолимой силой притягивала его. Элемент стиля, который выделял его среди прочих художников, — незавершенность визуальных образов. В «Крике» этот элемент стиля достиг максимальной выразительности. Мы только угадываем в изображении человеческую фигуру, но не видим за ней персональной истории. Она воплощает в себе исключительно жест. Чтобы «перезагрузить» «Крик», норвежцы пригласили в Осло мастера перфомансов Марину Абрамович, которая придумала установить в одном из парков Осло пустую рамку, в которой сначала крикнула, повторив тот самый характерный жест — прижатые ко рту для усиления звука ладони, сама Абрамович, а теперь в нее может крикнуть любой желающий.
Тем не менее выставка в Третьяковской галерее откроется под жизнеутверждающим названием «Танец жизни». Ее контрапунктом станет тема «Мунк и Достоевский». Достоевский был одним из любимейших писателей художника. В его библиотеке были все издания важнейших произведений русского классика. На одном из последних автопортретов Мунка «Между часами и кроватью» в окружающем интерьере можно разглядеть висящую на стене картину «Кроткая», отсылающую к одноименной повести Достоевского. Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказывает, что при отборе произведений для первой масштабной выставки Мунка в России они ориентировались на «явную общность двух больших художников, объединяющие их творчество темы, мотивы и выразительные средства». В итоге в экспозицию войдут картины из цикла «Фриз жизни» и близкие им тематически работы, созданные в 1890-е годы. Выставка откроется в апреле будущего года.