«Крик» едет в Россию

Вячеслав Суриков
редактор отдела культура «Монокль»
26 ноября 2018, 00:00

В Третьяковской галерее впервые в России пройдет масштабная выставка картин норвежского художника Эдварда Мунка

До сих пор в России несколько раз выставлялись гравюры Эдварда Мунка — последний раз это было в Музее изобразительных искусств имени Пушкина в 1982 году. Мунк был и до сих пор остается для всех, за исключением специалистов и продвинутых любителей живописи, создателем одного произведения. Но зато в популярности картины «Крик» ему могут позавидовать очень и очень многие художники. Эта картина не только была однажды продана за баснословную сумму — 120 миллионов долларов —американскому миллиардеру Леону Блэку (на момент продажи это был рекорд для произведений искусства), но и стала расхожим образом, который одно время было принято в первую очередь ассоциировать с состоянием ужаса. Сейчас это мем, который раз за разом воспроизводится в самых разнообразных форматах. Что лишний раз указывает на гений художника, который часто заключается не столько в мастерстве передачи изображения на холсте или бумаге, а в умении поймать, зафиксировать визуальный образ, который воплотил в себе чаяния (или страхи) миллионов людей вне зависимости от их возраста, национальности, места проживания.

В Россию приедет графический «Крик», выполненный пастелью, аналогичный тому, что приобрел Леон Блэк, — художник создал несколько версий этого сюжета. Помимо «Крика» на выставке будет представлено 65 живописных произведений, 36 графических, а также фотографии, сделанные самим художником, книги из его личной библиотеки и архивные документы из Музея Мунка в Осло — крупнейшего собрания произведений художника. Две работы предоставлены ГМИИ имени Пушкина. Одна из них, полотно «Девушки на мосту», была приобретена известным московским коллекционером Михаилом Морозовым у самого художника. Он купил всего одну работу скорее всего не потому, что относился со скепсисом к творчеству Мунка, а потому, что художник никогда не был расположен продавать свои работы за границу. Исключительно благодаря этому в собрании Музея Мунка сейчас находятся две трети из его примерно 1750 живописных произведений, практически все из почти 850 графических работ, в нескольких версиях каждая, и бóльшая часть из восьми тысяч рисунков.

 64-2.jpg

Мунк всего на десять лет старше Ван Гога. Фактически это художники одного поколения, которые могли своими глазами наблюдать художественную революцию, которую совершили на их глазах импрессионисты, и сумели пойти дальше. Но если Ван Гог развил идеи импрессионистов, то Мунк, скорее, взял за основу их стратегию в изобразительном искусстве: создавать произведения без оглядки на предшественников. Он стал одновременно предтечей экспрессионизма и художником, который достиг вершины этого направления в изобразительном искусстве. Несмотря на разницу в возрасте и месте проживания, параллели в судьбах и творчестве обоих художников бросаются в глаза. Они используют в своем творчестве одни и те же мотивы, оба совершают один и тот же жест — жертвуют частями тела: Ван Гог в припадке безумия отрезает себе ухо, Эдвард Мунк в ссоре с подругой отстреливает себе палец — это произошло в доме, который он купил, как только у него появились первые серьезные деньги (сейчас этот дом — одна из достопримечательностей Норвегии). Но если Ван Гог дожил до тридцати семи, не продав при жизни не одной картины, то Мунк в один прекрасный день отправился в клинику, чтобы вылечиться от алкоголизма, успешно прошел курс лечения и дожил до восьмидесяти лет.

Сохраняя творческую активность едва ли не до последних дней, Мунк создал огромное количество работ. При этом он крайне неохотно с ними расставался. Перед смертью в 1944 году, осознавая значимость своего творчества, Мунк завещал все оставшиеся у него произведения муниципалитету Осло. Спустя двадцать лет после смерти художника и через сто лет после его рождения в 1963 году открылся Музей Мунка, в котором его работы хранятся и экспонируются по сей день. Но в ближайшие годы все изменится. Музей Мунка переедет в другое здание, строящееся в новом районе в центре норвежской столицы на берегу Осло-фьорда. Этот музей почти в пять раз больше нынешнего. Он откроется для публики летом 2020 года. Здание уже возведено, рабочие занимаются его внутренней отделкой. Это будет культурный центр, который сконцентрирует в себе максимальное количество художественных достижений норвежских художников. Но главным мастером, который займет основное место в этом многоэтажном храме изобразительного искусства, все же будет Мунк.

В XIX веке в Норвегии родилось сразу несколько гениев, которые нашли себя в разных видах искусства: Эдвард Григ, Генрик Ибсен и Эдвард Мунк. К ним можно причислить и Густава Вигеланда — одного из самых продуктивных скульпторов своего времени. Вигеланд — ближайший друг Мунка, с которым они не однажды делили и кров, и любовниц. Это не помешало Мунку рассориться с Вигеландом, когда тот получил крупный заказ от муниципалитета, в результате которого возник редчайший объект — парк, в котором стоят скульптуры, выполненные лишь одним художником. С Григом и Ибсеном Мунк и Вигеланд жили в одном городе и ходили в одни и те же кафе. В одном из них даже выгравирована надпись, указывающая, за каким столиком имел привычку сидеть Мунк. Фантастически талантливая четверка — Григ, Ибсен, Мунк и менее известный за пределами Норвегии, но не от этого не менее значимый Вигеланд — трепетно почитаются норвежцами.

Эдвард Мунк. Автопортрет. 1895 64-02.jpg
Эдвард Мунк. Автопортрет. 1895

У Мунка тоже случались крупные заказы. Один из них —роспись столовой шоколадной фабрики, заказанная одним из местных предпринимателей. Свою работу Мунк оценил в сумму, которая соответствовала нескольким десяткам годовых зарплат работника фабрики. Фабриканта это не остановило, и он согласился на условия Мунка. Художник написал серию картин, на которых изобразил пасторальные сюжеты, которые ни в коем случае не должны были омрачать настроение работниц фабрики. Однако заказчик оказался этим не удовлетворен. Уже после того, как картины были предъявлены ему в законченном виде и даже развешаны в помещении столовой, он то и дело вызывал художника и призывал его дописать ту или иную деталь в какой-нибудь из работ. Поначалу Мунк соглашался и прописывал то, что от него просили, но просьбы не кончались. Первым потерял терпение Мунк. После очередного замечания, которое настигло его уже в процессе правки, он вручил кисточку заказчику и предложил ему исправить картины так, как тот сочтет нужным. Сейчас столовая фабрики, украшенная работами Мунка, — одна из самых ярких достопримечательностей Осло.

Мунка можно отнести к числу сумрачных гениев. В первые годы творчества он страдал алкоголизмом, но, даже избавившись от зависимости, не смог полностью отделаться от психопатических состояний. Смерть, болезнь, разрушительная сила, которая однажды рождается внутри человека, с непреодолимой силой притягивала его. Элемент стиля, который выделял его среди прочих художников, — незавершенность визуальных образов. В «Крике» этот элемент стиля достиг максимальной выразительности. Мы только угадываем в изображении человеческую фигуру, но не видим за ней персональной истории. Она воплощает в себе исключительно жест. Чтобы «перезагрузить» «Крик», норвежцы пригласили в Осло мастера перфомансов Марину Абрамович, которая придумала установить в одном из парков Осло пустую рамку, в которой сначала крикнула, повторив тот самый характерный жест — прижатые ко рту для усиления звука ладони, сама Абрамович, а теперь в нее может крикнуть любой желающий.

Тем не менее выставка в Третьяковской галерее откроется под жизнеутверждающим названием «Танец жизни». Ее контрапунктом станет тема «Мунк и Достоевский». Достоевский был одним из любимейших писателей художника. В его библиотеке были все издания важнейших произведений русского классика. На одном из последних автопортретов Мунка «Между часами и кроватью» в окружающем интерьере можно разглядеть висящую на стене картину «Кроткая», отсылающую к одноименной повести Достоевского. Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказывает, что при отборе произведений для первой масштабной выставки Мунка в России они ориентировались на «явную общность двух больших художников, объединяющие их творчество темы, мотивы и выразительные средства». В итоге в экспозицию войдут картины из цикла «Фриз жизни» и близкие им тематически работы, созданные в 1890-е годы. Выставка откроется в апреле будущего года.