Новый исторический том Бориса Акунина — еще один повод удивиться и впрямь необычной (автор в самом начале делает на этом акцент) эпохе в истории России: четыре царицы почти подряд, если не считать короткого и бесславного правления Петра III. Автор дидактичен: максимально централизованное государство, с его точки зрения, неэффективно, тем не менее он готов признать достигнутые Российской империей за годы правления Петра I успехи (им был посвящен предыдущий том). Петру I чуть ли не одиночку удалось так разогнать государственную машину, что она катилась уже после его смерти сама по себе при всех четырех императрицах. Разве что Екатерина II не просто смогла использовать силу инерции, но вложила в развитие страны энергию — не столько собственную, сколько своих любовников. А некоторые из них, в частности Григорий Потемкин, и в самом деле оказались выдающимися государственными деятелями.
В этом и во всем остальном Акунин не уходит слишком далеко от общепринятых исторических оценок. Он даже готов примириться с решением Екатерины II оставить неизменной крепостную систему — не потому, что та оставалась ей мила, а потому, что так было целесообразнее с точки зрения устойчивости ее власти. Пугачевское восстание как реакция на обманутые ожидания, связанные с правлением Петра III (тот успел дать вольность дворянам, а мог бы и крестьянам), Акунин принимает как факт, но вовсе не как повод для радикальных решений. Образ Петра III, созданный едва ли не в главных чертах усилиями его вдовы Екатерины II, в глазах Акунина лишь слегка сомнителен. Неважно, что упразднил тайную канцелярию — главный репрессивный орган того времени! Не смог удержать власть — сам во всем и виноват. Так же как и Павел I: каковы бы ни были твои идеалы, если тебя по-тихому удавят вместе с ними в собственной спальне, никакой историк о тебе не всплакнет.
Акунин Борис. Евразийская империя. История Российского государства. Эпоха цариц. — М.: АСТ, 2019. — 400 с. Тираж 45 000 экз.