Очередной срыв прямых переговоров между Владимиром Путиным и Дональдом Трампом — это очень, очень тревожный знак для всех сторон, заинтересованных в мировой стабильности. Никакого особого прорыва на встрече лидеров России и США на полях «большой двадцатки» не ожидалось, но рост числа проблем, которые требовали — нет, не разрешения, а банальной синхронизации подходов, давно приобрел лавинообразный характер. Оттого и повестка готовилась масштабная. Прежде всего ядерная: уточнение позиций после объявленного намерения США выйти из договора по ракетам средней и меньшей дальности (ДРСМД), будущее договора СНВ-3, перспективы развязывания гонки вооружений. Планировалось также предметно обсудить региональные кейсы в Сирии, Донбассе, Израиле, Иране и КНДР. Были намечены кое-какие интересные документы для подписания.
Теперь диалог откладывается. Без преувеличения, судьбы мира и миллионов людей остаются подвешенными из-за мелкой провокации украинского президента и безответственности американских и глобалистских элит, которые манипулируют главой крупнейшей экономической и ядерной державы мира. И это крайне трагический диагноз для всей архитектуры миропорядка. «Я бы очень хотел, чтобы эта встреча состоялась», — твитнул Трамп перед вылетом в Аргентину. Но уже спустя несколько часов изменил мнение: «Поскольку корабли и моряки не были возвращены на Украину из России, я решил, что для всех заинтересованных сторон будет лучше отменить ранее запланированную встречу. Я надеюсь на проведение содержательного саммита после того, как эта ситуация будет разрешена». Глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев заметил, что Трамп таким образом практически признал Крым российской территорией, поскольку призвал вернуть украинские корабли «из России», то есть из керченского порта. Эта деталь лишний раз подтверждает, что не крымский статус послужил причиной отмены встречи с Путиным, а непростая внутриполитическая ситуация в Штатах.
За считанные часы до вылета президента США в Аргентину спецпрокурор Роберт Мюллер заявил, что добился от личного адвоката Трампа Майкла Коэна признания вины в лжесвидетельстве Конгрессу в 2017 году. В досье о «сговоре с Кремлем» появилась новая линия: получается, во время предвыборной кампании Трамп вел переговоры о девелоперском проекте в России. Это уже осязаемая ниточка к гипотетическому импичменту. Кстати, Мюллер срывает уже вторую встречу Трампа с Путиным — накануне саммита в Хельсинки появился доклад о «хакерах из ГРУ», которые вмешались в американские выборы. Контакт двух президентов, и весьма продолжительный, тогда состоялся, но на пресс-конференции Трампу пришлось униженно оправдываться перед репортерами, а после возвращения на родину он получил очередную порцию обвинений от местных СМИ в предательстве американских интересов. Новая встреча с российским президентом стала бы тяжелым медийным испытанием для Трампа. Конечно же, никакие амбиции украинского руководства не стоят нервов хозяина Белого дома.
Но если бы встреча Трампа и Путина все-таки состоялась, именно история в Азовском море оказалась бы в центре повестки. И тому есть несколько причин. По большому счету все стороны (и даже на Украине) прекрасно понимают, что провокацию организовал украинский президент, чтобы перевернуть неудачно складывающуюся предвыборную кампанию. Второй статус-кво, уже негласный, имеется в отношении Крыма: никто не верит, что Россия добровольно или под давлением решит отдать полуостров Украине. Но понимание этих двух констант нисколько не останавливает группы лоббистов, желающих продавить свои интересы на очередном витке конфликта. Энергетики захотят усилить давление на нефтегазовые коридоры в Европу, военные предложат новые поставки оружия на Украину и корабельные группировки в Черном море, финансовые круги разгонят санкции против рубля и госбанков, СМИ смачно опишут очередной геополитический провал Трампа, который обвинял Барака Обаму в потере Крыма, а сейчас безропотно отдает целое Азовское море. Отрыв большой политики от реальности случился давно, и западным партнерам подходит любой предлог для давления на Россию и извлечения политической и финансовой прибыли.
В этом смысле куда интереснее посмотреть, как поведет себя Москва в развитии азовского сюжета. Ведь заявка — абордаж и пленение трех катеров с командами — получилась очень жесткая, будто бы несвойственная инерционной тактике Кремля. Неудивительно, что появились сомнения: а были ли силовые действия пограничников санкционированы и на каком уровне? Не правильно ли было просто отогнать украинские судна угрозами или залпами в воздух, да просто отпустить нарушителей на все четыре стороны?
Но, похоже, поведение военных было регламентировано и одобрено загодя, а Россия сознательно повысила уровень ответственности хозяев Азовского моря. Ведь конфликт в этом регионе начался давно, и градус его подняла именно Украина, когда решила арестовать российское судно «Норд» с его экипажем за посещение Крыма (об этом мы писали в статье «Азовская мышеловка», «Эксперт» № 41 за этот год). Увещевания тогда не помогли. И уже весной Россия ответила жестко: пограничные суда усилили досмотр кораблей из украинских портов. Киев продолжил гоняться за моряками, побывавшими в «аннексированном Крыму», а также пригнал несколько военных катеров в азовскую акваторию. Провокация была делом времени, она тщательно готовилась и разогревалась в западных политических институтах. У России не было иного выхода, кроме как ответить сразу, быстро и жестко, фактически смирившись с последствиями. Хуже единичного инцидента могла бы стать долгосрочная хаотизация морского пространства в Черном и Азовском морях, которая ударила бы по экономическим и транзитным интересам России. Мы показали четко: будем отвечать оружием.
К сожалению, это не остановит украинцев от новых провокаций, ведь украинский президент не добился отмены выборов, а скорее доказал свою слабость, не сумев справиться с парламентом. А Запад не будет разбираться в пограничных тонкостях. Там подчеркивают сам факт: после возвращения Крыма Россия получила исключительную возможность «закрывать» Азовское море, включив новый разрешительный порядок прохода через Керченский пролив, ведь отныне это целиком и полностью наши территориальные воды. И хотя пребывание «чужих» военных кораблей в Азове было исключено действующими договорами, на Западе все равно сочли, что Россия блокирует Украину с моря, то есть, по сути, аннексирует не только Крым, но и азовское пространство.
При этом российские юристы утверждают: вопрос о статусе Крыма вообще ни при чем. Украинцы нарушили старые нормы морского права.
За что задержаны нарушители
Двадцать четвертого ноября три украинских военных судна — малые бронированные артиллерийские катера «Бердянск» и «Никополь», а также морской буксир «Яны Капу» — вышли из Одессы, обогнули Крым, а утром 25 ноября незаконно пересекли российскую границу и осуществили заход во временно закрытый для плавания район территориального моря России на подходах к Керченскому проливу. Так утверждают российские власти.
Волшебное слово «Крым», которое Украина повторяет, как мантру, при любом конфликте в Азовском море, в этот раз не сработает. «Три украинских корабля нарушили российскую морскую границу, установленную до 2014 года, то есть еще до восстановления Крыма в составе России. Их нарушение не может быть обосновано нежеланием Киева признавать законность восстановления российской юрисдикции над Крымом, а действия украинских кораблей не могут быть квалифицированы иначе, как нарушение государственной границы иностранного государства», — объясняет «Эксперту» старший научный сотрудник Центра европейских исследований НИ ИМЭМО РАН имени Е. М. Примакова Владимир Оленченко.
Украинская военная авантюра происходила непосредственно в территориальных водах России, тем самым была нарушена статья 19 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, а также пункт 2 статьи 11 закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». Об этом говорится в отчете ФСБ, это подтвердил и президент России Владимир Путин на форуме «Россия зовет».
Украина свою вину не признает, заявляя об «агрессивной сущности» России и «полном пренебрежении нормами международного права» с ее стороны. «Диспетчерская служба оккупантов отказывается обеспечить право свободы судоходства, гарантированное международными соглашениями», — пишет пресс-центр командования ВМС ВС Украины. «Украина ссылается на право мирного прохода, предусмотренное статьей 19 Конвенции 1982 года, умалчивая при этом о предусмотренном статьей 21 конвенции праве прибрежного государства на принятие законов и правил, относящихся к мирному проходу через территориальное море. Например, право на принятие соответствующих правил, касающихся безопасности судоходства и регулирования движения судов», — говорит «Эксперту» преподаватель кафедры публичного права МГИМО Анна Котлова.
В соответствии со статьей 30 Конвенции ООН по морскому праву российская сторона неоднократно по радиосвязи доводила до кораблей ВМС Украины требование немедленно покинуть российское территориальное море, однако вместо того, чтобы действовать согласно указаниям, украинские суда были приведены в боевую готовность. Матросы расчехлили артиллерийские установки и подняли стволы на угол 45 градусов, направив их в сторону российских кораблей и катеров. Российский корабль «Изумруд» произвел предупредительную стрельбу, однако украинские суда продолжили движение к российской госгранице, в результате чего были задержаны и доставлены в Керчь. По факту нарушения государственной границы РФ возбуждено уголовное дело.
Примечательно, что в ходе осмотра на одном из катеров был обнаружен «Контрольный лист готовности катера “Никополь” к выходу в море», в котором перед старшим группы кораблей была поставлена прямая задача: осуществить переход из Одессы в Бердянск, «сосредоточив основное внимание на обеспечении скрытности подхода к Керчь-Еникальскому каналу и прохождения через него». При этом украинские моряки были хорошо осведомлены о порядке прохождения морского судоходного канала, что подтверждается найденным на том же катере рукописным конспектом установленных Россией правил плавания по каналу.
В 2007 году Россия и Украина договорились о применении уведомительного порядка прохода судов через Керченский пролив, в котором находится и Керчь-Еникальский канал. Водные пути в Керченском проливе имеют сложный рельеф дна и небольшую глубину, за исключением довольно узкой части пролива, так что обеспечение безопасности прохода через пролив является первоочередной задачей российской стороны. В соответствии со статьей 21 Конвенции ООН по морскому праву Россия установила разрешительный порядок прохождения судов через Керченский пролив. Согласно этому порядку необходимо уведомить российскую сторону о планируемом проходе судов. «Аргумент Киева о том, что Керченский пролив является международным проливом, не основывается ни на нормах Конвенции 1982 года, ни на правоприменительной практике», — объясняет Анна Котлова.
Между тем украинская сторона заверяет, что заранее уведомила соседа о «плановом переходе» судов из Одессы в Мариуполь, а в день происшествия с пограничной службой ФСБ и морскими портами попытался связаться катер «Бердянск», но диспетчеры не отвечали. Однако документы, найденные на катере «Никополь», свидетельствуют об обратном. Если бы корабли действительно уведомили российскую сторону о планируемом проходе через пролив, конфликта удалось бы избежать. Так, в сентябре 2018 года под Керченским мостом прошел похожий украинский караван военных кораблей, однако никакого конфликта за этим не последовало. «Они полностью исполнили договоренности и требования: сообщили, в каком составе идут, куда идут, кто идет. Мы им предоставили лоцмана и спокойно провели их в пункт назначения в Азовском море», — отметил Владимир Путин.
Подготовка к провокации
Украина ведет пиратскую политику в регионе с начала года. Арест «Норда» был не первой и не последней попыткой Украины «поджечь» Азовское море. В феврале за посещение Крыма было арестовано танзанийское судно Sky Moon. Десятого апреля украинская сторона задержала судно-земснаряд компании Trans-Services Maritime, обвинив его в незаконной добыче песка для строительства Крымского моста. А 10 августа был безосновательно задержан танкер «Механик Погодин». В апреле пресс-секретарь Госпогранслужбы Украины Олег Слободян заявил, что погранслужба будет задерживать все суда, входящие и выходящие из портов Крыма без согласования с Киевом.
Российское Федеральное агентство по рыболовству объявило о создании оперативного штаба по борьбе с «украинским пиратством». С апреля российские пограничники начали массовый досмотр украинских торговых и рыболовных судов, а также иностранных судов, следовавших в украинские порты. И если раньше проверка ФСБ занимала всего два-три часа, то теперь эта процедура могла растянуться на трое суток. По данным министерства инфраструктуры Украины, только с 29 апреля по 14 июля Россия задержала 148 судов. Некоторые попадали на проверку дважды — по дороге в украинские порты и обратно.
Конфликт оказал серьезное негативное влияние как на украинское рыболовство, так и на коммерческое судоходство. Рыбные промыслы фактически остановлены, а иностранные торговые суда терпят убытки. По словам директора Мариупольского морпорта Юрия Балана, ущерб от задержки на сутки одного судна составляет 15 тысяч долларов, при этом за день погранслужба России может задержать до пяти-семи кораблей. Усиленный контроль отражается на объеме морского грузопотока. По состоянию на август 2018 года грузопоток из Мариуполя сократился на 39% (с 6,51 млн тонн в 2017 году до 3,97 млн тонн в августе 2018-го), а грузопоток из Бердянска — на 47% (с 2,39 млн тонн в 2017 году до 1,27 млн в августе 2018-го). Впрочем, объем перевозок падает еще с 2014 года.
Киев расценил действия Москвы как тактическую победу и побежал жаловаться в международные суды, обвиняя Россию в «гибридной войне» на Азовском море. Как видится сегодня, все это было лишь подготовкой для более серьезной операции. Погнав украинские суда без прикрытия прямо в глубь российской территории, Петр Порошенко добился международного и внутреннего скандала, потребовав ввести военное положение впервые за пять лет гражданской войны.
Пора рыть окопы
Введение на Украине военного положения не стало неожиданностью для наблюдателей, внимательно следивших за внутренней политикой страны. В течение последнего года, по мере приближения президентских выборов и неуклонно снижающегося рейтинга Порошенко, в окружении украинского гаранта Конституции активно обсуждались варианты, позволяющие избежать потери власти. Рассматривались сценарии с досрочными президентскими выборами, пока рейтинг не успел упасть окончательно, и, напротив, с переносом выборов на максимально поздний срок. Слухи о планах президента вытереть ноги о права избирателей подтвердил даже его верный «оруженосец» — генеральный прокурор Украины Юрий Луценко, заявивший в одном из интервью, что в случае переноса срока президентских выборов уйдет в отставку.
Поскольку на вариант с досрочными выборами Порошенко пойти не решился, а до начала президентской кампании оставалось чуть более месяца, всем стала предельно ясна главная цель попытки введения военного положения сроком на два месяца с возможностью бесконечного продления (такой вариант предложил Порошенко). Ведь в это время запрещено проведение любых выборов. Украинские парламентарии не захотели подыгрывать президенту. В результате торгов появился компромиссный вариант: Верховная рада Украины назначила дату президентских выборов на 31 марта 2019 года, но ввела военное положение сроком на 30 дней в десяти из 24 областей Украины. В особом положении оказался весь юго-восток, где позиции Порошенко наиболее слабы. Кроме выборов, в том числе местных, военное положение запрещает митинги, забастовки, предусматривает возможность введения комендантского часа, ограничение свободы передвижения, возможность введения цензуры и закрытия СМИ, изъятия у граждан компьютерной техники, оружия и личного автотранспорта, создание военных администраций, которым будет передана вся власть, в том числе по управлению предприятиями всех форм собственности, а граждане могут быть в принудительном порядке привлечены к общественным работам. Порошенко пообещал, что военное положение не коснется жизни граждан, все вышеперечисленные меры будут задействованы только в случае «российского военного вторжения», а режим военного положения лишь позволит армии лучше готовиться к войне.
В 2014 году, когда шли активные боевые действия в Луганской и Донецкой областях и гибли тысячи человек, Порошенко выступал против введения военного положения, мотивируя это тем, что МВФ не даст кредит и это отпугнет инвесторов, а армии и так достаточно полномочий. Теперь выясняется, что МВФ кредитует и при военном положении, а армия получит какие-то неслыханные преимущества. Пока военное руководство заявило, что дронам запрещено летать над военными объектами (видимо, раньше было можно), а граждан попросили не фотографировать военную технику. Пограничники отчитались об отказе во въезде на Украину нескольким десяткам граждан России и о запрете иностранцам переходить на территорию Крыма через Украину (через которую они и не сильно стремились попасть в Крым). Спустя два дня после начала действия военного положения украинская погранслужба объявила, что запретила въезд на Украину всем гражданам России мужского пола в возрасте от 16 до 60 лет. Но как еще реагировать на военное положение, ни военные, ни гражданские власти не понимают — это говорит о том, что указ преследовал исключительно политические цели.
Граждане Украины, привыкшие за четыре с половиной года к настоящей войне, не шокированы, но волей-неволей нервничают и представляют худшие варианты развития событий. Что завтра — принудительные работы по рытью окопов, запрет на перемещение или возможные перебои с продуктами питания? Пока что привычная жизнь не изменилась: товары не исчезли с полок магазинов, а курс национальной валюты упал всего на несколько процентов, что свидетельствует об отсутствии паники.
Предвыборные расклады
Перед началом этой политической авантюры, согласно результатам социологических опросов, лидером рейтинга кандидатов в президенты оставалась Юлия Тимошенко. За нее готов проголосовать 21% избирателей. На второе место вышел комик Владимир Зеленский, в котором увидели будущего президента 11%. За шутником стоит весьма богатый человек Игорь Коломойский, который поругался с Петром Порошенко на почве дележа собственности и власти. Коломойский был вынужден оставить должность главы Днепропетровской областной государственной администрации, лишился Приватбанка — крупнейшего банка Украины и укрылся в привычной для себя Швейцарии, где вынашивает план мести. Тем временем Владимир Зеленский острит на телеканале Игоря Коломойского, а юристы олигарха зарегистрировали политическую партию «Слуга народа» — это название из телесериала, в котором Зеленский сыграл роль президента Украины. В российском же кино Владимир Зеленский исполнил роль Наполеона в комедии «Ржевский против Наполеона», то есть более чем готов к политическому лидерству.
Третье место с 10% поддержки делят действующий президент и бывший министр обороны Анатолий Гриценко. Таким образом, для Порошенко проблематично даже попасть во второй тур выборов, где, согласно опросам, он наверняка уступит либо даме без косы, либо шуту своего врага. Секрет такого «успеха» кроется в высочайшем антирейтинге: более половины избирателей не проголосуют за Порошенко ни при каких обстоятельствах. Действующий глава государства рискует повторить сомнительное достижение своего предшественника, пришедшего к власти на волне первого Майдана, — Виктора Ющенко, который решил баллотироваться на второй срок и занял лишь пятое место в первом туре с 5,45% голосов избирателей.
Затем идет Юрий Бойко, бывший вице-премьер Украины при Викторе Януковиче. Он автоматически считается «пророссийским кандидатом». Но пока набирает девять процентов голосов избирателей и вряд ли сумеет существенно улучшить этот результат, поскольку олигарх Ринат Ахметов, явно играя на руку Порошенко, добился исключения Бойко из «Оппозиционного блока». В результате парламентская фракция, состоящая всего из 43 депутатов (при 450 парламентских местах), раскололась пополам — за Юрием Бойко в новую фракцию «Оппозиционная платформа — За жизнь» ушли 20 депутатов, а 23 депутата сохранили преданность Ринату Ахметову.
Ахметов, на первый взгляд, должен страдать от войны на юго-востоке страны, которая разделила линией фронта его бизнес-империю, и желать прекращения конфликта. Но у олигарха не все так плохо: если в 2017 году его состояние оценивалось в семь миллиардов долларов, то в 2018 году уже в двенадцать миллиардов. Лишь одно административное решение, принятое благодаря Порошенко в 2016 году, принесло его бенефициарам около полутора миллиардов долларов. Речь идет о применении Нацкомиссией по регулированию цен в энергетике схемы «Роттердам плюс»: энергогенерирующим компаниям разрешили включать в себестоимость производства электроэнергии цену угля в портах Амстердама, Роттердама и Антверпена, к которой добавлена стоимость его доставки в Украину. При этом уголь с украинских шахт обходился в два-три раза дешевле «роттердамского». Ринату Ахметову, владеющему 70% тепловой электрогенерации Украины, это решение пришлось как нельзя кстати. Естественно, тарифы на электроэнергию пришлось поднять, и за все в итоге заплатило население. Бывший деловой партнер Петра Порошенко экс-депутат Верховной рады Александр Онищенко, бежавший из Украины после открытия против него уголовного дела, утверждает, что обычная доля власти в такого рода «мутных схемах» — 50% прибыли.
Хватит Майданов
Зато можно уверенно утверждать, что новый Майдан Украине не грозит, даже несмотря на обнищание населения и постоянный рост платы за ЖКУ. В новой революции не заинтересованы ни в Соединенных Штатах, ни в местных элитах. Как раньше украинские олигархи сплотились, опасаясь более сильного российского бизнеса, и торпедировали вступление в Таможенный союз, так сегодня они противятся «евроинтеграции». В основном поэтому «буксуют реформы», что так сильно раздражает западных спонсоров неудачного эксперимента.
Без организации и финансовой подпитки со стороны олигархов народ готов бунтовать, но исключительно за конкретные вещи и только тогда, когда власть смотрит на это сквозь пальцы. Речь может идти о требовании включить отопление или нежелании платить за растаможку автомобиля с европейскими номерами, около двух миллионов которых пригнали на Украину. «Активисты» перекрывают дороги, блокируют границу с Польшей, вступая в кулачные бои с другими гражданами Украины, которые имели глупость заплатить налоги за свое авто и лишились возможности проехать.
Официальная средняя зарплата по стране, перед бегством Виктора Януковича составлявшая около 400 долларов США, рухнула в 2015 году до 150 долларов; после трех лет роста сегодня она составляет 330 долларов. Однако за последние четыре года существенно выросли внутренние цены (в долларах), прежде всего на услуги ЖКХ. Правда, для активной части населения упростилась возможность выехать на заработки в страны Восточной Европы. Прибалтика, Польша и Чехия, лишившиеся значительной части трудоспособного населения из-за его оттока в Западную Европу, создают условия для легального трудоустройства украинских гастарбайтеров. В зависимости от квалификации и графика работы украинцы зарабатывают в Европе от 500 до 2000 евро в месяц и чаще всего пользуются одинаковыми правами с местными работниками. На заработки ездят вахтовым методом. А кто переехал жить в Польшу и получил вид на жительство, через пять лет вправе рассчитывать на получение гражданства, то есть вряд ли вернется на Украину. Всего за границей трудятся около девяти миллионов человек. По оценкам Национального банка Украины, гастарбайтеры переводят в страну около 11 млрд долларов в год. За столь мощный приток валюты Украина расплачивается потерей основной части трудоспособного населения. Власть такая ситуация вполне устраивает: кроме притока денег это решает проблему безработицы и общей неэффективности экономики, резко снижая вероятность социального взрыва. Что будет через десять-пятнадцать лет, когда на Украине останутся только госслужащие и пенсионеры, обремененные огромными внешними долгами, никого не волнует — ни тех, кто стремится прокормить семью, ни тех, кто карабкается на вершины списка Forbes.
А еще такое пассивное население будет бесстрастно взирать на политические игры своей элиты. Украинцы прекрасно понимают, кто есть кто, кто под кем и кто за кого. Они отдают себе отчет, зачем Порошенко нужно провоцировать конфликт в Азовском море и вводить военное положение. Но зачастую просто не видят альтернативы коррумпированной и несамостоятельной элите.
Хаос на транзитных путях
Провокация в Азовском море несомненно будет включена в генеральную линию по дискредитации России и давлению на нее. «Дело Скрипалей», американские санкции в соответствии с законопроектом CAATSA, травля российских спортсменов на двух Олимпиадах, химические атаки в Сирии, провокационные действия ВСУ на линии разграничения с ДНР и ЛНР и последующие обвинения в адрес непризнанных республик — все направлено на системную изоляцию России с параллельным информационным, экономическим, политико-дипломатическим и военно-террористическим прессингом. Более того, почти любая крупная провокация или иная спланированная акция антироссийской направленности имеет свойство множить подобные действия. Например, заявления о вмешательстве Москвы в американские президентские выборы 2016 года индуцировали схожие заявления в Европе и ряде других стран мира. Подобный подход наблюдается при использовании химического оружия в Сирии и в отношении «дела Скрипалей». Две на первый взгляд несвязанные провокации в реальности имеют одну и ту же цель: выставить Россию террористическим государством, поощряющим использование оружие массового уничтожения. Конечно же, мелкие русофобские режимы, подконтрольные Штатам, получают соответствующий пример для подражания и подключаются к антироссийской кампании.
Однако в азовской провокации можно усмотреть и вполне осмысленную геополитическую стратегию, которая лежит вне плоскости исключительно внутриполитических задач Петра Порошенко. Важно вспомнить, что одной из важнейших точек напряженности между Москвой и Киевом является транзитное положение Украины. Вопрос о сохранении поставок газа через ее территорию носит принципиальный характер и обусловлен несколькими причинами. Первая, наименьшая по значимости, состоит в возможности Киева оказывать давление на Москву. Вторая — стремление ЕС диверсифицировать поставки углеводородов, снизив зависимость от России. В первую очередь Германия, будучи крупнейшим покупателем российского газа, всячески старается сохранить украинский транзит, видя в нем возможность влиять на Москву и иметь большее пространство для маневра на переговорах с ней. Наконец, третья причина — главнейшая — состоит в агрессивной экспансии администрации Трампа на энергетические рынки мира, что связано с его программой реиндустриализации американской экономики и одновременным, о чем намного реже говорят, усилением позиций элитарных групп, стоящих за ним.
Европейский газовый рынок — один из крупнейших в мире, и за него намечается серьезная борьба, в которой выделяются два основных аспекта. Первый связан с постройкой СПГ-терминалов на Восточном побережье США и их готовностью наращивать поставки сжиженного газа в Европу. Факт пока еще скромных объемов американского СПГ, отправляемого в ЕС, не отменяет общей тенденции к наращиванию его экспорта на этот важнейший рынок. Второй аспект обусловлен не созданием подконтрольного Вашингтону трансконтинентального энергетического проекта, а генерацией помех конкурирующим проектам, к которым относится прежде всего российский. Именно поэтому идет непрерывное обсуждение ввода санкций против компаний, которые участвуют в строительстве «Северного потока — 2», хотя в сентябре Трамп публично заявил, что США не планируют прибегать к мерам такого рода.
Особо уязвим для Москвы газопровод «Турецкий поток», являющийся вторым обходным маршрутом украинского транзитного пути. Этот проект для Кремля важен не меньше, чем «Северный поток — 2», и уже по этой причине противники России всячески стараются задержать или сорвать сроки его реализации. Напомним, что в 2019 году истекает российско-украинское «газовое» соглашение от 2009 года. Задержка в прокладке «Турецкого потока» автоматически усиливает позиции Киева, который хотел бы подписать новый контракт на невыгодных для Кремля и «Газпрома» условиях. Киев потребует (а западные покровители его поддержат), чтобы транзит российского газа сохранился в объеме не менее 40 млрд кубометров. Именно эту цифру назвал еще в апреле министр энергетики Украины, поскольку названный главой «Газпрома» Алексеем Миллером объем — 15 млрд кубометров — означает нерентабельность украинской ГТС. Впрочем, риски для Москвы связаны не только с экономическим фактором, но в еще большей степени с политическим, так как у Запада остается мощный рычаг воздействия на российское руководство с помощью контроля над объемами экспортируемого газа.
Усиление военной эскалации в Черноморском бассейне теоретически способно если не сорвать прокладку «Турецкого потока», то затормозить. Нельзя не заметить, что провокация с попыткой прорваться к Керченскому проливу произошла всего через шесть дней после того, как Владимир Путин и турецкий лидер Реджеп Эрдоган участвовали в церемонии завершения строительства морской части «Турецкого потока». То есть сигнал из Керченского пролива можно расшифровать так: ситуация в Черном и Азовском морях в любой момент может серьезно осложниться. Важно даже просто создать соответствующий информационно-политический фон, в котором Россию представят государством-агрессором и ненадежным поставщиком газа. Впрочем, в экстремальном сценарии нельзя исключать и новую авантюру, но уже с применением оружия со стороны киевских военных под прикрытием кораблей НАТО. В любом случае военно-политическая эскалация вблизи пролегания стратегического газопровода увеличивает риски. Если на инцидент посмотреть под таким ракурсом, то становится понятна еще одна возможная причина провокации. Причем не важно, сам ли пришел Порошенко к этой идее или ему посоветовали извне, важно то, что инцидент укладывается в общую схему вытеснения России с газового рынка Европы.
В итоге, поскольку следующий год становится ключевым в плане переговорных позиций по объемам поставляемого газа через украинскую территорию, частота и, не исключено, масштабность провокаций против России близ Крыма может возрасти. Более того, агрессивные действия Киева 25 ноября представляют собой не что иное, как зондирование реакции России с последующим ее анализом, для того чтобы подготовить новый инцидент, но с более серьезными последствиями. Поскольку зависимость России от экспорта углеводородов высока, то вытеснение ее с рынков сбыта наносит нашей стране вред на системном уровне, усиливая давление в новой итерации холодной войны.
Более того, сами акватории морей могут стать такими же хаотизированными зонами, как и сухопутная территория. Одной из причин государственного переворота на Украине был отрыв рынков Европы от России через окончательное вовлечение Украины Западом в зону своего геополитического и геокультурного влияния. Соответственно, создание препятствий любым стратегическим проектам России, в том числе проходящим водными путями, отвечает интересам ее противников. Наконец, теоретически урон может быть нанесен и по позициям России в Сирии — через уже прозвучавший с украинской стороны призыв закрыть для российских судов пролив Босфор в Турции с упором на пункт 19 Конвенции Монтре. Пока отношения с Турцией на подъеме, вероятность перекрытия Босфора крайне низка, однако с учетом высокой динамики и неопределенности современной мировой политики при охлаждении российско-турецких отношений любая военная провокация со стороны Киева в Черном или Азовском море против России может привести к частичной блокаде российского военного контингента в САР, поскольку через Босфор идет существенная доля его снабжения — так называемого «Сирийского экспресса».