Грузовики сбавляют скорость

Алексей Грамматчиков
обозреватель «Монокль»
3 декабря 2018, 00:00

Рост продаж коммерческих автомобилей в России затормозился. Давление на рынок оказывают волатильность курса рубля и трудности, испытываемые автоперевозчиками. Означает ли это, что этот рынок на пороге очередного кризиса?

ПРЕДОСТАВЛЕНО КОМПАНИЕЙ SCANIA
Читайте Monocle.ru в

Рынок коммерческих автомобилей после драматического падения в 2013–2015 годах, казалось бы, вновь выехал на хорошую дорогу и набирает скорость: продажи грузовиков в России устойчиво росли с весны 2016-го. Однако вторая половина года нынешнего оказалась не очень удачной: вот уже четыре месяца подряд продажи показывают отрицательную динамику. В августе и сентябре было продано соответственно 6300 и 6400 грузовых автомобилей, что на 19% и 11% меньше, чем в августе и в сентябре прошлого года. А по итогам октября объем российского рынка новых грузовых автомобилей составил 7700 единиц, на 3,4% меньше, чем в октябре 2017-го. И хотя по итогам десяти месяцев общий рост продаж грузовых машин в России составил 5,9% (64,6 тыс. единиц), многие стали задавать вопрос: не стоит ли участникам рынка готовиться к очередному кризису?

После кризиса продажи грузовиков два года росли  56-02.jpg
После кризиса продажи грузовиков два года росли

Три года спад, два года подъем

2013–2015 годы производители и продавцы коммерческих автомобилей вспоминают как страшный сон: тогда за три года продажи рухнули в два с половиной раза — со 129 тыс. в 2012 году до 51 тыс. в 2015-м (см. график 1). Но с весны 2016-го коммерческий транспорт вновь начал уверенно набирать обороты: по итогам этого года рынок вырос на 4%, до 53,3 тыс. штук, а в 2017 году продажи увеличились еще на 50%, до 80,1 тыс. единиц.

Главная причина активизации спроса на грузовики предыдущие два года была связана с эффектом отложенного спроса: предприятия больше не могли латать дыры в своем автопарке и экономить на его обновлении. Ведь для многих компаний надежные, функциональные и исправные коммерческие автомобили — это важный элемент бизнес-процессов: устаревшая техника уже не может вовремя доставлять грузы, из-за участившихся поломок их владельцы рискуют нести убытки. Наряду с этим развивались новые рынки и направления бизнеса, в частности интернет-торговля. Все это до недавнего времени рождало спрос на новые коммерческие автомобили и толкало рынок вверх.

Примечательно, что поначалу успешнее всего пробуждались после спячки российские производители грузовиков. Так, по итогам 2016 года, по данным компании «Автостат», первые две строчки в рейтинге самых продаваемых марок грузовиков уверенно занимали российские КамАЗ и ГАЗ, неплохо смотрелись также «Урал» и белорусский МАЗ. КамАЗ в позапрошлом году увеличил продажи на 15%, а ГАЗ почти на 3%, и в совокупности продажи этих двух брендов по итогам 2016 года занимали более половины всего рынка грузовиков в стране.

Еще лучше положение российских производителей грузовиков стало после девальвации рубля, поскольку разрыв в цене на отечественные и иностранные грузовые машины стал ощутимым. Росту популярности отечественных грузовиков способствовало и государство, которое предлагало программы стимулирования спроса, в частности льготы на приобретение в лизинг грузовиков, произведенных в России.

Одновременно и сами российские автопроизводители прилагали немало усилий для того, чтобы покупатель сделал выбор в их пользу. Так, на КамАЗе в позапрошлом году начата сборка тяжелых грузовиков нового поколения с самосвальной платформой КамАЗ-6580, КамАЗ-65801 и КамАЗ-65802, которые рассчитаны на работу в горных карьерах, в строительстве, сельском хозяйстве. Новые машины призваны заменить устаревшие самосвальные модели КамАЗа, конструктивно они отличаются более комфортабельными кабинами, улучшенной подвеской, но главное — новым мотором, производство которого налажено совместно с американской компанией Cummins в Набережных Челнах. Неплохо продается и другая новинка — новый магистральный тягач КамАЗ-5490, предназначенный для дальних перевозок. Раньше в этом сегменте господствовали исключительно иностранные производители, теперь же КамАЗу удалось их потеснить. Покупатели нового магистрального тягача говорят, что в целом они довольны этой машиной и ее современной конструкцией: автомобиль сделан в сотрудничестве со стратегическим партнером КамАЗа немецкой компанией Daimler. Что касается нижегородского ГАЗа, то его свежая модель «Газон Next» тоже пользуется потребительским вниманием благодаря доступной цене и хорошим показателям функциональности и надежности.

В 2017 году продажи российских грузовиков шли вверх даже более высокими темпами: продажи КамАЗа подскочили на 30%, ГАЗа — на 7%. Однако серьезно ускорились и продажи иностранных производителей. Например, на целых 286% увеличились продажи DAF, на 246% — Volvo, на 173% — Mercedes, на 126% — Scania, на 112% — MAN (см. график 2).

По словам участников рынка, в некоторых случаях иностранная техника лучше справляется с коммерческими перевозками, особенно если речь идет о возможной ее эксплуатации не только на территории России, но и за границей. «Автопарк нашей компании состоит преимущественно из автомобилей MAN, Scania и Volvo, и в последние годы мы закупаем в основном технику MAN и Scania. Например, только за 2017 год мы приобрели пятьдесят машин фирмы Scania экологического класса “Евро-5”, в текущем же году мы купили тягачи MAN класса “Евро-6”, так как считаем их оптимальными по соотношению цены и качества, — рассказывает Александр Левкович, финансовый директор российской транспортной компании Intertransavto (ITA). — Техника отечественного производства сильно проигрывает по эксплуатационным характеристикам европейским брендам: ее стоимость при последующей перепродаже ниже, расход топлива больше, затраты на поддержание в технической готовности выше, к тому же российская техника чаще нуждается в ремонтных работах. Стоит также учитывать, что у ведущих европейских брендов есть широкая сервисная сеть, осуществляющая гарантийный ремонт и сервисную помощь в случае внезапных поломок в рейсе, в том числе за рубежом. А отечественные производители не смогут помочь при непредвиденной поломке на дорогах Германии или Франции».

 

Иностранцы наращивают продажи активнее российских производителей  56-03.jpg
Иностранцы наращивают продажи активнее российских производителей

О кризисе говорить рано

В текущем году разгон продаж коммерческой техники притормозил. Начинался год вполне оптимистически, вплоть до второй половины лета рынок уверенно шел в рост. Однако в июле и августе уже начал показывать отрицательную динамику, рухнув по итогам этих месяцев соответственно на 7 и 19%. В минус ушли продажи и в последующие месяцы — в сентябре и октябре (см. график 3).

Замедление спроса на рынке его участники объясняют целым рядом факторов. «Во-первых, это повышение утилизационного сбора с 1 апреля 2018 года, что отразилось на стоимости автотранспорта, — рассказывает Дмитрий Макаревич, руководитель технической службы Itella в России. — Во-вторых, колебания валютного курса: абсолютное большинство автопроизводителей по-прежнему формируют себестоимость автомобилей в евро, поскольку комплектующие и сырье приобретаются за границей. И если цена автомобиля в евро постоянна, то рублевая стоимость из-за скачков курса валют постоянно меняется. В-третьих, это подорожание дизельного топлива, которое побудило производителей и перевозчиков рассматривать альтернативные виды топлива для уменьшения себестоимости перевозок».

«Снижение спроса на коммерческие автомобили означает, что перевозчики испытывают экономические трудности, — говорит Олег Гребенько, заместитель директора операционного управления по спецтранспорту группы компаний AsstrA. — Прибыль транспортных компаний напрямую зависит от спроса на их услуги и стоимости перевозок, а также от оборачиваемости парка. Расходы — это оплата труда сотрудников, дорожные сборы, затраты на топливо, ремонт транспортных средств и обновление автопарка. Сегодня траты перевозчиков превалируют над доходами. Например, с начала года цена на топливо возросла на десять процентов, импортные грузовики и запчасти подорожали не менее чем на десять, увеличился утилизационный сбор на тягачи и введен на полуприцепы. Наблюдается также нехватка водителей, несмотря на то что их зарплаты неизменно растут».

В текущем году рынок ушел вниз 56-05.jpg
В текущем году рынок ушел вниз

Но все же о новом кризисе на рынке коммерческих автомобилей говорить рано, потребность в таких машинах в России все еще высока. «Некоторое торможение может быть связано с тем, что автоперевозчики в достаточной мере обновили автопарки и пока не видят необходимости в новых инвестициях в этом направлении. Так что, думаю, это временный эффект, — говорит Дмитрий Иевлев, генеральный директор автопарка транспортной компании ПЭК. — Например, в наших планах — планомерное расширение автопарка, что связано с увеличением грузопотока. Определенную роль в этом играет развитие новых сервисов. Например, для успешной работы логистического сервиса для интернет-магазинов «ПЭК: Easy Way» нам необходимо больше малотоннажных автомобилей».

На развитие рынка грузовиков может благотворно повлиять стабилизация курса рубля. «Нет ничего удивительного в том, что многие транспортные компании осенью сократили программу обновлению и тем более расширения автопарков до тех пор, пока курс национальной валюты не стабилизируется, — считает Эдуард Миронов, директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic. — Если говорить о прогнозах на конец года, то падение стоимости европейской валюты в октябре позволяет рассчитывать на обновление собственного парка нашей компании этой зимой (в том числе автомобилей на природном газе). Тем более что количество рейсов наших постоянных клиентов только растет».

Таким образом, по итогам года продажи коммерческих автомобилей могут показать положительные результаты. Об этом говорят и сами производители. «Продажи хоть и замедлились, однако это нельзя назвать падением, — убежден Александр Косарев, руководитель отдела маркетинга и продукта Hyundai Truck and Bus Rus. — Принимая во внимание активное первое полугодие, мы прогнозируем рост рынка в 2018 году более чем на 15 процентов».