На прошлой неделе прошла первая конференция из цикла «Агромарафон-АгроТаг» — проект журнала «Эксперт» и компании ТАГ. Обсуждали состояние молочной индустрии. На конференции выступили, в частности, Алексей Мартыненко («Умалат»), Артем Белов («Союзмолоко»), Константин Глаженков (Сернурский сырзавод), Марина Петрова (Московская торгово-промышленная палата), Александр Егоров («ВкусВилл») и другие. Сам формат предполагает плотное общение участников, возможность непосредственного налаживания контактов и обмена мнениями по основным направлениям развития отрасли.
Не слишком посвященный участник мог удивиться невероятному потенциалу отрасли, которая, казалось бы, уже несколько лет как развивается, но традиционно считается очень капиталоемкой и медленно окупаемой. Все оказалось не вполне так.
Перспектива. До сих пор удельное потребление молока в России на 70% ниже удельного потребления молока в СССР — 207 кг на человека сейчас против 340 кг в СССР. Разрыв между 10% самых богатых и 10% самых бедных россиян по удельному потреблению еще больше — он двукратный (340 против 170), что и задает потенциал роста отрасли. К этому стоит добавить рынок фальсифицированного молока, 7–8% текущего потребления, который, как предполагают участники, будет сокращаться под давлением качественного предложения.
Рынок уже сейчас переживает приход серьезных инвестиций в производство как сырого молока, так и конечного продукта. Этот инвестиционный поток обеспечивается высокой рентабельностью производства на всем цикле. Для сильных игроков отрасли характерна рентабельность по EBITDA в размере 30–50%. И это несмотря на проблемы с фальсификатами и мощную конкуренцию со стороны Белоруссии.
Очень интересно, что активные игроки рынка настроены на самые прогрессивные тренды.
1. Высокое качество, натуральность. Именно за счет этого предполагается победить фальсификат. На это направлены, в том числе, представленные на конференции технологии цифрового контроля качества молочной продукции буквально от стойла до прилавка. Технология разработана компанией из Татарстана.
Огромное влияние на рынок в смысле стремления к качеству оказала компания «ВкусВилл», которая за счет быстрого роста сети и линейной, даже несколько занудной ставки на натуральность обеспечила возможность вхождения на рынок практически любому хозяйству, которое может подтвердить качество своей продукции. В этом смысле интересен сам масштаб влияния на рынок компании — лидера тренда.
2. Есть значительный потенциал снижения себестоимости. Во-первых, молоко у нас, если пересчитать его цену в евро, и по европейским меркам оказалось очень дорогим, и если пытаться расширять рынок, то себестоимость надо снижать. Во-вторых, компании указывали на возможность существенно — на 30% — снизить себестоимость за счет более качественных кормов (над чем работают сами участники рынка) и лучшей организации дойки и вообще ухода за скотом, прежде всего за счет автоматизации (в России автоматизировано примерно 0,7% фермерских хозяйств, тогда как в Европе — 70%). И здесь участники тоже демонстрировали собственные разработки, фиксируя, что, например, аппарат добровольный дойки отечественного производства будет на 25% дешевле импортного.
Наиболее регрессивный участок рынка — закупки молока и продуктов из него для медицинских и детских учреждений, где нет ни стратегии на повышение качества, ни разумной цены.
Общий вывод: в ближайшие годы бум на молочном рынке будет продолжаться. А «Эксперт» и ТАГ через две недели проводят конференцию по рынку свинины.