Кафка Макса Брода

Вячеслав Суриков
редактор отдела культура «Монокль»
10 декабря 2018, 00:00

Главная героиня книги — Ева Хоффе. Она приходится дочерью Эстер Хоффе, которая, в свою очередь, была женой Макса Брода — ближайшего друга Франца Кафки и распорядителя его литературного наследия. После смерти Кафки именно Брод хранил его бумаги, разбирал записи, редактировал их и публиковал. А когда умер Брод, рукописи достались Эстер. Та, в свою очередь, написала завещание, в котором права на рукописи должны были перейти после ее смерти дочерям Еве и Руфи. Когда же Эстер умерла, о правах на рукописи заявила Национальная библиотека Израиля, и по решению суда рукописи остались храниться там. Некоторое время спустя Ева Хоффе решила вернуть себе наследство и пустилась в судебную тяжбу.

Судьба рукописей Кафки, попавших в руки Макса Брода, оказалась, с одной стороны, счастливой, потому как он приложил максимум усилий не только для их публикации, но и для канонизации Кафки как великого писателя, а с другой стороны — очень запутанной. Дело в том, что Кафка писал, явно не рассчитывая на публикацию, и все рукописи его крупных литературных произведений остались незаконченными. И Макс Брод обращался с ними так, как считал нужным. Именно он придумал название для первого романа Кафки — «Америка». Так что мы можем предполагать, что Кафка в его изначальном виде все еще не прочитан. За все эти годы исследователям за редким исключением так и не удалось добраться до рукописей. Все очень запутанно, и автор не способствует ясности своей манерой повествования, перескакивая из одного исторического периода в другой и насыщая текст аллюзиями из сочинений Кафки.

Ценность этой книги в том, что мы можем узнать, кем же был этот самый Макс Брод. А был он во многом полной противоположностью Кафки: очень плодовитым и активно публикуемым. Еще одна сюжетная линия: Кафка и его еврейство. Но это для любителей.

 

Бенджамин Балинт. Кафка: жизнь после смерти (пер. с англ. Е. Кручины). — Москва: Эксмо, 2018. — 320 с. Тираж 4000 экз.