Белый автомобиль Tesla Model S на днях привлек внимание полицейских на улице калифорнийского города Пало-Альто. Стражи порядка решили проверить документы. Однако машина, не отреагировав на требования остановиться, стала уходить от погони. За ней пришлось гнаться 11 километров, и только когда полицейская машина перегородила нарушителю дорогу, подозрительная Tesla остановилась. Приблизившиеся к ней полицейские с удивлением обнаружили, что водитель за рулем… спит. В ходе разбирательства выяснилось, что владелец автомобиля незадолго до поездки изрядно выпил в местном баре, после чего сел за руль и заснул, а все время погони машиной управляла опция автопилотирования. Не исключено, что подобные сцены скоро будут наблюдаться и на российских дорогах. Как и во многих других странах мира, в России наконец легализовано использование беспилотников.
«Ваш робот в меня врезался»
Разрешение беспилотным автомобилям передвигаться по российским дорогам общего пользования с 1 декабря текущего года дает специальное постановление, которое было подписано главой российского правительства Дмитрием Медведевым. Впрочем, не стоит пока рассчитывать на то, что машины с функцией автопилота в России теперь смогут подвозить людей навеселе и тем более пытаться скрываться от полиции. Пока беспилотниками в России можно пользоваться в качестве эксперимента и со множеством оговорок.
Начать надо с того, что процедура допуска таких машин на российские дороги непроста. Она состоит из нескольких этапов: для участия в эксперименте производитель роботизированного автомобиля должен подать заявку в НАМИ, который проведет испытание экспериментального образца и выдаст свидетельство о соответствии машины требованиям безопасности. Затем ее надо будет зарегистрировать в ГИБДД с отметкой, что в конструкцию внесены изменения для проведения эксперимента. С этого момента машина без водителя имеет право выезжать на улицу. Не стоит предполагать, что машины-роботы будут появляться, например, у вашего дома в полном одиночестве. Согласно новому регламенту, во всех таких транспортных средствах в обязательном порядке должен находиться опытный пилот-инструктор, способный остановить автомобиль в случае непредвиденных обстоятельств (в частности, если полиция требует остановиться для проверки документов).
И конечно, предусмотрен ответ на волнующий всех вопрос: кто будет отвечать, если «робот врежется в мою машину?» Регламент четко указывает, что за последствия аварии с участием роботизированного автомобиля ответственность несет его собственник. Еще до подачи заявки в НАМИ владелец такой машины должен застраховать гражданскую ответственность на сумму не менее 10 млн рублей либо разместить эту сумму на депозите нотариуса, где деньги будут заблокированы и выплачены пострадавшим в случае аварии. Что же касается разрешенных зон использования беспилотников, то пока они получили право появляться на дорогах Москвы и Татарстана, для выделения таких машин из транспортного потока придумана специальная маркировка — знак с большой буквой «А».
Автомобильная революция
То, что мир стоит на пороге революции, связанной с роботизированным вождением, констатирует большинство ведущих аналитических компаний. Некоторые из них сравнивают значимость появления беспилотников с распространением смартфонов. Согласно прогнозам, в мире уже всего через несколько лет будут миллионы беспилотных машин. Например, аналитики компании J’son & Partners, приняв во внимание прогнозы таких авторитетных аналитических компаний, как PricewaterhouseCoopers, JPMorgan, BCG, McKinsey, прогнозируют, что уже по итогам 2019 года в мире будет продано 1,9 млн беспилотных автомобилей, через семь лет их число достигнет 12,3 млн, а к 2035 году — 30,4 млн (см. график).
В некоторых странах использование беспилотных автомобилей уже реальность. Например, с октября этого года сервис беспилотных такси заработал в Дубае. В сентябре в Австралии вышли на маршруты беспилотные автобусы — они перевозят пассажиров вокруг Олимпийского парка в Сиднее. В августе в Токио заработала служба беспилотных такси, которую запустили японский разработчик технологий автономного транспорта ZMP совместно с одной из ведущих таксомоторных фирм страны Hinomaru Kotsu. А чуть ранее известный мировой производитель автомобильных комплектующих Aptiv (бывшая Delphi) объявил о выводе на дороги общего пользования трех десятков самоуправляемых машин, которые начали ездить в Лас-Вегасе (США).
Что же касается испытаний беспилотных автомобилей, то этот процесс идет еще более интенсивно: в большинстве развитых стран их испытания разрешены вот уже несколько лет. Совершенно легально автомобильные роботы могут выезжать, например, на дороги Германии, Франции, Великобритании, Швеции, Арабских Эмиратов, Сингапура, Австралии, Японии. Но активнее всего испытания беспилотников идут в США: они легализованы в 16 штатах. Особенно широко распространены беспилотники, например, в штате Калифорния, здесь их тестируют порядка 50 компаний. Интересно, что в Калифорнии и, например, в Японии роботизированным машинам даже разрешено ездить самостоятельно, без присутствия человека внутри.
Увы, эксперименты с беспилотниками не обходятся без аварий: уже насчитывается порядка десятка громких инцидентов, когда они попадали в ДТП. В результате некоторые люди получили травмы, а два случая окончились летально: в 2016 году от столкновения с грузовиком в США погиб пассажир автомобиля Tesla, а весной этого года роботизированная машина Uber сбила насмерть пешехода в американском штате Аризона. Однако до сих пор вина электроники в этих инцидентах официально не доказана.
«Яндекс»: сотня робомобилей
В мире активно испытывают беспилотники более сотни компаний. Прежде всего это почти все крупные производителей автомобилей: американские General Motors, Ford, японские Toyota и Honda, немецкие Mercedes-Benz и Audi, французские Renault и Citroën, шведские Volvo и Scania и многие другие. В гонку за освоение технологий нового вида транспорта включились и мировые хайтек-гиганты: Google, Apple, Uber и другие.
В России также наблюдается немало желающих застолбить место на будущем рынке беспилотного транспорта, и это тоже как традиционные автопроизводители, так и компании из сферы высоких технологий. Представители российских властей заявляют, что в ближайшие месяцы на общественных дорогах страны могут появиться порядка ста самоуправляемых автомобилей.
Во-первых, представители крупных иностранных компаний не раз заявляли о своей заинтересованности тестировать в сложных российских условиях свои автономные транспортные средства. В частности, это Scania, Volvo, Toyota, Audi, Bosch. «Техника Scania будет использоваться в российских испытаниях технологий и инфраструктуры для движения беспилотного и подключенного транспорта, — рассказал руководитель отдела управления продуктом ООО “Скания-Русь” Павел Дубовицкий. — При участии “Скания-Русь” в России будут внедряться технологии автономного вождения и активной помощи водителю. Согласно планам, проект должен стартовать уже в текущем году».
Во-вторых, в самой России насчитывается немало разработчиков систем для роботизации транспортных средств. Один из самых заметных — «Яндекс». Эта компания активно работает над созданием своего беспилотного автомобиля с 2016 года, заявляя при этом, что в создании машины используются собственные разработки компании из области машинного обучения, компьютерного зрения и навигации. В июне прошлого года «Яндекс» отчитался о первом успешно проведенном испытании своего авторобота. В тестах участвовали два прототипа, собранные на базе Toyota Prius. На эти машины были установлены датчики, которые собирают информацию об окружающей обстановке и обрабатываются с помощью оригинального «яндексовского» программного обеспечения.
Вообще, «Яндекс», как и некоторые другие российские компании, не скрывал, что испытывал свои машин на российских дорогах еще до официального разрешения. Например, в феврале этого года «Яндекс» выложил видео, на котором беспилотный автомобиль сам едет по улицам Москвы, причем после снегопада. А в июне 2018-го беспилотный «Яндекс» сам проехал 790 км от Москвы до Казани. Сколько сейчас у него беспилотников, «Яндекс» не раскрывает, но на днях операционный и финансовый директор компании Грег Абовский в рамках инвестиционного форума «Россия зовет!» заявил, что в течение следующего года компания увеличит парк беспилотных автомобилей как минимум до ста машин.
Интересно, что компания намерена испытывать и продвигать свои беспилотные технологии и за рубежом. В частности, в январе «Яндекс» представит свои беспилотные автомобили на выставке Consumer Electronics Show (CES, международная выставка потребительской электроники) в американском Лас-Вегасе. Более того, «Яндекс» утверждает, что уже получил лицензию на испытания своих беспилотников в штате Невада.
«Шаттл», «агродроиды», «Матрешка» и другие
Что касается традиционных российских автопроизводителей, то все они в той или иной форме ведут разработки роботизированных опций. Например, свои беспилотные прототипы есть у ГАЗа и АвтоВАЗа. Но, пожалуй, наиболее активен в этой сфере производитель грузовиков КамАЗ. На своем полигоне в Нижнекамске эта компания вот уже несколько лет испытывает беспилотные системы для грузовой техники, а в 2016 году на Московском автосалоне она представила примечательный проект под названием «Шаттл».
Созданный совместно с НАМИ «Шаттл» представляет собой компактный электробус вместимостью 12 человек, который в состоянии вполне успешно полностью передвигаться сам. В неофициальной беседе представители НАМИ рассказывали «Эксперту» о случае, когда во время транспортировки «Шаттл» случайно «сбежал» — вдруг съехал с автовоза и самостоятельно поехал по городу. Сопровождающие схватились за голову, но роботизированный автомобиль правильно оценил обстановку, аккуратно ехал в своем ряду и дисциплинированно остановился на перекрестке, где беглеца и поймали инженеры.
На последнем столичном автосалоне в этом году публике была представлена усовершенствованная модификация — «Шаттл 2.0», которая уже имеет серийный индекс — КамАЗ-1221. На машине инженеры компании установили один лидар (лазерный датчик), четыре радара ближнего и один радар дальнего действия (обнаружение объектов с помощью радиоволн), а также 12 оптических камер. Вся эта информация быстро обрабатывается оригинальным программным решением, созданным специалистами КамАЗа и НАМИ.
Заметным, причем не только в России, участником рынка беспилотных технологий можно назвать и российскую компанию Cognitive Techologies, которая участвует во многих международных выставках и ведет переговоры о сотрудничестве с крупными зарубежными компаниями. Компания имеет решения для роботизации как обычных автомобилей, так и различной специальной техники. Например, недавно она представила первый в мире «промышленный агродроид» для мирового сельхозрынка, который позиционируется как «искусственный мозг», позволяющий без участия человека работать комбайнам, тракторам, опрыскивателям и прочей технике. По словам генерального директора Cognitive Technologies Ольги Усковой, компания планирует поставлять решения во многие страны мира, и мировой парк одних только тракторов, которые готовы к «дроидизации», на сегодня составляет около 27 млн единиц.
К другим заметным разработкам российских беспилотников можно отнести проект «Матрешка» — самоуправляемый автобус от российского производителя автобусов «Волгабас». Свою оригинальную систему роботизации автомобилей продвигает также российская софтверная компания Auriga. Прототип беспилотного автомобиля имеет российский производитель автомобильной электроники «Старлайн»: недавно представители компании заявили, что он смог преодолеть 2500 километров от Санкт-Петербурга до Казани.
Значимым игроком на российском рынке беспилотных систем можно назвать компанию «Вист групп», которая недавно за два миллиарда рублей была поглощена российской компанией «Цифра» и последние несколько лет успешно разрабатывала беспилотные решения для специальной техники, в частности в горнодобывающей отрасли, в том числе за рубежом. Еще пример: российская компания «Романов Моторс», специализирующаяся на продаже электромобилей, недавно объявила, что намерена выпускать свой роботомобиль, который может использоваться, например, для туристических экскурсий по закрытым территориям.
Робот лучше человека
Пока для простого человека робот на дороге — это что-то непонятное и страшное. Но на самом деле роботизация автомобильного транспорта может дать внушительные эффекты, как экономические, так и социальные. Инженеры в результате уже проведенных испытаний доказывают, что автономные автомобили ездят более дисциплинированно и безопасно. По оценкам The Boston Consulting Group, ежегодно только в США на дорогах гибнут 33 тысячи человек, а более трех миллионов получают травмы. Внедрение беспилотного транспорта позволит спасти эти жизни, и при этом только в США сэкономить 250 млрд долларов на создание мер безопасности на дорогах, а также на лечение попавших в аварии людей — это в два с половиной раза больше, чем американский бюджет тратит на образование.
Адепты беспилотного транспорта сегодня рисуют нам образ светлого будущего. Так, бытует мнение, что автопилоты способны поменять стиль жизни современного человека. Благодаря робомобилям люди будут более охотно селиться за городом, так как добираться до нужной точки будет комфортно, в результате чего пагубная тенденция скопления людей в мегаполисах повернет вспять. Пробок в городах будет меньше, так как умные машины будут рациональнее строить свой маршрут. Да и сами мегаполисы претерпят позитивные изменения в связи с тем, что исчезнет необходимость в парковках, которые порой съедают у современного города до четверти всего пространства. Это связано с тем, что необходимость в личных автомобилях будет отпадать, люди будут преимущественно пользоваться роботакси. А освободившиеся от нагромождения машин места можно будет использовать для развития той же дорожной инфраструктуры или, скажем, для создания дополнительных рекреационных зон.
У людей благодаря робомобилям появится больше свободного времени —они будут быстрее добираться до пункта назначения, благодаря тому что движение на дорогах станет более организованным и упорядоченным. Например, аналитики компании Intel заявляют, что автопилот в машинах позволит на 250 млн часов ежегодно уменьшить нахождение людей в пути только во время поездок на работу и обратно в густонаселенных городах. Кроме того, в поездке человеку теперь не нужно будет следить за дорогой, он сможет заниматься своими делами: общаться по телефону, смотреть фильмы, читать книги.
При этом пользоваться беспилотниками будет выгодно и с экономической точки зрения. По оценкам компании IHS, сегодня средняя стоимость оснащения беспилотного автомобиля достигает 50 тыс. долларов, а к 2025 году она предположительно снизится до семи тысяч долларов и будет снижаться дальше. За счет экономии зарплаты водителю затраты на оборудование для беспилотника можно будет окупать всего за несколько месяцев или за полгода (если исходить из того, что зарплата водителя в развитых и не очень странах составляет одну-две тысячи долларов в месяц). «В перспективе применение беспилотных грузовиков должно стать более экономичным, чем традиционных, хотя точная стоимость владения, например, автономно управляемой грузовой машиной еще не рассчитана, — говорит Павел Дубовицкий из Scania. — Расходы на эксплуатацию традиционной коммерческой автомобильной техники, управляемой водителем, распределяются в соотношении одна треть — работа водителя, треть — обеспечение топливом, треть — эксплуатационные расходы. По нашим предварительным расчетам, в результате внедрения автономных технологий удастся сократить расходы, в частности на оплату труда водителя, а кроме того, роботизированные машины экономичнее с точки зрения расхода топлива».
Уже сейчас использование роботизированного транспорта, например, на производстве и в других сферах признано выгодным. «Роботизированные машины уже выгодно использовать, например, на складах. Так, наша компания совместно с компанией RoboCV запустили проект использования беспилотных грузовых тележек, предназначенных для перемещения грузов внутри складских помещений, — рассказывает Владимир Серебряков, директор по развитию бизнеса компании FM Logistic. — В ближайшем будущем использование беспилотных транспортных средств позволит существенно повысить скорость доставки и одновременно значительно сократить операционные расходы. Ведь по мере отработки технологий можно будет ожидать, что такое решение со временем станет дешевле, чем перевозка с водителем. Операции станут эффективнее: автомату не нужно есть и спать, он строго придерживается оптимального маршрута в любую, даже самую удаленную точку. При этом наибольший экономический эффект будет достигаться на дальних маршрутах. По моей оценке, в течение двух-трех лет беспилотные транспортные средства могут выйти в первые коммерческие рейсы, заметную долю в общем объеме перевозок беспилотники смогут занять в течение ближайших десяти лет».
Впрочем, эксплуатация беспилотников может иметь и негативные социальные последствия. Прежде всего, общество опасается, что без работы могут остаться миллионы водителей. На это сторонники развития научно-технического прогресса призывают смотреть философски: ведь с появлением автомобилей в свое время, скажем, потеряли работу люди, связанные с разведением лошадей. Или с изобретением холодильников исчезла профессия заготовителей льда, и ничего страшного не случилось. С развитием технологий исчезают одни специальности, зато появляются другие: например, с развитием беспилотников более интенсивно будет развиваться бизнес по предоставлению в дороге развлекательного контента, будет расти интернет-торговля с роботизированной доставкой. В целом аналитики Intel предсказывают, что автономные автомобили создадут целую индустрию услуг мобильности, мировой объем которой к середине века достигнет семи триллионов долларов.
Проблемы: опять дороги
В России на уровне государства признают необходимость развития новых технологий в сфере беспилотного автомобильного транспорта. Так, в 2016 году в рамках Научной технологической инициативы (НТИ) была создана ассоциация «Автонет», при участии которой разработана программа поддержки развития технологий беспилотных и электрических автомобилей. В ближайшие три года на реализацию этой программы из бюджета планируется выделить более 50 млрд рублей. Некоторые государственные средства на поддержку инновационных решений уже начали поступать — например, 25 млн рублей получил проект «Агробот» компании «Аврора Роботикс» (роботизированная система для сельскохозяйственных нужд), 10 млн рублей выделено проекту компании «Лаборатория роботов» (на разработку системы лазерного сканирования с помощью лидаров), 20 млн рублей — компании «СТ Технолоджи» на разработку «цифрового кондуктора» — системы контроля и информирования пассажиров беспилотного пассажирского транспорта, 15 млн рублей — компании НКС на разработку системы мониторинга состояния дорог, водителей и автомобилей.
Однако при том, что аппаратные и программные решения для самих автомобилей в России развиваются, будущее беспилотного транспорта в стране отдаляет отсутствие необходимой инфраструктуры. Наши дороги остаются одной из двух главных российских бед. «Для высокоавтоматизированного вождения необходимо, чтобы автомобиль “чувствовал”, “думал”, действовал сам. Технически беспилотное вождение возможно реализовать уже сейчас, если говорить о каждом отдельном автомобиле. Но задача стоит гораздо шире: автомобиль необходимо интегрировать в дорожную инфраструктуру, научить “общаться” с дорогой и другими автомобилями», — подчеркивает Екатерина Муравьева, эксперт компании Bosch по маркетингу автомобильных комплектующих.
Проблему неготовности дорог к высокотехнологичному транспорту признают соответствующие российский ведомства: например, Росавтодор в ближайшее время планирует создать образцово-показательный участок для испытания беспилотников на трассе М11. Но ведь такие дороги нужны по всей стране. Другая серьезная инфраструктурная проблема — электронные карты. По признанию представителей Центра геодезии и картографии, сегодня только 40% карт территории России переведены в электронную форму, при этом их разрешение в десятки раз хуже требований, которые необходимы для передвижения беспилотников.
Непрост и вопрос об обеспечении качественной связи на дороге. Для бесперебойной работы самоуправляемых автомобилей дороги должны быть охвачены высокоскоростными системами беспроводной связи — желательно сотовой связью пятого поколения (5G, со скоростью передачи данных 1–2 Гбит/с). И хотя операторы связи в России в ряде районов в экспериментальном режиме уже запускают высокоскоростную связь такого рода, на многих российских дорогах и с обычной сотовой связью дела обстоят не очень хорошо. Не стоит забывать, что предстоит многое сделать и в плане развития правовой базы для использования беспилотников.
Впрочем, несмотря на эти трудности, участники рынка коммерческих услуг в области автоперевозок в отношении будущего беспилотников в России настроены скорее оптимистически. «Учитывая уникальные разработки военно-промышленного комплекса и присущие русскому человеку изобретательность и смекалку, думаю, что российские решения в области систем автопилотирования, картографии и искусственного интеллекта будут не хуже импортных», — говорит Вячеслав Тимонин, ИТ-советник генерального директора транспортной компании ПЭК. «Несомненно, будущее за беспилотными автомобилями, — соглашается Олег Гребенько, заместитель директора операционного управления по спецтранспорту группы компаний AsstrA. — На первых порах беспилотный транспорт заработает на специальных территориях, и только потом они начнут курсировать на основных крупных логистических маршрутах. Наша компания отслеживает эти технологические решения: если беспилотные инновационные проекты будут иметь экономический эффект, мы готовы инвестировать в него и работать с такими новыми технологиями».