Алексей Иванов прекрасен своей парадоксальностью: от него ждут одного, а он — раз! — и выдает совсем другое. Вампиры — это как минимум неожиданно. Но для продаж книги, а она напечатана очень ответственным тиражом тридцать тысяч экземпляров, читателя надо не удивлять, а предлагать ему знакомый продукт — тот, который ему уже успел понравиться. Алексей Иванов смело игнорирует поклонников «Ненастья» и «Сердца Пармы» и заходит на территорию Стефани Майерс с ее «Сумерками».
Герои романа «Пищеблок» —подростки, и они сражаются с вампирами. Вампиры эти не какие-то там пришлые, а наши, местные. И кровь они пьют не где-нибудь, а в пионерлагере. Иванов отыгрывает мотив кроваво-красной коммунистической символики как напрямую указывающей на вкусовые пристрастия «борцов за власть Советов». Любопытно, что Сергей Лукьяненко в своей вампирской саге о девяностых этот мотив упустил. У него вампиры мало похожи на коммунистов, даже бывших, они, скорее, по другую сторону баррикад. Вампиры Иванова — это вампиры восьмидесятых, когда память о Гражданской войне, на которую, по версии Иванова, пришелся расцвет культуры вампиризма в России, еще сильна.
Проблема в том, что Иванов — первопроходец этого мифа. У него нет предшественников. В классической русской литературе вампиры появляются, но чрезвычайно редко. В советские годы эта тема была табуирована. Сергей Лукьяненко, по сути, стал родоначальником вампирской темы в русской литературе. А Иванов решился написать роман, опираясь только на очень смутные смысловые связи с любовью идеологов к красному цвету. Да, что-то в этом есть, но «склеить» эту идею с вампирами Иванову не удалось.
Но самое печальное в романе не это, а попытка Иванова воссоздать манеру подростковой речи. Если коротко: и здесь у писателя не получилось.
Алексей Иванов. Пищеблок. — Москва: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2019. — 413 с. Тираж 30 тыс. экз.