Театр: люди «высокого стиля» во МХАТ

10 декабря 2018, 00:00
ТАСС
Эдуарду Боякову выпал шанс реализовать свою творческую концепцию

До сих пор главной точкой пересечения для Эдуарда Боякова, Захара Прилепина и Сергея Пускепалиса был Донбасс. Все трое бывали там и оказывали защитникам Донбасса моральную и материальную поддержку. Что касается Захара Прилепина, тот и вовсе был непосредственным участником событий. Все трое — участники Русского художественного союза (РХС), созданного год полтора года назад и до сих пор ведущего негромкое существование. Но вот пробил «час икс»: теперь у Боякова, Прилепина и Пускепалиса появился шанс не только продемонстрировать творческий потенциал, которым обладает каждый из них в отдельности, и могущество концепции Русского художественного союза, сформулированной следующим образом: «Формирование национальной идентичности средствами искусства. Создание и развитие современной творческой индустрии на основе объединения патриотических сил». Им предстоит продемонстрировать «высокий стиль», приверженцами которого являются участники РХС. При этом Татьяна Доронина, как было отдельно сказано, никуда не уходит, а остается в театре президентом и главой художественного совета. Как следует из заявления Эдуарда Боякова, назначенного на должность художественного руководителя театра, ни одного решения без участия Дорониной приниматься не будет. Ректор ГИТИСа Григорий Заславский назвал это «гениальным кадровым решением». Татьяна Доронина, отпраздновавшая в этом году 85-летие, бессменно руководит МХАТом им. Горького последние тридцать лет, с тех пор как в театре, тогда возглавляемом Олегом Ефремовым, произошел раскол. В отличие от МХТ им. Чехова, сумевшего оставить за собой титул первого театра страны и наследника традиций Чехова, Станиславского и Немировича-Данченко, МХАТ им. Горького был тих и незаметен. Он на протяжении многих лет игнорировал публичное пространство и отказывался использовать для него новые формы коммуникации. Что происходило в его стенах, знали только те, кто продолжал этот театр любить и ходить в него, несмотря на то что тот никаким образом не пытался привлечь их внимание, тем самым подтверждая свою репутацию оплота театрального консерватизма. Из современных авторов в театре отдавали предпочтение Юрию Полякову. Но был и еще один автор — Эдвард Радзинский. Спектакль по его пьесе «Старая актриса на роль жены Достоевского» с Татьяной Дорониной был поставлен в 1988 году — сразу после раскола. Он по-прежнему в репертуаре МХАТа. До сих пор ему удавалось словно бы останавливать течение времени.