Сахалин резко воспротивился поправкам к Бюджетному кодексу, которые должны быть рассмотрены Госдумой на днях, — речь идет о праве на так называемое горизонтальное субсидирование, когда один регион предоставляет другому региону межбюджетные трансферты. Сахалин и так уже год как лишился двух третей поступлений от сахалинского нефтегазового проекта: раньше область получала 75% из общих поступлений от международного СРП-проекта «Сахалин-2», а федеральный бюджет — 25%, но с осени прошлого года области остается лишь 25%, а 75% уходит в федеральную казну. И теперь она боится лишиться еще значительной части доходов, став регионом-донором — например, для Приморья, на пост губернатора которого баллотируется экс-глава Сахалина Олег Кожемяко.
Разговоры о необходимости реформы межбюджетных отношений идут больше десяти лет, но тренд на усиление централизации переломить не удается. Сегодня, похоже, процесс дошел до некоего предела. Любое перераспределение ресурсов с мест наверх вызывает не просто возмущение, а настоящий взрыв. Люди устали делиться в условиях, когда им не хватает на обустройство собственной жизни. И дело не столько в самих регионах, сколько в низшем, базовом уровне — муниципалитетах. Сегодня налоговая система построена так, что муниципалитет довольствуется примерно 15% всех налоговых доходов, которые генерирует. Парадокс: ведь отправленные в центр и регион деньги потом частично возвращаются обратно, но уже с массой бюрократических обременений и проволочек. Скажем, год за годом счетные палаты всех уровней выявляют неэффективное использование бюджетных средств на местах или то, что они не используются вовсе, а просто лежат на счетах.
Но что происходит на самом деле? «Процесс не идет, потому что тебя изнуряют документами, — жалуется в разговоре с “Экспертом” глава одного из муниципалитетов. — Вот сейчас я не успел построить очистные сооружения водозабора. Пока перекорректировали, пока расторговывали, пока экспертизу еще одну получали — уже осень. А мы должны потратить наши и региональные деньги до 31 декабря. Если бы это были мои муниципальные деньги, я бы это сделал простым росчерком пера — перенес сумму вложений на следующий год. Но так как участвует регион, мне нужно, чтобы регион программу прекратил этим годом, принял законодательным собранием новое постановление, деньги, которые я не истратил, 40 миллионов рублей, отдали в дефицит, а следующим годом в бюджете нашли мне 40 миллионов рублей. То же самое должна сделать федерация. Это как доминошная пирамида, она валится в самом начале. И играть в нее правда очень тяжело».
По факту регионы сегодня не могут с толком распоряжаться деньгами, так как вязнут в сложившейся системе бюджетных согласований, а стимулировать создание новых предприятий у себя им нет никакого смысла — все равно все утечет в федеральный и региональный центр. Совсем худо приходится отдаленным муниципалитетам, где дешевые земли и мало высокооплачиваемых работников — значит, не будет НФДЛ и не будет больших поступлений от земельного налога. Неудивительно, что у муниципалитетов нет собственных представлений о развитии своих территорий — ради чего рисковать местом, а иногда и свободой? Ведь любая трата на нужды муниципалитета может быть истолкована как преступление — так произошло, например, с мэром города Оха Сахалинской области Александром Шкрабалюком, которого осудили за то, что он постарался исполнить муниципальный контракт в срок и построить-таки для населения очистные сооружения: чтобы не срывать сроки поставок оборудования на целый год по вине исполнителя контракта, он распорядился перечислить аванс чуть раньше, чем предусмотрено договором (см. «Там другие люди живут», «Эксперт» № 27 за 2016 год). И даже если люди скажут спасибо, от всех твоих усилий останется лишь 15% — в лучшем случае.
Требуется срочно придумать, как нам выпрыгнуть из этого выморочного Зазеркалья.