Никол всемогущий

Геворг Мирзаян
доцент Департамента медиабизнеса и массовых коммуникаций Финансового Университета при правительстве РФ
17 декабря 2018, 00:00

Армянский премьер-министр Никол Пашинян взял под контроль законодательную власть в стране. Вопрос теперь в том, что он будет с ней делать

ТАСС
Блок Никола Пашиняна «Мой шаг» набрал 70% голосов на выборах и получил в парламенте 88 мандатов из 132

Победа Никола Пашиняна на досрочных парламентских выборах в Армении позиционируется армянским обществом как окончание долгого пути революции, начавшейся весной 2018 года. И действительно, разве это не так? «Народные» силы не просто победили, они триумфально заняли весь парламент, а «антинародная» Республиканская партия, ассоциирующаяся у населения с коррупцией, неэффективностью и всем «темным прошлым» страны, в законодательный орган даже не вошла. И теперь, как считают сторонники Пашиняна, страну ждет светлое будущее: системные реформы, которые создадут новую Армению — богатую, сильную, процветающую.

Однако скептики в этом не уверены. Просто потому, что они не уверены в самом Пашиняне. Да, выборы позволили ему сформировать полностью подконтрольный парламент — но этим же они лишили премьер-министра всех возможных отговорок насчет того, почему он не начинает реформы. Теперь Никол Пашинян должен будет продемонстрировать свои истинные намерения и возможности — это касается и внутренних преобразований в Армении, и ее внешнеполитического вектора, прежде всего в отношении России. Возможно, премьер-министр действительно развернется и докажет всем свою эффективность в качестве управленца и дипломата. Но не исключен и иной вариант: Пашинян продемонстрирует неспособность заниматься реальными проблемами и будет компенсировать свои слабости тем, в чем он силен. То есть уличным популизмом. И это станет серьезной проблемой, причем не только для Армении, но и для России.

Без оппозиции

Прошедшие 9 декабря выборы в парламент Армении называют уникальными. Как с точки зрения способа проведения, так и результата.

Законодательство Армении запрещает создание однопартийного или даже двухпартийного парламента. По правилам победитель (вне зависимости от доли полученных голосов) может занять не более двух третей мест в законодательном органе, а остальная треть распределяется как минимум между двумя следующими партиями. Однако по сути парламент — впервые за всю историю страны — оказался однопартийным. Да, блок Никола Пашиняна «Мой шаг» набрал 70% голосов и получил всего лишь 88 мандатов из 132. Однако остальные две партии трудно назвать оппозиционными. «Процветающая Армения» бизнесмена Гагика Царукяна (8,2% голосов, 26 мест) давно работает в паре с Пашиняном, а пришедшая третьей «Светлая Армения» (6,4% голосов, 18 мест) вообще возглавляется Эдмоном Марукяном, бывшим партнером Пашиняна по блоку «Елк» в прошлом парламенте.

Реальная же оппозиция не преодолела пятипроцентный барьер. У «Дашнаков» 3,9%, у «Сасна Црер» (названной в честь террористов, захвативших здание полицейского участка в Ереване в знак протеста против политики властей) — 1,82%. Однако самым большим провалом стал пролет мимо парламента бывшей правящей партии — республиканцев. Они набрали всего 4,7%. Причем в численном выражении это порядка 59 тыс. голосов — более чем вдвое меньше количества официальных членов этой партии.

Сторонники Пашиняна считают этот результат вполне закономерным. Во-первых, по их мнению, Республиканская партия Армении (РПА) в ходе своего правления серьезно дискредитировала себя многочисленными преступлениями и тотальной неэффективностью. Она давно превратилась в этакий профсоюз чиновников, далеких от простого населения. Во-вторых, эти выборы, в отличие от всех предыдущих, проходили без накруток и вбросов. И действительно отражали точку зрения населения.

Хозяин слова

Все это, конечно, так, однако у провала республиканцев есть и иные, менее приглядные причины. Прежде всего масштабные преследования ее руководства со стороны Никола Пашиняна. И речь идет даже не об арестах, уголовных делах или посадках (хотя они тоже были). Речь идет о том, что многим региональным бизнесменам и уважаемым людям, на которых держалась РПА, объяснили, какие последствия наступят для их бизнеса, если бизнесмены и уважаемые люди будут поддерживать на выборах республиканцев. Такое поведение можно, конечно, назвать «наведением порядка на местах» и «обузданием вконец обнаглевших князьков» (как, например, арест генерала Манвела Григоряна), однако зачастую речь шла именно о политическом преследовании несогласных. Или даже о сведении личных счетов — например, это можно сказать об аресте бывшего президента страны Роберта Кочаряна, который не допустил революции, одним из организаторов которой и был Никол Пашинян, в 2008 году.

Кроме того, нынешний премьер откровенно обманул оппозицию. Сразу же после революции он договорился со своими оппонентами, что выборы в парламент пройдут не немедленно, а только в 2019 году — после принятия нового Избирательного кодекса. Это было, конечно, не совсем правильное решение (поскольку устанавливало двоевластие в лице премьера и парламента, в котором у Пашиняна было лишь 7% мандатов), но оно было принято. И в Республиканской партии рассчитывали к этому времени провести ребрендинг. Однако уже в сентябре хозяин своего слова Никол Пашинян забирает это слово назад и по итогам процедуры роспуска парламента (через свою отставку и контролируемое им неназначение нового премьера по итогам двух последующих голосований парламента) назначает выборы на 9 декабря, угрожая сопротивляющимся его воле новыми уличными протестами. Республиканцы пройти ребрендинг не смогли и выборы проиграли.

Да, в политике Париж очень часто стоит мессы. Об этичности методов Пашиняна можно спорить, однако его победа очевидна. Теперь премьер-министр не только может легализоваться (напомним, что Никол Пашинян пришел к власти посредством госпереворота и его назначение на должность главы правительства проводилось через принуждение депутатов силой или угрозой силы), но и имеет полностью подконтрольный парламент. Вопрос, однако, в том, победил ли на этих выборах вместе с Пашиняном сам армянский народ. Все будет зависеть от того, кем окажется победивший премьер в ситуации, когда он имеет в своих руках абсолютную власть.

Работать придется не языком

Формирование подконтрольного Пашиняну парламента и подотчетной вертикали власти больше не позволит премьеру оправдывать отсутствие реформ или системных внешнеполитических решений нехваткой внутренних ресурсов. Теперь придется засучить рукава и работать — и в процессе этой работы могут проявиться определенные слабости правительства Пашиняна.

Среди них, например, «короткая скамейка» потенциальных назначенцев. В окружении Пашиняна много выходцев из неправительственных организаций, «грантоедов», уличных популистов и просто энтузиастов, однако мало серьезных профессионалов. Поэтому премьер уже вынужден назначать на некоторые посты (и в правительстве, и в местных органах власти) сторонников прежнего режима. Такие назначения вызывают недовольство населения.

Однако куда большее недовольство может вызвать неспособность Пашиняна провести глубокие экономические реформы и вывести страну из системного экономического кризиса. Для этого нужна серьезная работа, демонополизация экономики, формирование дееспособного парламента и гражданского контроля за институтами. Все это дает стабильность и предсказуемость, которые так любят инвесторы. А различного рода утечки и реакция Пашиняна на них (как, например, попавшие в прессу секретные переговоры двух ведущих армянских силовиков) показывают, что Пашинян, по сути, пытается выстроить в стране то же самое «ручное управление», что было при его предшественниках. Взять под контроль все, в том числе судебную систему. Если такая линия будет продолжаться, население поймет, что лишь сменило одного Саргсяна на другого, и мыльный пузырь популярности Пашиняна может лопнуть. И в этот момент высока опасность того, что он постарается отвлечь население за счет различного рода внешнеполитических авантюр. Прежде всего в адрес Российской Федерации.

Обижаться не надо

Ни для кого не секрет, что восприятие России в Армении очень специфично. С одной стороны, население понимает, что само выживание маленькой республики зависит от Москвы. Россия не только контролирует значительный сегмент армянской экономики, но и гарантирует защиту Армении от турецко-азербайджанского альянса. А также неформально гарантирует нынешний статус-кво в Нагорном Карабахе (который контролируют армяне). Однако, с другой стороны, они тяготятся самим фактом этой зависимости (которая, понятно, бьет по гордости народа с великой историей) и недовольны высоким уровнем отношений между Москвой и Баку. В частности, поставками российского оружия в Азербайджан.

Теоретически, конечно, ответственный глава государства должен погасить эти настроения протеста. Объяснить, что на Армении для Москвы свет клином не сошелся, что у Кремля есть и другие интересы, другие направления внешней политики. Что Москва всегда выполняла свои обязательства по защите Армении. Однако Пашинян этого делать не будет. И не только потому, что сам выступал против членства Армении в российских интеграционных объединениях, — просто премьер-министр как профессиональный популист не станет идти против той части населения, которая еще год назад была его ядерным электоратом. Скорее всего, он, наоборот, будет трафить этим настроениям и параллельно развивать отношения с Западом.

Москва-то не против, но лишь в том случае, если это развитие будет проводиться в форме диверсификации. То есть при соблюдении всех обязательств в рамках ОДКБ и ЕАЭС и при отсутствии публичной «скандальной составляющей» — то есть в той форме, как это сейчас делает Казахстан. Союзники России имеют право на многовекторную дипломатию, и Кремль это право не ограничивает.

Однако Пашинян может пойти по пути Белоруссии: при сохранении формального союза с Россией регулярно устраивать Москве скандалы. И если Батька устраивает их, чтобы выторговать уступки (такая уж у него переговорная стратегия), то Пашинян будет скандалить исключительно для внутриполитического потребления — ради создания образа «защитника армянства».

Наконец, есть еще один сценарий — переход от уличных скандалов к реальным действиям и разворот Армении в сторону Запада с параллельной продажей страны Вашингтону и Брюсселю в качестве антироссийского форпоста. Целый ряд российских политологов считают такой сценарий весьма возможным, а младоармянское окружение Пашиняна и сам премьер, возможно, даже желанным, — однако он маловероятен. Хотя бы потому, что идею разворота Армении не поддерживает абсолютное большинство армянского населения. Да, к Москве есть претензии, даже обиды, но все прекрасно понимают, что никто в очереди на роль союзника и гаранта безопасности Армении не стоит.

С претензиями же нужно разбираться иным способом — не уличными протестами, а работой. Да, армяно-российские отношения равноправны, но по понятным причинам, в силу колоссальной разницы потенциала двух стран, не равнозначны. И если Ереван хочет, чтобы Москва к нему больше прислушивалась, то нужно сначала повысить собственную экономическую мощь и политические возможности. То есть проводить те самые реформы, которые обещал Пашинян. И теперь он получил для этого все возможности. Вперед!