Парк как доходное место

Алексей Щукин
специальный корреспондент «Монокль»
17 декабря 2018, 00:00

Общественные пространства могут создаваться не только для решения социальных задач, но и быть самоокупаемыми

Трансформация столичного Парка Горького, начатая в 2011 году, открыла новый этап развития общественных пространств в России. Вслед за Москвой в масштабах целой республики парками и набережными занялся Татарстан. Затем появилась федеральная программа развития общественных пространств. Федеральным и региональным чиновникам новые общественные пространства представляются чуть ли не идеальными проектами «быстрых побед». Это быстро, сравнительно недорого, всем заметно и вроде как имеет электоральный эффект.

Большинство чиновников видит в общественных пространствах лишь возможность для получения социальных эффектов, архитекторы рассматривают их как шанс сделать что-то современное и модное.

Однако сегодня настал момент посмотреть на парки, скверы и набережные не только как на планово-расходную часть городского бюджета, но и как объекты, имеющие экономическую эффективность. В России уже есть ряд проектов, где такой подход реализован. Причем два из них осуществлены в довольно неожиданном месте — в Ижевске.

Как просчитать эффекты от парка

«Влияние общественного пространства на городскую экономику весьма сложно точно оценить», — считает директор Фонда “Институт экономики города” Александр Пузанов. — Можно подсчитать прямые доходы от аренды имущества или земли, а также привлеченные внебюджетные средства. Но есть и целый ряд косвенных экономических эффектов, трудно поддающийся анализу. Во-первых, новые рабочие места и налоговые поступления, которые появляются при развитии общественных пространств. Во-вторых, эффекты в здравоохранении: люди, активно посещающие хорошие парки, улучшают здоровье. В-третьих, качественные общественные пространства препятствуют оттоку населения и способствуют развитию социального капитала».

Тема коммерциализации общественных пространств активно развита в США, там давно рассчитывают всевозможные выгоды для городской экономики или отдельного землевладельца от нового парка. Известен кейс частного парка Зукотти в Нью-Йорке: его создатель был убежден, что новое общественное пространство оказалось выгоднее застройки участка, потому что совокупная стоимость окружающей недвижимости резко выросла. Другой известный кейс — парк «Миллениум» в Чикаго. Его создание обошлось в 470 млн долларов, и почти половина средств была привлечена из многочисленных внебюджетных источников: это были инвестиции в создание отдельных объектов от корпораций, пожертвования от частных и юридических лиц и т. д. Новый парк привлекает в Чикаго два-три миллиона туристов в год, значительно выросли налоговые поступления от недвижимости, находящейся рядом с парком.

«В России сегодня есть два взгляда на экономику общественных пространств, — говорит генеральный директор агентства стратегического развития “Центр” Сергей Георгиевский. — Первый заключается в том, что создание таких пространств — это элемент социально-экономической стратегии, нацеленной на развитие комфортной среды. Это борьба за человеческий капитал, в частности за “миллениалов”. В этой логике общественные пространства — это дотационный элемент инфраструктуры города, такой же как мост или больница. Другой взгляд предполагает, что общественные пространства не всегда обуза. Они могут иметь свою экономику и генерировать средства, по крайней мере на свое содержание».

Большинство архитекторов традиционно не задумываются о вопросах эксплуатации общественных пространств и их экономической модели — им важно сделать современный и модный проект. Чиновники тоже редко думают об экономике парков и набережных: их задача-максимум — освоить в срок и без превышения сметы федеральные или региональные средства. В то же время уже есть ряд примеров общественных пространств с интересными экономическими эффектами. Есть крупные столичные парки вроде Парка Горького и «Сокольников», которые имеют серьезные доходы и самостоятельно покрывают значительную часть бюджета. Впрочем, их опыт впрямую почти невозможно использовать в российских городах: нигде больше нет такой платежеспособной публики и столь большого потенциала парков.

Есть опыт привлечения внебюджетных средств в трансформацию общественных пространств: так, в Новотроицке в городской парк уже несколько лет идут внебюджетные вложения от компании «Металлинвест», имеющей завод в этом городе.

«В небольших городах у общественного пространства может не быть своей доходной части, но оно может играть важную роль в повышении туристического потенциала. Например, связывая несколько достопримечательностей», — говорит Сергей Георгиевский. По такой логике, к примеру, работает набережная в Туле, которая была создана на месте полузаброшенной территории. «Расположенная у стен Кремля новая набережная становится частью проекта ревитализации всего центра Тулы. Работая вместе с новой пешеходной улицей и новыми музеями, она оживляет центр, резко увеличивает туристический потенциал города, создает кумулятивный эффект развития», — говорит генеральный директор бюро Wowhaus Анна Ищенко.

Новая набережная в Туле (архитектурное бюро Wowhouse) стала частью большого проекта ревитализации центра города 60-02.jpg
Новая набережная в Туле (архитектурное бюро Wowhouse) стала частью большого проекта ревитализации центра города

Сквер вскладчину

В Ижевске новое общественное пространство — «Открытый сад» — было построено по оригинальной схеме с привлечением целого спектра финансовых инструментов. История проекта такова. Группа компаний «Острова» получила через конкурс земельный участок от муниципалитета под строительство небольшого офисного здания, а в качестве обременения должна была благоустроить соседний заброшенный участок, примыкающий к городской администрации. «Мы сразу сказали, что хотим реализовать проект в диалоге с жителями, чтобы получился объект, который им нужен и за который они чувствуют ответственность. Мы готовы были пойти на дополнительные затраты и сделать качественное благоустройство, а не то, что положено по нормативам. Но если горожане захотят, чтобы в сквере появились какие-то объекты, то необходимо дополнительное финансирование», — вспоминает генеральный директор ГК «Острова» Дмитрий Данилов.

Чтобы граждане приняли участие в создании архитектурного проекта, были привлечены ижевская Ассоциация развития города (АРГО) и столичная МАРШ Лаб. На первом воркшопе были проанализированы запросы горожан относительно сценариев использования территории и создана концепция. Опросы и семинары показали, что жители Ижевска хотели бы, чтобы в сквере появились детская площадка, коворкинг (большая беседка с вайфаем и розетками) и, что было неожиданно, сцена. На втором воркшопе был создан архитектурный проект, на третьем участники вместе с местными жителями завершили проектирование, заказали в мастерских и частично сделали сами, а потом собрали на месте запланированные объекты и арт-объект.

Общий бюджет проекта был оценен в 14 млн рублей, из них 8,5 млн вкладывала ГК «Острова». «Благоустройство по нормативам обошлось бы нам в четыре миллиона. Но мы вложили вдвое больше, чтобы создать качественное общественное пространство с брусчаткой, хорошим светом и скамейками. Высадили не саженцы деревьев высотой сорок сантиметров, а крупномеры от двух с половиной до пяти метров», — говорит Дмитрий Данилов.

Посещаемость ижевских парков выросла в этом году на 85% 60-03.jpg
Посещаемость ижевских парков выросла в этом году на 85%

Процесс привлечения недостающих средств занял четыре месяца. «Первоначальной идеей был сбор средств через краудфандинг. Но после анализа мы увидели ограниченность этого инструмента, для города уровня Ижевска собрать 200–250 тысяч рублей — это потолок. В итоге через краудфандинг, не используя специализированные платформы, мы собрали около 130 тысяч рублей. А акцент в поиске средств был сделан на встречи с ижевскими бизнесменами», — говорит координатор АРГО Елена Колчина. — За первые три месяца было проведено более 60 встреч. В какой-то момент стало тяжело морально, потому что результата не было. Но на четвертый месяц “прорвало”, и нам удалось собрать необходимую сумму». Часть суммы (1,2 млн рублей) поступила из бюджета, когда местные депутаты увидели активное участие горожан в проекте.

Мерило любого общественного пространства — его посещаемость. «Открытый сад» был запущен в середине августа этого года, и в первый месяц этот сквер размером чуть больше футбольного поля посетило порядка 40 тысяч человек, что, безусловно, успех. За это время было проведено четыре городских фестиваля. За несколько месяцев в «Открытом саду» прошли десятки лекций, концертов, встреч. «Для нас проект содержит три социальных эксперимента. Первые два — вовлечение горожан в проектирование общественного пространства и совместное финансирование — закончились успешно. На повестке дня третий: что надо сделать, чтобы проект успешно жил дальше? Чтобы он не ветшал, а находил деньги на содержание и развитие», — говорит Елена Колчина. Сейчас доходная часть пространства состоит из арендной платы с шести небольших павильонов с едой и платы за аренду пространства для мероприятий. «По нашим расчетам, в год на содержание пространства необходимо тратить 800 тысяч рублей. В первый месяц удалось заработать на содержание, но есть сезонность, и говорить о результатах эксперимента можно будет через год», — говорит Дмитрий Данилов.

В этом году «Парки Ижевска» заработают 20 млн рублей прибыли 60-04.jpg
В этом году «Парки Ижевска» заработают 20 млн рублей прибыли

Перезапуск с монетизацией

Большинство парков в городах России деградируют. Они не приносят дохода и живут на муниципальных субсидиях: оборудование стареет, инвестиций в развитие муниципалитеты себе позволить не могут. В Ижевске предпринята смелая попытка разорвать этот круг, перезапустив систему городских парков. Первым шагом в этом проекте было создание единого оператора «Парки Ижевска», объединившего управление ключевыми общественными пространствами города. Перед ним была поставлена задача не только улучшить парки, но и увеличить сборы в городской бюджет.

Первое, что сделала новая команда, — занялась снижением расходов. С поставщиками и подрядчиками удалось договориться о пересмотре цен — в среднем затраты сократились на 12%. При этом акцент сделан на развитие доходной части. Была улучшена инфраструктура: так, на входе в Парке Кирова возведен целый блок современных павильонов с едой и прокатом по единому дизайн-коду. Появились новые аттракционы, внедрена автоматизированная система продажи билетов на них, устраняющая возможности воровства. Раскручена масштабная программа мероприятий: за полгода их проведено более двухсот. «Сегодня основные элементы коммерциализации парков — это качественная инфраструктура с современной архитектурой и насыщенная программа мероприятий. Именно мероприятия создают поток посетителей, что позволяет зарабатывать малому бизнесу», — говорит генеральный директор АО «Парки Ижевска» Сергей Буторин.

Самый заметный новый объект — фан-зона, построенная к чемпионату мира по футболу. Сначала с ней произошла неувязка. Были выделены федеральные средства, но муниципалитет Ижевска, как и многие другие города, не успел в сжатые сроки подготовить и согласовать проект, провести необходимые торги. Чтобы не лишать город праздника, было решено все же построить фан-зону на привлеченные средства: она имела огромный успех, за месяц ее посетило более 200 тыс. человек. Сегодня фан-зона стала одним из новых источников дохода: ее арендуют удмуртские компании для проведения мероприятий. Расчетная окупаемость фан-зоны — порядка десяти лет.

Ижевский «Открытый сад» — пример совместного финансирования общественного пространства частным бизнесом, горожанами и властями 60-05.jpg
Ижевский «Открытый сад» — пример совместного финансирования общественного пространства частным бизнесом, горожанами и властями

Всего за полгода удалось увеличить поток посетителей парков на 85%. Резко выросли и доходы: по итогам года «Парки Ижевска» должны выйти на прибыль в 20 млн рублей. В числе основных источников дохода аренда от павильонов и площадок под мероприятия, а также спонсорские вложения от бизнеса Удмуртии. При этом основной источник дохода — аттракционы. На их долю приходится до 80% поступлений. С одной стороны, это говорит о том, что ландшафтные парки без аттракционов ограничены в способности генерировать существенные финансовые потоки. С другой — единая дирекция парков позволяет «аттракционные сверхдоходы» использовать для развития менее выгодных или не приносящих доходов объектов.

Новому руководству удалось привлечь и значительные по меркам Удмуртии инвестиции — 500 млн рублей. На территории Парка Кирова уже строится круглогодичный коммерческий «Парк будущего». В следующем году будет построен спа-центр. У «Парков Ижевска» большие планы на ближайший год: от присоединения новых общественных пространств до проектов на набережной. Но уже сегодня «Парки Ижевска» представляют собой важный кейс монетизации общественных пространств, которая проводится в кратчайшие сроки во многом за счет изменения менеджмента.

В первый месяц небольшой «Открытый сад» посетило более 40 тысяч горожан 60-06.jpg
В первый месяц небольшой «Открытый сад» посетило более 40 тысяч горожан

Благоустройство с экономикой

Учет экономических эффектов уже начинает проникать и в бюджетное строительство. «Сейчас мы учимся правильно делать современные парки и улицы. Следующий этап — заняться их экономикой», — говорит один из чиновников Минстроя. В этом году министерство провело конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. Впервые в состав конкурсной документации входил раздел «Экономическая модель».

Концепции включали в себя расчеты увеличения числа рабочих мест, налоговых поступлений и роста доходов малого бизнеса, связанных с появлением новых общественных пространств. «По сравнению с другими разделами экономическая часть была самой слабой», — говорит Александр Пузанов. Однако в данном случае важно, что экономику попытались учитывать. Тем более что этот конкурс будет проводиться еще как минимум несколько лет, и в следующем году проекты будут уже сильнее.

В этом году на конкурс было прислано более 450 заявок. Из них 80 городских проектов получат гранты от 30 до 100 млн рублей. Общая сумма грантов — пять миллиардов рублей. Проекты-победители будут реализованы в 2019 году. Спектр проектов весьма широк — от улиц и скверов до парков и набережных.

В некоторых проектах речь идет не просто о благоустройстве отдельной территории — они являются частью долгосрочных стратегий развития туристических кластеров. Так, в историческом Касимове будет благоустроен участок главной городской улицы Советская, где сосредоточены памятники архитектуры и проходят основные туристические маршруты. Таким образом локальный проект «Купеческий посад» станет частью более крупного проекта по развитию туристско-рекреационного кластера «Касимовский».

На синергию рассчитан и проект трансформации парка и набережной каскада прудов в промышленном городе Выкса. Он затрагивает обширную территорию площадью 42 га, его стоимость — более 160 млн рублей. Перестроенные общественные пространства должны усилить начатые в городе проекты, связанные с наследием великого инженера Шухова и активно развиваемым кластером промышленного туризма.