Палата представителей Конгресса США, перешедшая под контроль демократов, и Европейский парламент (формально не координируя усилий) 11 и 12 декабря соответственно приняли резолюции, призывающие остановить строительство газопровода «Северный поток — 2». Обе резолюции носят рекомендательный характер и не содержат конкретных процедур по противодействию строительству газопровода.
В американской резолюции содержится также призыв ввести санкции, но решение о них должен принять президент США Дональд Трамп. Чтобы самостоятельно ввести санкции в отношении компаний, строящих «Северный поток — 2», и преодолеть возможное президентское вето, палате представителей пока не хватает голосов. Кроме того, в резолюции нижней палаты Конгресса кроме красивых слов об «энергетической безопасности Европы» прямо сказано, что прокладка трубопровода противоречит интересам США. Штаты стремятся выдавить более сильного конкурента с европейского рынка и продавать свой, более дорогой сжиженный газ. Трудно себе представить, чтобы российский парламент, ссылаясь на абстрактные ценности, протестовал бы против прокладки газопровода из США в Мексику, надеясь привезти туда свой газ на кораблях. В худшем случае, если президент США или Конгресс введут санкции против участников строительства «Северного потока — 2» и европейские компании им подчинятся, «Газпром» сможет взять на себя финансирование проекта общей стоимостью примерно 13 млрд долларов. А необходимые для этого миллиарды можно получить, скинув американские государственные облигации, в которых Россия хранит около 14 млрд долларов золотовалютных резервов.
Позиции противников «Северного потока — 2» в Европе еще слабее, и если евродепутаты вольны принимать декларации, то ФРГ сохраняет прежнюю позицию: «Северный поток — 2» — коммерческий проект. Эта позиция не только нынешнего канцлера ФРГ Ангелы Меркель, но и ее преемницы на посту главы партии ХДС Аннегрет Крамп-Карренбауэр. Без изменения позиции ФРГ европейским противникам газопровода будет очень сложно воспрепятствовать его строительству. Выбирая между коммерческими интересами американского и немецкого бизнеса, правительство ФРГ склоняется к последнему.
Явной причиной обострения интереса американских и европейский парламентариев к морским газопроводам России стал недавний инцидент в Керченском проливе. Президент Украины Петр Порошенко, не добившись главной цели — переноса президентских выборов, добился второстепенной: реанимировал обсуждение украинского вопроса на международном уровне. Одна из основных претензий американцев и европейцев к «Северному потоку — 2»: из-за него Украина лишится статуса монопольного транзитера российского газа в Европу. Таким образом, «Северный поток — 2», по их мнению, хотя и коммерчески осмысленный проект, но политически неправильный. При этом никто не мешает американцам или европейцам завести свой газ на Украину и сколь угодно долго транзитировать его. Проект получится не слишком успешным с коммерческой точки зрения, зато чрезвычайно «политически правильным».