Палестино-израильский конфликт опять осложнился. Тридцатого ноября 2018 года, в 42-ю годовщину Дня независимости Палестины, начались столкновения между израильтянами и палестинцами, положив начало «Великому маршу возвращения» (столкновения на границе Израиля с сектором Газа. — «Эксперт»). Количество убитых и раненых продолжает увеличиваться до сих пор. Ряд факторов затрудняют мирное урегулирование конфликта.
Во-первых, это раскол Палестины и разногласия между «Фатх» и «Хамас», которые продолжаются с 2007 года. Этот конфликт очень сложен и проблематичен с точки зрения прогнозов. С одной стороны, есть факторы, ведущие к примирению, включая нарастающий страх палестинских властей в Рамалле по поводу попыток отделить сектор Газа «по гуманитарным соображениям» в свете ухудшения экономической ситуации. С другой стороны, давление на «Хамас» слабеет, так как его сотрудникам поступает топливо и катарское финансирование зарплат. Это снизило остроту экономических бедствий в Газе. А успехи «Хамас» в сражениях со специальными боевыми подразделениями Израиля придали ему уверенности в противостоянии с палестинскими властями.
С другой стороны, палестинская администрация сталкивается с внутренними проблемами. Палестинский Центральный совет в Рамалле решил приостановить или отозвать признание Палестиной Государства Израиль до тех пор, пока Израиль не признает Палестину. Позже ряд палестинских объединений обвинили президента Абу Мазена в уклонении от выполнения решений Центрального совета. Стало точно известно, что возобновлены косвенные контакты между палестинской администрацией и Израилем с помощью посредников. Представитель премьер-министра Израиля Офир Гендельман заявил, что предпринимаются усилия для «продвижения мирного процесса и вопросов, связанных с миром и стабильностью в регионе». Палестинского президента убеждают отказаться от своей неприязни к любым контактам с администрацией США после решения Дональда Трампа перенести посольство США в Иерусалим.
Во-вторых, внутриполитическая ситуация в Израиле не менее сложна, чем у его палестинских соседей. Правительственная коалиция Биньямина Нетаньяху едва не распалась после отставки министра обороны Авигдора Либермана. Нетаньяху удалось сохранить свою коалицию, но она основана на большинстве в один голос с 61 депутатом в кнессете. С такой коалицией стабильность правительства ежечасно находится под угрозой. Поскольку основополагающим в Израиле был и остается конфликт между секуляристами и харедим, или между религией и государством, многие законопроекты порождают противоречия внутри коалиции. Например, проект закона о найме, затрагивающий жизнь тысяч религиозных харедим, которые отказываются служить в армии, а сторонники их интересов представлены в коалиции 13 голосами.
Опросы общественного мнения показывают, что около 70% израильтян не верят в способность Нетаньяху решить проблему с Газой. Многие также недовольны напряженной ситуацией на северном фронте, которая почти привела к реальной конфронтации с Россией в Сирии, а затем с Ливаном. Имеется в виду так называемая операция «Северный щит» против «Хезболлы». Еще один пункт — обвинения против Нетаньяху в коррупции. Это серьезное преступление, которое не позволит ему занимать государственные должности и выполнять обязанности, если вина будет доказана.
Третья проблема — сложный региональный ландшафт так называемой сделки века. Несмотря на визит Нетаньяху в Оман в октябре прошлого года и визит его сына, а затем министра культуры и спорта Израиля в Объединенные Арабские Эмираты в том же месяце, среди арабских стран есть общий настрой против этой сделки. «Сделка века» — неопределенная инициатива Трампа по урегулированию арабо-израильского конфликта. Она включает в себя создание палестинского государства с ограниченными полномочиями на Западном берегу реки Иордан с выводом или передислокацией израильтян из некоторых деревень в Восточном Иерусалиме, но при сохранении израильской власти в Старом городе и мечети Аль-Акса без ущерба общему решению вопроса.
На самом деле сделка не предлагает ничего конкретного палестинцам. Палестинская администрация не станет государством, она останется самоуправляемой под гегемонией Израиля, который будет контролировать границы, перемещения и ресурсы. Арабский консенсус пока заключается в том, чтобы отклонить эту инициативу.
Более того, Соглашения в Осло 1993 года, которые были нарушены Израилем, «сделкой века» будут полностью разрушены. США хранят молчание, они никогда не действовали как честный, непредвзятый и надежный посредник в палестино-израильском урегулировании мирного процесса. Инициативы Вашингтона обычно направлены на то, чтобы ввести палестинцев в заблуждение, заставив их проявить приверженность мирному процессу без всяких гарантий их прав и интересов. Недавнее американское решение по Иерусалиму и полная необъективность Израиля привели к потере доверия к Вашингтону как посреднику в мирном процессе.
Для многих таким честным и позитивным посредником является Москва. Эта точка зрения подтверждается тем, что Россия была вторым организатором мирного процесса в Мадриде в 1991 году, а затем членом международного квартета, созданного ООН для процесса урегулирования, и имеет высококвалифицированных дипломатов, которые в полной мере осведомлены о развитии конфликта и различных его аспектах. Политика Москвы очень гибкая. Несмотря на то что Россия полностью поддерживает права палестинцев и решение о создании двух государств, Москва продолжает сохранять хорошие отношения с Израилем.
Внутренних проблем и сложностей в Палестине и Израиле не меньше, чем в отношениях между сторонами. Это повышает сложность процесса мирного урегулирования и отдаляет кризис от разрешения.
Саудовская дилемма в Йемене
Двадцать шестого марта 2015 года Саудовская Аравия начала военную операцию в Йемене, известную как «Решающий шторм». Двадцать второго апреля, то есть меньше чем через месяц, она стала «Возвращением надежды». Главная цель заключалась в поддержке признанного международным сообществом режима президента Йемена Абдраббуха Мансура Хади против отрядов хуситов. Война в Йемене длится уже четыре года, но до сих пор ситуация продолжает ухудшаться и становится все более сложной. Число погибших мирных жителей превысило 14 тыс., среди них 5000 детей и женщин, а число раненых превысило 22 тыс., включая 5000 детей и женщин. И это в дополнение к жертвам (2100 смертей) и более 800 тыс. заразившимся в результате эпидемии холеры. Более 11 млн йеменских детей голодают. Оксфам, британская гуманитарная организация, описывает гуманитарную ситуацию в Йемене как худшую в истории.
Операция «Решающий шторм» не решила поставленных задач и не привела к победе над хуситами, которых Эр-Рияд рассматривает как инструмент влияния Ирана на Аравийском полуострове и угрозу своей безопасности и стабильности. Саудовская Аравия и ОАЭ вложили миллиарды долларов в эту войну. Но коалиция во главе с Саудовской Аравией действует неудачно. Армия королевства не участвовала в войне с 1991 года, в то время как хуситы десятилетиями ведут партизанские войны. Это дает бойцам-хуситам значительное преимущество.
Ситуация еще больше осложняется тем, что силы, поддерживаемые ОАЭ, подрывают легитимность признанного международным сообществом правительства и могут столкнуться друг с другом. Даже бывший президент Йемена Али Абдулла Салех, который прекратил поддержку хуситов и стремился повернуть войну вспять, был убит в конце прошлого года.
Мирное разрешение конфликта в Йемене остается призрачным. Переговоры начались в Швеции 6 декабря между признанной международным сообществом правительственной делегацией и представителями хуситов без какого-то определенного графика и расписания. Это была первая встреча за два года. Хуситы отклонили просьбу правительственной делегации Йемена о выходе из Ходейды, несмотря на угрозы со стороны правительства возобновить нападение на этот прибрежный город. Ходейда находится под контролем хуситов с 2014 года, а возглавляемая Саудовской Аравией военная коалиция с июня пытается взять его штурмом. Столкновения ужесточились в прошлом месяце, усилив обеспокоенность ООН и других организаций по поводу возможной гуманитарной катастрофы в случае прекращения работы портового города, поскольку большинство товаров и помощь, от которых зависят миллионы йеменцев, поступают через этот порт.
Ключевой фактор, препятствующий урегулированию конфликта, — саудовско-иранская конфронтация. На протяжении всей современной истории отношения между Саудовской Аравией и Ираном были нестабильными и проблемными. Поскольку обе страны являются центральными региональными державами, взаимодействие между ними существенно влияет на стабильность всего ближневосточного региона. Эта поляризация приводит к прокси-войнам и множеству кризисов, от Сирии и Ливана до Южного Йемена, Ирака и Бахрейна.
Саудовско-иранский конфликт возник не только на религиозной почве спора между суннитами и шиитами. Это стратегическое противостояние между двумя ключевыми региональными державами, имеющими разные планы и два противоречивых видения будущего Ближнего Востока.
Достижение мира в Йемене нелегкий процесс, особенно в свете существующего баланса сил и региональных амбиций сторон. Наиболее вероятно, что в обозримом будущем кризис в Йемене продолжит истощать потенциал различных сторон конфликта.
Упадок экономики стран Персидского залива
Цена продолжающейся войны в Йемене существенна не только для жителей этой страны. Саудовская Аравия, лидер арабской коалиции, переживает резкий экономический спад. Хотя оценки стоимости йеменской войны различаются, все они высоки. Согласно телевизионному репортажу саудовского канала «Аль-Арабия» от 2 апреля 2015 года, Эр-Рияд может тратить около 175 млн долларов в месяц на воздушные удары против хуситов. Эта информация появилась всего через восемь дней после начала операции «Решительный шторм». Журнал Forbes спустя шесть месяцев с момента начала войны упомянул, что траты за это время составили около 725 млрд долларов, то есть 120 млрд ежемесячно. Другие оценки приведены в исследовании, опубликованном Гарвардским университетом: расходы на войну составляют до 200 млн долларов в день. Саудовская газета «Эр-Рияд» оценила стоимость саудовской военной операции в 230 млн долларов в месяц, а немецкий сайт Deutsche Fillet — в 175 млн долларов.
В мае 2017 года Саудовская Аравия объявила о выделении Йемену помощи в размере 8,2 млрд долларов, разделенной на несколько частей: 2,9 млрд на развитие, 2,2 млрд на помощь йеменскому правительству, 1,1 млрд на помощь йеменцам, проживающим в Саудовской Аравии. Помимо этого была выделена гуманитарная помощь в размере 847,5 млн долларов людям, которые пострадали от войны. По предварительным оценкам официальных лиц Йемена, общая стоимость восстановления страны, как ожидается, составит около 100 млрд долларов, из которых 70 млрд придется на страны ССАГПЗ (Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива).
Для Саудовской Аравии военные расходы и расходы на безопасность составляют почти треть бюджета. Сюда не включены косвенные убытки, связанные с сокращением инвестиций в Саудовской Аравии и нехваткой валютных резервов, которые невероятно сократились: с 737 млрд долларов в 2014 году до 487 млрд к июлю 2017-го. В августе 2017 года министерство финансов Саудовской Аравии объявило, что государственный долг страны достиг 91 млрд долларов. И это помимо внутренних облигаций на сумму 9,9 млрд долларов и международных облигаций на 12,5 млрд долларов, выпущенных правительством Саудовской Аравии в сентябре и октябре того же года. Это увеличивает долг Саудовской Аравии до 113,4 млрд долларов.
Принимая во внимание снижение цен на нефть и его негативное влияние на ВВП Саудовской Аравии, экономика страны может столкнуться с самым тяжелым кризисом в своей истории. Дефицит бюджета в 2018 году был зафиксирован на уровне 52 млрд долларов. Экономический рост в Саудовской Аравии замедлился в 2016 году на 1,7% по сравнению с 3,5% в 2015-м. В 2017 году темпы роста были отрицательными — минус 0,5%.
Последствия войны для ОАЭ не менее серьезны. По некоторым оценкам, Эмираты ежемесячно выделяют около 1,3 млрд долларов на интервенцию в Йемене. Годовые траты составляют примерно 16 млрд долларов, а за все время войны — около 55 млрд долларов. ОАЭ опустошают свой государственный фонд для покрытия расходов и возмещения бюджетного дефицита, что привело к сокращению активов фонда примерно на 30 млрд долларов к концу 2015 года. Эмираты также сократили свои вложения в казначейские облигации США, с 200 до 66 млрд долларов к середине 2017 года.
В последние месяцы в банковской сфере ОАЭ усиливался кризис. Они были вынуждены пойти на слияния, стремясь сохранить конкурентоспособность при низких ценах на нефть. Эти банки в значительной степени зависят от государственных депозитов, которые сокращаются в результате падения мировых цен. Два крупнейших банка Абу-Даби завершили слияние в прошлом году, в результате чего родился Первый банк Абу-Даби. В результате слияния инвестиционной компании Mubadala и Инвестиционного совета Абу-Даби в марте прошлого года был создан суверенный фонд благосостояния на 220 млрд долларов.
Банки воздерживаются от финансирования инвестиционных проектов в сфере недвижимости в стране. Они устанавливают свои собственные требования по предоставлению финансирования, например просят клиента единовременно внести платеж в размере до 35%. Проблемные кредиты в ОАЭ достигли 6% общего объема кредитов, в основном в секторе малого и среднего бизнеса. Abraaj Capital, крупнейшая фирма-застройщик в ОАЭ, подала временный запрос на ликвидацию, вынудив Управление финансового надзора Дубая начать расследование обвинений о ненадлежащем управлении компании. Эта история вызвала тревожные настроения, поскольку репутация Дубая как глобального финансового центра может пострадать.
По некоторым прогнозам, рынок недвижимости в ОАЭ будет продолжать падать в течение следующих трех лет. Это вызывает много вопросов, касающихся последствий этого падения и особенно вероятности повторения в ОАЭ американского кризиса 2008 года. Некоторые считают, что экономика может в итоге серьезно пострадать. Рост государственных пошлин и налогов привел к закрытию десятков магазинов и предприятий малого и среднего бизнеса, трансформировав ОАЭ из страны, привлекательной для бизнеса, в страну, враждебную к предпринимательству.
В течение многих лет экономическая мощь стран Персидского залива оказывала прямое влияние на политику Ближнего Востока. Некоторые считают, что упадок сильнейших стран Залива оказывает негативное влияние на региональную стабильность. Другие же полагают, что экономическое давление на государства Персидского залива может подтолкнуть их к решению региональных проблем, что может поспособствовать преодолению многих кризисов, охвативших регион.
Будущее предсказать трудно, но, похоже, на Ближнем Востоке происходят фундаментальные изменения в свете переломных политических, стратегических, социальных и экономических событий.
Перевел Максим Ходыкин