В этом году мы решили сделать последний номер уходящего года прогнозным, опираясь на мнения авторитетных российских институтов и источников. Там, где это было возможно. А там, где невозможно, — на свое. В качестве аналитических платформ выступили Институт экономики РАН, РАНХиГС и Центр макроэкономического прогнозирования — по экономике, Фонд общественного мнения и Общественная палата — по внутренней политике, Валдайский клуб и Российский совет по международным делам — по внешней политике. В вопросах технологий мы решили действовать на свой страх и риск.
Коротко прогнозы выглядят так.
Экономика России продолжит пребывать в стагнации, с некоторой угрозой стагфляции. Все ждут низких темпов роста ВВП и роста инфляции. Естественно, возникает вопрос: почему национальные проекты не стимулируют экономический рост? Ответов два. Во-первых, они в лучшем случае только-только стартуют в будущем году, во-вторых, экономический рост при одновременно дорогих деньгах (а наши реальные ставки по кредитам одни из самых высоких в мире) и высоком, притом растущем, налогообложении невозможен. Мотивы, по которым наши экономически и финансовые власти действуют именно таким образом, фактически против роста, эксперты объяснить не могут.
К сожалению, никто из экспертов не может назвать и новых отраслевых драйверов роста, подобных тому, каким были АПК и ОПК в последние годы. И тот и другой сектор по разным причинам больше быстро расти не будут, и никто на их место пока не претендует.
Эксперты по-прежнему выражают надежду на рост несырьевого экспорта, который кажется спасением в условиях низкого внутреннего спроса. А мы по-прежнему сомневаемся в том, что это может дать сколько-нибудь значительный эффект. Даже у самых сильных российских несырьевых компаний доля экспорта в выручке составляет 10%. Даже представители АПК видят, что внутренний рынок дает им больше возможностей для роста при условии снижения себестоимости (а это реально), чем экспорт даже в Китай, так как по сравнению с тем же Китаем и его производством любые их возможности мизерны. Это, кстати, очень любопытный феномен. Мировой рынок кажется привлекательным за счет своего размера, и кажется, что надо туда стремиться, чтобы сыграть на масштабе, и за счет этого снизить себестоимость. Но на масштабе сыграли уже до нас — тот же Китай. И мы можем всерьез выйти на эти рынки только с гандикапом по себестоимости, который надо создавать за счет новых технологий у себя дома. Но эту тему мы разовьем уже в следующем году.
Прогноз по внутренней политике должен успокоить тех, кто был слишком возбужден прошедшей пенсионной реформой, губернаторскими выборами, а под конец и событиями во Франции. Оба наши эксперта считают, что в России нет потенциала волнений «оранжевого» толка, несмотря на обиду по поводу пенсионной реформы. Народ будет сильно думать, прежде чем становиться на сторону оппозиции, тем более несистемной. Хотя при этом лимит избыточного доверия исчерпан полностью. Добавим от себя, что выборы в Приморье, как нам кажется, показали справедливость первого утверждения и, скорее, понимание центра, что лимита больше нет.
Центром политики будут национальные проекты. Они во чтобы то ни стало должны стартовать в новом году, и элиты, деловые и бюрократические, будут насмерть биться за то, чтобы проекты стартовали при их участии и в их интересах. Жители России и арбитры смогут наблюдать за этой борьбой, которая будет иметь непосредственное влияние на выборы 2021 года.
Во внешней политике следует ждать серьезного процесса самоопределения ключевых стран Евросоюза, и неизвестно, к чему этот процесс приведет Европу и мир к концу 2019 года. На повестке дня все тот же брекзит — он будет определять политическое и экономическое будущее Великобритании и заставит Брюссель пройти тест на принципиальность. В то же время жители Старого Света, надев желтые жилеты, испытывают на прочность франко-немецкую ось, а итальянские популисты бросают вызов догмату о низком бюджетном дефиците и финансовой дисциплине.
И пару слов о технологиях. Мы видим затухание информационной технологической волны на фоне одновременного разрастания истерии вокруг искусственного интеллекта. Последнее вызывает тревогу, к счастью, не только у нас — в мире зреет понимание, что история с ИИ требует этического контроля. Что касается России, то ее большая наука печально ждет бюджетных денег и большого спроса со стороны государства.
Что радует, так это рост числа стартапов, занимающихся технологиями профилактики старения. Это значит, что поздравлять вас, дорогие читатели, мы будем еще очень долго.
С Новым годом!