Город, которого нет

Вячеслав Суриков
редактор отдела культура «Монокль»
24 декабря 2018, 00:00

Роман Евгения Водолазкина «Брисбен» — еще один аргумент в пользу литературных премий. Роман «Лавр» был ими усыпан: «Ясная Поляна» и первая премия «Большой книги». Следующий, «Авиатор», тоже не обойден вниманием литературных экспертов — у него вторая премия «Большой книги». И что мы видим: Водолазкин не почивает на лаврах, а продолжает работать.

Главный герой «Брисбена» Глеб Яновский родился в 1964 году, как и его автор. Причем не где-нибудь, а в Киеве — еще одно биографическое совпадение. И главный герой, и автор — гитаристы. Оба закончили филфак. Только Евгений Водолазкин не свернул с филологической стези: сначала стал доктором наук, а потом занялся литературной карьерой, а вот его герой при первом удобном случае устремился к вершинам музыкальным. Автор направляет его путем, которым скорее всего и сам бы хотел пройти — в параллельной реальности, каковой, по сути, и является литература.

Действие романа протекает в двух временных отрезках: один берет начало в 1971 году, второй — в 2013-м. Первая сюжетная линия развивается на высокой скорости и достигает года 2000-го: герой ломает палец и лишается возможности играть на гитаре. Но каким-то образом ему удается восстановиться, и к 2013 году он становится прославленным на весь мир музыкантом. Тут его ждет новая опасность — болезнь Паркинсона, которая окончательно прерывает его музыкальную карьеру. Но судьба дарит ему новую надежду — встречу с дочерью его первой возлюбленной. Она музыкант, необыкновенно талантлива и тоже неизлечимо больна. Герой принимает ее как собственную дочь и бросает все силы на то, чтобы вылечить. Ничего не выходит: во время операции, которая могла бы продлить ей жизнь, та умирает. Только так можно попасть в город, где все счастливы, в город, которого нет.

 

Водолазкин Евгений. Брисбен. — М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2019. — 410 с. Тираж 35 000 экз.