Инновации застряли в маркетинге

24 декабря 2018, 00:00

AP/TASS

2018 год стал апогеем технологического хайпа. Наиболее яркий пример этого феномена — биткойн, который всего за год упал со своего максимума 20 тысяч долларов за монету до 3,8 тысячи. Год назад биткойн взлетел в цене именно благодаря хайпу: сторонники криптовалют, наблюдая за ростом биткойна, стремительно его скупали, что приводило к еще большему росту. Твиттер полнился сообщениями о росте стоимости биткойна, многие СМИ открыли специальные колонки, посвященные криптовалютам. При этом цена биткойна ничем не обеспечена: это виртуальная валюта, не регулируемая официально. Весь хайп представлял собой пузырь, готовый лопнуть в любой момент. Это и произошло: те самые пользователи твиттера и интернет-издания, которые помогли биткойну взлететь, запустили масштабную волну паники, и криптоинвесторы начали распродавать виртуальные монеты.

Стремительно обесценивающийся биткойн потянул за собой и другие криптовалюты, а также производителей оборудования для майнинга. От турбулентности на криптовалютном рынке сильно пострадал американский производитель графических процессоров (GPU) Nvidia: в компании неверно оценили перспективы криптовалют, и на складах начал скапливаться нераспроданный остаток GPU. Это, в свою очередь, привело к почти двукратному падению котировок бумаг компании.

Негативные последствия долгого подогрева технологического хайпа затронули и крупнейшие ИТ-компании — так называемую пятерку FAANG: Facebook, Amazon, Apple, Netflix, Google (Alphabet). На них сказалось действие сразу несколько факторов: недостаточная диверсификация бизнеса, торговое противостояние США и Китая и, главное, несоразмерность биржевого роста технологических гигантов их реальным инновационным достижениям. Так, компания Apple, которая в продажах своих устройств во многом рассчитывает именно на хайп, в этом году не смогла оправдать ожиданий покупателей. Новое поколение iPhone оказалось не таким уж востребованным, и Apple даже пришлось отказаться от публикации отчетности о количестве проданных устройств, хотя до этого компания гордо публиковала эту статистику.

Потребителей все труднее удивить новыми технологиями. Мы уже видели роботов, прототипы беспилотников, гибкие дисплеи, системы умного дома, поэтому обновление дизайна смартфона больше не впечатляет. Интерес к технологиям невозможно так долго поддерживать одним только хайпом и рекламными ходами — чтобы заинтересовать широкую аудиторию, нужны реальные инновации. В этом году навсегда закрылась ганноверская CeBIT (Centrum der Büro- und Informationstechnik), некогда крупнейшая в мире выставка электроники и информационных технологий. По словам ее организаторов, причина закрытия — снижение интереса со стороны как участников, так и посетителей выставки. CeBIT впервые прошла в 1986 году и в лучшие времена собирала до 800 тысяч человек. Но в 2018-м выставку посетили лишь 120 тысяч любителей электроники и цифровых технологий. Не помогли даже попытки заинтересовать посетителей конференциями и концертами, проводившимися прямо на выставке.

2018-й дал технологическим компаниям внятный сигнал: инвесторы не будут бесконечно вливать деньги в акции бизнеса, не показывающего реальных результатов. А это означает, что в будущем году у ИТ-компаний остается лишь два варианта действий. Им придется либо создавать действительно инновационные продукты, либо переживать глубокий, затяжной кризис. Третьего не дано.