Между Китаем и США

Нандан Унникришнан
24 декабря 2018, 00:00

В разгар геополитических и торговых баталий между Пекином и Вашингтоном страны Юго-Восточной Азии мечтают о стабильности и нейтралитете

AP/TASS

Постепенный упадок США и параллельное усиление Китая оказали большое влияние на всю планету, в особенности на Юго-Восточную Азию. Существующая архитектура международной безопасности, созданная США и возглавляемая ими на протяжении десятилетий, испытывает все большее давление со стороны Китая. Еще во времена Барака Обамы США объявили о программе «Опора на Азию», но, несмотря на усиление военно-морского патрулирования и других форм военного присутствия в регионе, обеспокоенность США потерей своего влияния в регионе сохраняется. Непредсказуемость внешней политики Дональда Трампа не способствует исчезновению этих опасений.

Нандан Унникришнан 65-01.jpg
Нандан Унникришнан

Беспрецедентная гонка вооружений — еще одно доказательство отсутствия безопасности в регионе, вызванного возрастающим соперничеством США и Китая. Нигде эти противоречия не проявляются так явно, как в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях. По проблеме островов Дяоюйдао в Южно-Китайском море и противоречивой «линии девяти пунктиров» Китай смог извлечь для себя существенную выгоду без какого-либо сопротивления Вашингтона и его союзников.

В Южно-Китайском море Китай, несмотря на преимущественно враждебное отношение международного сообщества, смог расширить свои владения и убедить страны, выступающие против, обсудить сложившуюся проблему вне общепринятых международных законов, то есть ЮНКЛОС, Конвенции ООН по морскому праву. Филиппины же, с самого начала подавшие жалобу на основании ЮНКЛОС, по сути, признали нарушения КНР в Южно-Китайском море как реальность, которую невозможно изменить. Руководство Филиппин пытается добиться совместного освоения ресурсов на спорных территориях, что само по себе является отходом от положений ЮНКЛОС.

Аналогичным образом КНР поступила в истории с островами Дяоюйдао, объявив опознавательную зону противовоздушной обороны (ОЗПО), которую международное сообщество в большинстве своем признало, присоединившись к ней. США продолжают отправлять свои военные самолеты в эту зону без предупреждения, однако авиакомпании четко придерживаются требований Китая.

 65-02.jpg

В регионе осознали, что США не желают столкновений с Китаем по тем вопросам, которые не считаются вызовом основным интересам американцев в регионе. Такое поведение подорвало готовность государств, включая союзников США, спорить с Китаем. А сама КНР продолжает увеличивать свое влияние в этих странах. Забавно, что торговое противостояние США с Китаем не помогает изменить эту ситуацию. С одной стороны, американо-китайский конфликт должен предоставить маленьким странам больше пространства для лавирования между двумя великими державами. Но учитывая выход США из Транстихоокеанского партнерства и пересмотр всех многосторонних торговых соглашений с их участием, зависимость стран региона от китайского влияния может только увеличиться, в то время как поддержка США сократится.

Похожая ситуация наблюдается и с выходом США из иранского СВПД, (Совместного всеобъемлющего плана действий) и Парижского соглашения по климату. Эти действия усилили неопределенность по поводу обязательств США в регионе и вызывают страх перед возможными амбициями КНР.

Все это неминуемо приводит к тому, что страны Юго-Восточной Азии обращаются к другим игрокам для продвижения и защиты своих интересов. Индия — один из таких игроков. В особенности потому, что исторически у нее не было конфликтов со странами региона и она рассматривается как неопасная страна. Индия не желает появления гегемона в Индо-Тихоокеанском регионе и будет рада сыграть противодействующую Китаю роль. Однако сейчас ей не хватает политического, экономического и военного влияния, чтоб стать противовесом КНР. Индия подчеркивает, что страны Юго-Восточной Азии должны сами участвовать в разработке новых правил взаимодействия для обеспечения свободной и всеобъемлющей архитектуры Индо-Тихоокеанского региона в области экономики и безопасности.

Это совсем не означает, что Индия будет стремиться к противостоянию или к каким-либо ссорам с Китаем. По сути, маловероятны выступления Индии по политическим вопросам, исключая те, которые напрямую влияют на ее экономические интересы или ее всеобъемлющее видение Индо-Тихоокеанского региона. С другой стороны, Индия сделает все возможное для укрепления своих политических, экономических, военных и культурных связей со странами региона. Новая восточная политика Дели символизирует ее желание играть большую роль в Юго-Восточной Азии.